Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Египетский флот входит в гавань Библа | Древний Египет, Древний Левант Бронзовый век, Новое царство, династия 18, 33-й год правления Тутмоса III | художник Тим Мейер, фрагмент

древний папирус - дипломатия по древнеегипетски - сказка о хитром военачальнике - загадочные хабиру - воинственные марьяну - заимствовал ли Гомер чужой сюжет

НА 33-М ГОДУ
от начала своего правления египетский фараон Тутмос III начал свой восьмой и самый крупный военный поход. Стратегическая задача состояла в том, чтобы разгромить союзные города-государства могущественного царства Митанни (егип. Нахарин) на северо-востоке Сирии.

Армия двинулась из Египта через Синайский полуостров, а флот - через порт Арвад в Алеппо в страну Нахарин. Царь Митанни и правители союзных городов-государств были разгромлены в ряде сражений:

«Я взял в плен азиатов - 13 человек (имеются в виду знатные люди) и 70 живых ослов, а также 13 бронзовых топоров, причем бронза была украшена золотом».

Затем Тутмос приказал построить в городе Библе множество кораблей из кедра, их поставили на повозки и повезли к реке Евфрат.

Плывя вниз по Евфрату, египтяне нападали на вражеские и мятежные города. Пройдя на юг через долину Оронта, египетская экспедиция вернулась к ливанскому побережью. Египтяне продемонстрировали способность своих войск вторгнуться на территорию Митанни. Митаннийский царь выплатил дань, а вавилонский, ассирийский и хеттские цари прислали свои дары.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Никогда ранее Египет не был так силен как при великом царе-завоевателе Тутмосе III. Никогда больше египтяне будут настолько превосходить своих соседей. Это был абсолютный зенит тысячелетнего развития цивилизации Древнего Египта. Неудивительно, что эта «золотая эпоха» нашла свое отражение в культуре египтян.

В Британском музее в Лондоне находится фрагмент рукописного свитка именуемый как Папирус Харриса 500 или Папирус Британского музей 10060. Экспонат имеет высоту 19,5 см и длину 142,5 см. Части оригинального папируса отсутствуют.

Папирус входил в коллекцию Энтони Чарльза Харриса (1790–1869) и был куплен после его смерти, в 1872 году, Британским музеем у Селимы Харрис, его родной дочери. Согласно сообщениям, на момент обнаружения папирус был нетронутым, но был поврежден в результате взрыва, разрушившего дом в Александрии, где он хранился.

Артефакт датируется временем правления Рамессидов (19-я и 20-я династии, 1292–1077 гг. до н.э.). Кроме прочих весьма интересных текстов, на обратной стороне папируса записано сказочное повествование об одном из событий, которое якобы случилось во времена 18 династии в правление Тутмоса III - «Взятии Иоппы».

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Папирус Харриса 500 | Северная Африка, Египет | цивилизация Древнего Египта | Новое царство, 19 - 20 династии, 1292–1077 гг. до н.э. | Британский Музей, Лондон, Фрагмент. Начало и конец утрачены.

Высокий холм Яффы (устар. Иоппы) и удобное устье реки, которое защищало корабли от штормов и препятствовало доступу к городу по суше, стали причиной поселения здесь людей еще около 3000 года до н.э. Конечно, такая стратегическая точка, морские ворота в Ханаан не могли не заинтересовать Тутмоса III и он захватил Яффу. Местные жители были уведены в плен, а город египтяне превратили в свой военный форпост во враждебной стране.

У нас нет исторических свидетельств того как это произошло, но сказка из Папируса Харриса повествует об этом следующим образом:

Однажды во времена царя Мен-Хепер-ра (Тутмоса III) произошло восстание* слуг его величества, находившихся в Иоппи. Тогда сказал его величество: "Пусть (военачальник) Джехути пойдет со своими воинами и уничтожит этого нечестивого врага в Иоппи». И призвал одного из своих приближенных и сказал еще: «Спрячь мою большую трость, которая творит чудеса, в обозе Джехути, чтобы сила моя пошла с ним».

Когда же Джехути приблизился к Иоппе с воинами фараона, то послал к Врагу в Иоппе** и сказал: «Вот теперь его величество, царь Мен-Хепер-ра, послал против тебя все это большое войско; но что же это, если мое сердце, как твое сердце? Приди, и давай поговорим в поле, и увидим друг друга лицом к лицу». И пришел Джехути с некоторыми из своих людей. Пришел и Враг в Иоппии, но возница-марьяну его, который был с ним, был сердцем верен царю Египетскому.

И говорили они друг с другом в большом шатре, который поставил вдали от воинов. А Джехути приготовил двести мешков, с веревками и путами, и большой мешок из шкур с бронзовыми путами, и много корзин. Они были в его шатре, мешки и корзины, и он положил их так, как кладут в корзины корм для лошадей. А в то время, как Враг из Иоппы пил с Джехути, люди, бывшие с ним, пили со слугами фараона и веселились с ними.

И когда кончился их пир, сказал Джехути Врагу в Иоппе: «Ты видишь, что я доверяю тебе и, если тебе угодно, я останусь с женщинами и детьми твоего города, только пусть кто-нибудь приведет моих коней, и накормит, и спрячет в Иоппе от блуждающих в округе хабиру». И пришли люди, и запрягли коней, а один воин фараона нашел большую трость Мен-хепер-ра (Тутмоса III) и пришел рассказать о ней Джехути.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Атака египетских колесниц

И тогда Враг в Иоппии сказал Джехути: «Сердце мое желает осмотреть великую трость Мен-Хепер-ра. Сделай же все хорошо и принеси ее мне». И Джехути сделал так, и принес трость царя Мен-Хепер-ра. И ухватил Врага из Иоппы за одежду его, и тот встал, и Джехути сказал: «Посмотри на меня, Враг! Вот великая трость моего царя Мен-Хепер-ра, страшного льва, сына (богини-воительницы) Сехмет, которому (бог) Амон, отец его, дает власть и силу». И, подняв руку, он ударил по лбу Врага из Иоппы, и тот упал перед ним беспомощный.

И положил его (генерал) в мешок из шкур, и связал руки Врага из Иоппы, и надел на ноги его оковы с четырьмя кольцами. Затем приказал слугам своим принести двести пустых мешков, и спрятал в них двести лучших воинов, и дал им веревки и бронзовые путы, и запечатал их печатью, и приложил к ним веревочные сети и шесты, чтобы нести их. И приставил к ним по два сильных носильщика из слуг, всего шестьсот человек, и сказал им: «Когда войдете в город, то развяжите ноши ваши, вместе схватите всех жителей города и быстро наложите на них оковы».

Тогда один (слуга египтянин) вышел и сказал вознице Врага в Иоппе: «Господин твой сейчас устал от вина. Пойди, скажи госпоже твоей: «Приятная весть! (Бог) Сет отдал нам Джехути с женою его и детьми его; вот начало дани их», чтобы она приняла двести мешков».

И (верный египтянам) возница пошел перед носильщиками, чтобы порадовать сердце своей госпожи, супруги Врага из Иоппы, говоря: «Мы возложили руки на Джехути***». Тогда отворились ворота города пред пешими: они вошли в город, открыли ноши свои, возложили руки на всех жителей города, малых и великих, быстро наложили на них путы и оковы; власть фараона овладела городом тем.

Отдохнув, Джехути отправил послание в Египет к царю Мен-хепер-ра, своему господину, говоря: «Будь доволен, ибо Амон, добрый отец твой, отдал тебе неприятеля в Иоппе со всем его народом, а также и город его. Пошли же людей взять их в плен, чтобы ты наполнил дом отца твоего Амона-Ра, царя богов, рабами и рабынями, и чтобы они были повержены под ногами твоими во веки веков».

Примечание * - согласно египетской имперской пропаганде весь мир изначально принадлежит египетским царям, а те кто временно не признают этого - однозначные мятежники.

Примечание ** - используется как личное имя.

Примечание *** - победили или захватили, получили власть.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Охота с колесницы, факсимиле с рельефа | Северная Африка, Египет, Фивы, гробница Усерхата TT 56 | цивилизация Древнего Египта | Новое царство, 18 династия, правление Аменхотепа II, около 1427-1400 гг. до н.э. | Британский Музей, Лондон

В этой истории прекрасно всё!

Здесь и подразумеваемая первоначальная военная неудача египтян, столь популярный и сейчас способ вести переговоры с бутылкой в руке, египетский «штирлиц» в лице возничего, военная хитрость военачальника Джехути, и упоминание двух очень интересных терминов, связанных с военным делом.

Первый - это люди, которых называют хабиру и которые могли похитить коней египетского генерала. Хабиру - это группы людей, проживавшие в области Плодородного полумесяца как минимум с 19 века до н.э. до середины 12 века до н.э.

Мы знаем об их существовании из почти 200 источников на шумерском, аккадском, хеттском, угаритском и египетском языках, но не понимаем сущность этого противоречивого явления.

Совершенно точно, что хабиру — это не нация, а социально-правовой термин. Они всегда зависят либо от государства, города, либо от других людей. В Египте выполняют принудительные работы , а в Месопотамии эти мужчины и женщины предлагают свои услуги хозяину в обмен на свое содержание, но при этом их иногда называются головорезами.

Похоже на то, что эти люди занимают промежуточное положение между свободнорожденными и рабами, но парадоксальным образом чаще всего хабиру служат солдатами, часто организованными в специальные контингенты (Ларса в Вавилонии, Мари на Среднем Евфрате, Алалах в Северной Сирии и Богазкей в Анатолии).

Мы знаем, что некоторые города иногда были под властью хабиру, с ними вели войны сирийские князья, а царь Идрими из Алалаха (ок. 1490–1465 гг. до н.э.) величал себя царём хабиру.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

СТАТУЯ ИДРИМИ, ЦАРЯ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА АЛАЛАХ | Восточное Средиземноморье, Левант, Турция, Телль-Атчана | Ханаанская цивилизация, XV век до н.э. | магнезит, высота 104 см | Британский музей, Лондон

Другой важный и интересный термин в древнеегипетской сказке про «Иоффского коня» - это марьяну. Когда египетский владыка Менхеперра (он же Тутмос III) повёл своих воинов на покорение Азии, то основной ударной силой его полевой армии служили отряды боевых колесниц. Около 1460 г. до н.э. египтяне столкнулись с Митаннийский царством, которое на пике своего могущества простиралось от Средиземноморья до северного Загроса в Западном Иране, включая ряд важных городов в Северной Сирии.

Митанни было известно египтянам под именем Нахарина. Ассирийцы называли это царство как Ханигальбат, а хетты называли этот народ хури. Большинство современных ученые согласны с тем, что они были хурритами.

Во главе царства стояла воинственная аристократия. В их крупных земельных владениях разводили лошадей. В документах и договорах часто упоминается потомственная каста воинов-колесничих под названием марьяну. Единственное число - марья , что на санскрите означает молодой воин или юный герой, и к нему добавляется хурритский суффикс.

Большинство марьяну носили семитские и хурритские имена. По совокупности характеристик (разведение и дрессировка лошадей, прекрасные доспехи, корпоративный дух и пр.) эта военная элита служила эталоном для соседей и послужила образцом для создания аналогичных отрядов в Египте.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Чаша военачальника Джехути | Северная Африка, Египет, Мемфисский некрополь, Саккара | цивилизация Древнего Египта, Новое царство, период Тутмоса III (1480 - 1425 гг. до н.э.) | золото, 372 гр. | Музей Лувра, Париж

При раскопках хеттских архивов Хаттусы в современной Турция, было обнаружено старейшее в мире сохранившееся руководство по дрессировке лошадей. Работа была написана митаннийским дрессировщиком лошадей по имени Киккули в 1345 году до н.э. на четырех табличках и содержит 1080 строк, начиная со слов: «Так говорит Киккули, главный дрессировщик лошадей земли Митанни».

Мы видим, что сказка содержит в себе вполне реалистичные элементы и подробности и даже главный герой может быть исторической личностью. В 1824 году французский консул в Египте Бернардино Дроветти обнаружил в Саккаре могилу важного человека, жившего во времена правления Тутмоса III: военачальника Джехути (егип. dhwty). Но катастрофические раскопки его могилы закончились тем, что весь его погребальный инвентарь был разбросан по Европе, а место его могилы - потеряно.

Джехути был «начальником северных стран», а именно всего Ханаана, «острова среди моря» — Кипра и, что очень странно, «страны Кефтиу» под которой скрывается крито-микенская (эгейская) цивилизация.

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост

Ваза из погребального инвентаря военачальника Джехути | Северная Африка, Египет, Мемфисский некрополь, Саккара | цивилизация Древнего Египта | Новое царство, период Тутмоса III (1480 - 1425 гг. до н.э.) | египетский алебастр, 26.4 см | Музей Лувра, Париж

У всей этой истории есть ещё один интересный аспект (да, снова). Если Вам вдруг показалось, что вся эта история подозрительно похожа на ситуацию с «троянским конём» из древнегреческого эпоса «Илиада», то Вам не показалось.

Современные исследователи пытаются понять как явно более ранний древнеегипетский сюжет оказался в поэтическом творении древнегреческих «гомеров» из Малой Азии и повлиял на куда более поздние арабские сказки вроде «Али-Бабы и сорока разбойников».

Сказка о «Взятии Иоппы» - это пример мощнейшего влияния культуры Древнего Египта на соседние области и вклада египтян в современную Западную цивилизацию, как и пример более сложного обратного процесса заимствований.

.

Максим Ферапонтов для исторического цифрового журнала Historia Maximum

Как древние египтяне «троянского коня» придумали: приключения генерала Джехути История (наука), Научпоп, Археология, Древний Египет, Военная история, Познавательно, Журнал, Длиннопост