Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Как функционируют сложные социальные системы. Часть 1.

Пост в Лигу психотерапии.


Статья американского писателя по имени Нассим Талеб, с которым читатели Лиги познакомились здесь. Я собираюсь процитировать её по частям и каждую цитату завершить сравнением реалий США, которые описывает автор, с российскими реалиями. Помогайте :)


Тезис:


Си­ту­а­ция, ко­то­рую я со­би­ра­юсь опи­сать — луч­ший из­вест­ный мне при­мер, да­ю­щий пол­ное пред­став­ле­ние о том, как функ­ци­о­ни­ру­ют слож­ные си­сте­мы. Когда чис­лен­ность бес­ком­про­мисс­но на­стро­ен­но­го мень­шин­ства опре­де­лен­но­го типа до­сти­га­ет ка­ко­го-то по­ро­го­во­го уров­ня — ка­за­лось бы, незна­чи­тель­но­го, ска­жем, в три или че­ты­ре про­цен­та от общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, — осталь­ной по­пу­ля­ции при­хо­дит­ся под­чи­нить­ся их пред­по­чте­ни­ям.


Кроме того, вме­сте с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем мень­шинств воз­ни­ка­ет за­нят­ная оп­ти­че­ская ил­лю­зия: на­ив­но­му на­блю­да­те­лю будет ка­зать­ся, что в об­ще­стве гос­под­ству­ет выбор и пред­по­чте­ния боль­шин­ства.


Воз­мож­но, это ка­жет­ся вам аб­сурд­ным, но при­чи­на этого в том, что наши ин­ту­и­тив­ные суж­де­ния плохо ра­бо­та­ют в по­доб­ных си­ту­а­ци­ях (на­столь­ко, что лучше во­об­ще за­быть обо всем, что ка­жет­ся нам оче­вид­ным с на­уч­ной или ака­де­ми­че­ской точки зре­ния — такие оза­ре­ния непри­ме­ни­мы к слож­ным си­сте­мам, хотя с успе­хом за­ме­ня­ют жи­тей­скую муд­рость).


Ос­нов­ная идея тео­рии слож­ных си­стем за­клю­ча­ет­ся в том, что по­ве­де­ние це­ло­го нель­зя пред­ска­зать по свой­ствам его ча­стей. Вза­и­мо­дей­ствие зна­чит го­раз­до боль­ше, чем устрой­ство эле­мен­тар­ных еди­ниц.


Изу­че­ние от­дель­ных му­ра­вьев ни­ко­гда (ред­кий слу­чай, когда можно с уве­рен­но­стью упо­треб­лять слово «ни­ко­гда»), ни­ко­гда не даст нам пред­став­ле­ния о том, как устро­ен му­ра­вей­ник. Для этого нам при­дет­ся рас­смат­ри­вать му­ра­вей­ник как целое, а не как боль­шую кучу му­ра­вьев — ни боль­ше, ни мень­ше.


Это свой­ство си­стем на­зы­ва­ет­ся «эмер­джент­ность»: целое от­ли­ча­ет­ся от суммы со­став­ля­ю­щих его ча­стей, по­то­му что глав­ное — это то, как про­те­ка­ет вза­и­мо­дей­ствие между ча­стя­ми. При­том эти вза­и­мо­дей­ствия могут под­чи­нять­ся очень про­стым пра­ви­лам, и сей­час мы об­су­дим как раз одно из таких пра­вил — пра­ви­ло мень­шинств.


Пра­ви­ло мень­шинств по­ка­зы­ва­ет: чтобы со­об­ще­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ло долж­ным об­ра­зом, нужно толь­ко одно — неболь­шое ко­ли­че­ство нето­ле­рант­ных, доб­ро­де­тель­ных людей, ко­то­рые лично за­ин­те­ре­со­ва­ны в ис­хо­де игры.


Источник


В российской традиции эта идея формулировалась как "вождь и народные массы", и вождём был публичный человек, как правило, профессиональный политик. Талеб в своей статье показывает, что в новейшее время власть не обязательна персонифицирована. Идеи тоже могут править обществом.


(продолжение в следующем посте)

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что касается книги.


Талеб пишет во многом интересные вещи. Но многое было написано уже и ДО него. И.В. Сталин, Ленин, Маркс, Энгельс в своих работах об этом многое писали. И о "меньшинстве", о воздействии и поведении масс, о политических процессах.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там была классовая борьба. Другая большая группа выделялась в социуме - класс. Идея пищевых привычек над-классовая, и пролетарии, и буржуазия оказываются "в одной лодке" ценителей или опровергаетелей ГМО, например.


Сталин, Ленин, Маркс и Энгельс совершенно не рассматривали гендер - социальный пол. Поэтому отечественных работ по гендерной психологии очень мало, основная теоретическая база написана под другие, западные, реалии.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А зачем он нужен - этот "социальный пол"? " Гендер", "бесполое" общество, - это все от лукавого, для того, чтобы манипулировать сознанием восприятия пола человека. Человек либо мужчина, либо женщина. И ведет он себя соответственно со своим полом, со своим гормональным фоном. Можно, конечно, рассматривать людей как "массу".. Есть работы на эту тему, например у Ильина, или у Т. Гарра. Вопрос только в том с какой целью создаются данные "науки" по "изучению масс". В контексте западного сообщества они создавались для УПРАВЛЕНИЯ этими массами(как например и маркетинг), причем совсем не в интересах этих масс.

Сталин, Ленин, Маркс не писали работ по "психологии", но одно неоспоримо, - они были материалистами, мыслили материалистическими категориями, мыслили в интересах народа(посему такие "науки" как "продажи", "маркетинг" и "психология" для их идеологии были чужды), в том числе ими был основан "институт Мозга", где изучались мозги и Ленина, и Маяковского, и других обычных людей. Кстати, аналогов подобных институтов нет еще, несмотря на всю "продвинутость запада", зато есть "психология".

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что выяснилось, что пол обусловлен не только анатомически, но ещё и культурно. Например, в культуре девятнадцатого века современный городской юноша это "не мужик", потому что не запряжёт лошади, не сумеет ни вспахать земли, ни засеять, и в Петровки косить три недели, убивая себя на физической работе, не сумеет. Мужское было накрепко увязано с умением обрабатывать землю и нести ответственность за животных на дворе.


По меркам девятнадцатого века это скорее "дворня", дворовые люди, развращённые жизнью на всём готовом в услужении и лакействе.  "Дворовый" человек было аналогом того, что сейчас называют "не мужик".


Сделать коня могли уже десятилетние дети, ездить верхом тоже могли с детства. Сейчас такой привязки нет, мужской пол в социуме определяется через другие признаки. Гендер нужен, чтобы обсуждать эти изменения, это просто понятие.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ох, уважаемый, - мыслите шире. "Культура" - это второстепенная категория. Первична всегда экономика и политика. Сначала издаются законы, принимаются политические решения, а уже потом это все "отражается" в объектах искусства, в театральных постановках, в фильмах, отражается в поведении народных масс... Сначала кто-то создает правила игры, и потом эти правила же игры транслируют, ибо "культура" - это отражение того что происходит в обществе, но никак не его первоисточник. Всегда стоит задавать вопрос - в чьих интересах это написано или показано и почему....

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Культуру создают творцы, здесь как раз правило асимметричности действует. Один придумал что-то новое, подхватили моду, переосмыслили моду и вот уже у вас прецедентная ситуация, прецедентный текст и прецедентные образы. Пример - фильмы Гайдая. Ничто не предвещало появление героя-Шурика, никакое бытие не определило сознания. Только художественный гений создателя фильма, любимого народом уже в нескольких поколениях.

Автор поста оценил этот комментарий

Про Аристотеля забыл и всю цепочку к нему ведущую.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку