Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты.

Тема загробной жизни с одной стороны и печальная, а с другой — дарующая надежду.

В статье собраны интересные факты о мумификации у египтян, и о новых открытиях учёных.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Вхождение фараона в Вечность после всех проверок, и приобщение к сомну спутников богов

⚫ Мы знаем, что в Древнем Египте был развит процесс мумификации — сохранение тела от гниения и исчезновения.

Казалось бы — это явление неплохо изучено, но всё же важные открытия происходят и в наши дни.

Сегодня появилась новая, потрясающая техника, которая позволяет исследовать мумифицированные тела очень подробно, и даже восстановить облик древних людей, разного возраста.


⚫ Когда появилась мумификация?

Она появилась, как явление, ещё в период ранней первобытности, до сложения каких-либо цивилизаций.

Это было связано с таким удивительным процессом, как "самоопределение личности".

Если мы посмотрим наскальные рисунки, то главные там — животные : они и разрисованы прекрасно, в мельчайших деталях, и они выставлены на первое место, ведь именно животные в древности имеют главнейшее значение как пища, как благополучие семьи или рода. Из шкур, костей, рогов или бивней животных делали жилища, инструменты, предметы быта и украшения.

А люди ( не всегда, но часто ) — показаны, выражаясь современным языком, "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Люди первобытности — члены группы, а не индивидуальности.

Но с развитием первобытного общества появилось понимание важности личности отдельного человека : старшего в большой семье, или в роде ; вождя, правителя ; шамана или жреца ; хорошего охотника ; мудрой матери ; мудрого старика с опытом и терпением в его передаче более младшим участникам группы ; первой красавицы, за благосклонность которой боролись многие мужчины ; мужа или жены ; любимого ребёнка или всех детей....и так далее.

Это произошло при переходе к родовому строю, и созданию "малых семей", из бабушек-дедушек, родителей и детей / внуков.

Теперь семьи нужно было отличать друг от друга, понимать, каким имуществом и достатком семьи обладают.

С этого времени начинается забота обо всех поколениях семьи — от самых ранних праотцов до младенцев.


⚫ Предки египтян, пришедшие из Азии, и начавшие строить цивилизацию на берегах Нила, пришли не в безлюдную пустыню — древняя долина Нила кишмя кишела жизнью, и людьми. Первобытные охотники-негроиды жили в особом "раю", хотя и опасном из-за малярии, и других болезней, и паразитов, живших в стоячей воде в болотах по берегам реки. Было много опасных животных : бегемоты, которые могут перевернуть лодку или затоптать на берегу, крокодилов, львов и леопардов, змей, кровососущих насекомых, переносящих инфекции, и внешних и внутренних паразитов.

Но древняя долина была наполнена рощами из пальм и других деревьев, зарослями тростниковых трав, в которых гнездились десятки видов птиц, шмыгали кабаны, антилопы, вальяжно паслись буйволы, а в реке было много рыбы.

"Райским" это место можно было назвать по сравнению с пустынями.

Пустыня — это очень сложный и изменчивый мир, смертоносный и безжалостный.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Выжить в пустыне без подготовки — невозможно, "она испелит тебя жарой и обезвоживанием, иссушит тело, голова твоя наполнится зноем и болью, сердце твоё замрёт, а язык наполнит рот, и перекроет дыхание, пустыня измельчит твоё тело песчинками, передвигаемыми ветром, и засыплет без остатка твой остов."

Так говорилось в одной из древних египетских песен, записанных на папирусе.

И предки египтян, уже обладающие религиозными представлениями, тут же сотворили пустынных богов, и придумали, как сохранять своих близких с помощью жара и сухости пустыни — прикапывая тело в горячий пустынный песок.

Они выделили несколько священных мест для этого, и там, совершая погребальные обряды, начали разработку мумификации, которая постепенно дошла до высот сохранения тел не только людей, но впоследствии, и животных, птиц и насекомых.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Хотя были фрески, но сам процесс полностью никогда не показывался для публики, только самые знатные мастера имели такие фрески в своих собственных гробницах, чтобы показать богам свою хорошую работу, и репутацию

⚫ Предки египтян, пришедшие с Ближнего Востока, смешавшись с местным негроидным населением, и предками ливийцев ( населением европеоидного типа на севере Африки ) стали создавать своё классовое общество, и природная мумификация стала превращаться в науку в смысле создания различных методов, способов, и применения различных ингредиентов.

Первыми настоящими мумификаторами были слуги богачей, правителей номов-областей, и царей.

Они стали разрабатывать бальзамирующие растворы, и изучать тело человек с анатомической точки зрения.

Все это происходило методом проб и ошибок.

При этом использовались и методы сохранения пищи, например, обработка солью для защиты от порчи, и другие способы, как заливка фруктов ( фиников) сладким сиропом. Или промазывание днищ лодок и кораблей смóлами.

И таким образом, сопоставляя самые разные знания не только о человеке, но и об окружающем мире — первые мумификаторы, и иные исследователи древности, создавали возможности сохранения тел.

За ними следовали жрецы, и разрабатывали религизные догмы : молитвы, ритуалы, песнопения и обряды, чтобы не просто мумифицировать, но и позаботиться о душах покойных.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Анубис, бог мёртвых, и покровитель мумификаторов

⚫ Но при всех своих немалых, и впечатляющих достижениях, египтяне не имели иногда никакого представления об элементарных, на наш взгляд, понятиях.

Когда некоторые "мечтатели" говорят о "высшем, инопланетном" влиянии на Египет, то забывают, что египтяне до последних дней своей цивилизации почти не имели понятия о роли мозга, как головного, так и спинного, не знали о работе нервной системы, и придавали слишком большое значение, например, лечебным клизмам, чем приводили организмы к дисбактериозу, воспалению внутренних органов, и запорам с поносами... Какие-то "инопланетяне" были неумные : научили строить пирамиды, но роль мозгов, и вред от клизм при этом не разъяснили почему-то... Так же и иные странные обычаи, которые мы бы посчитали глупостью, у египтян были "мастхэв" — передовыми технологиями.


⚫ Первое подробное описание самого процесса мумификации, оставил "отец истории", древнегреческий писатель Геродот, живший в 5 в. до н.э.

Но так уж выходит, что современные знания и опыт о разных способах мумификации — не подтверждают дословно описания Геродота.

Сам Геродот честно предупреждал читателей о том, что разные сведения он получал из вторых, а то и третьих рук, и иногда это были слухи, домыслы, обрывки каких-то уже утраченных знаний.

Поэтому то, что он описал в своей книге — не всегда может быть точными фактами.

Геродот описал некий ритуал, применимый к высшей знати, но его описание, возможно, было составлено со слов человека, или людей которые не знали точно всего процесса, и описывали лишь то, что им самим известно, а если это были люди не имеющие качественного образования, и не бывшие знатными, что скорее всего так и есть, то они могли и не знать о тонкостях процесса бальзамирования для высшего сословия.

Вторым античным автором был великий "знаток всего" Диодор Сицилийский, который в чём-то подтвердил, а в чём-то и опроверг сведения Геродота.

Есть и другие описания погребальных обычаев Египта, от античности и до начала Средневековья, когда мумификация окончательно исчезла под влиянием христианства : новая религия обещала воскресение из мёртвых после Судного дня и без сохранения тела.


⚫ Бедняки могли точно знать процесс для своего слоя общества, так как специалисты-бальзамировщики описывали им варианты процесса, и говорили цену для всего : для ингредиентов бальзамирования, для действий с телом, стоимость бинтов из ткани, цену священных символов, стоимость гроба и саркофага ( второго внешнего гроба с украшениями ), или наоборот — самого дешевого погребения в общих братских могилах — гекатомбах, без саркофага, в самом дешёвом гробу, или просто на полке.

Гекатомбы — это массовые захоронения под землёй, а наверху был заупокойный храм, куда родственники приходили молиться и почитать умерших, да и жрецов при храмах вознаградить, чтобы они упоминали в своих молитвах их родных.

Такие большие склепы были единственным выходом для неимущих, потому что только обеспеченные люди могли себе позволить отдельные гробницы из двух-трехкомнат : могилы-комнаты под землёй, и иногда комнаты для вещей, которые пригодятся в загробном мире, и комнаты для молений и поминовений наверху. И только разной степени родня фараона, высшие сановники и жрецы, да и сам фараон — имели право на целые подземные дома, или мастабы ( прямоугольные гробницы) и пирамиды.

И гекатомбы, и личные гробницы строились на прихрамовой территории, а не где попало, или где захочется, храмов было много по всей стране, и кладбища и гробницы окружали их, как некие мини-города.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

⚫ Итак, были разные способы мумификации :

• ранние способы, когда традиция только начинала формироваться, и становиться всеобщей ;

• более поздние способы, когда опыт многих поколений древних исследователей передавал опыт из поколения в поколение, и создал разные способы и методы создания из тела мумии ;

• позднейшие способы, которые применялись примерно от захвата Египта Персидской державой, в эллинистическую эпоху, и до раннего средневековья — это были уже деградировавшие способы, и сохранность мумий этого периода, в основном, довольно плохая ;


• подороже, с более качественной обработкой тела, с применением особых не всем доступных, ингредиентов ;

• подешевле, с применением более доступных ингридиентов ;

• мумификация совсем дешёвая, доступная беднякам.


⚫ В 6 в. до н.э. персидский царь Камбис ( Камбиз ) захватил ослабевший Египет, и последний независимый фараон Псамметих III был вынужден покориться Персии.

После этого Египет как великая держава уже никогда не существовал, и последующие тысячелетия он часто бывал зависимой провинцией более мощных держав : Византии, Арабского халифата, а в Новое время — Франции.

И что самое печальное для этой страны — были вывезены огромные богатства, а так же книги, накопленные за тысячелетия, но хуже всего было то, что персы силком угнали к себе учёных, писцов, жрецов, и мумификаторов в том числе.

После этого древнее искусство мумификации постепенно стало деградировать. Уже не было прежних традиций, знаний и опыта, передаваемых только изустно.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

⚫ Как происходило обучение новичков-мумификаторов?

Очевидно, при храмовых мастерских были помещения-школы, где ученики наизусть заучивали порядок действий обряда, и ингредиенты для бальзамирующих составов, а также способы их изготовления.

Посуда, инструменты, сосуды разного назначения и из различных материалов, ткани, маслá, смóлы, травы и корневища, дрова для огня, ритуальные молитвы и "приговорки"-сакральные формулы, которые проговаривались или пропевались во время каждого действия — это основное, что должен был выучить ученик, чтобы стать мастером.

Мастера бывали разные : для людей, для животных, для птиц, рептилий, например крокодилов, для насекомых.

Возможно, были "универсалы", которые знали способы для мумификации нескольких типов живых существ — и людей, и каких-либо животных или птиц, но чаще всего была довольно узкая специализация, так как это была кропотливая и вредная работа, связанная с постоянным вниманием к процессу, химическим смесям с испарениями, и возможностью заражения трупным ядом, и при этом они обрабатывали сразу несколько тел или животных, соблюдая все тонкости процессов.


Могли мастера делать и сохранение цветов и пищевых продуктов, чтобы они не теряли свежесть и форму, но это не было мумификацией, разумеется.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Мумификация священного быка Аписа

⚫ Мумификация не являлась обязательной для иностранцев, но египтяне страшились погибнуть без правильного погребального обряда.

Поэтому они придумали заменители мумифицированных тел — статуи и рисунки, подобные покойному. Такие "протезы" личности, своего рода. Богачи нанимали лучших скульпторов и художников, чтобы они делали статуи и рисованные портреты наиболее похожими на заказчика.

Поэтому мы видим точные портреты древних : с отвисшими животами, кривыми ногами, лысинами, и прочими особенностями настоящих людей, в отличие от парадных портретов фараонов, которые все высоки, сильны и красивы без исключения. Это связано с тем, что фараоны были ещё и символами — божеств, благополучия, процветания, силы и мощи страны.


Бедняки делали фигурки умерших на чужбине родных, и носили их в храмы, чтобы жрец специальной молитвой и ритуалом мог бы призвать душу умершего родственника в эту фигурку, и чтобы его потом можно было поминать в соответствии с ритуалом. Они стояли на домашнем алтаре, иногда они относились в гекатомбу к остальным родственникам.

Богачи и обеспеченные слои общества для этого имели статуи из камня или дерева, имевшие портретное сходство.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Художники и скульпторы были очень востребованы в Древнем Египте

⚫ Также у знатных египтян были специальные "функциональные" куколки — ушебти.

Ушебти — это небольшие фигурки, чаще всего от 15 до 50 см, иногда размеры были иными, и создаваемые для работы в загробном мире. Это древние "трудолюбивые гномики"-прислужники фараона или высшей знати, они были и подобны своему хозяину, но они и работали на него, тогда как другая часть его бессмертной души могла бы наслаждаться райской жизнью без трудов и забот. За хозяина работали маленькие частички его души, и чем их было больше, и чем они были качественнее и подробнее изготовлены — тем лучше жилось основной части души владельца.

У египтян было поверие в то, что у человека единая его душа состоит из нескольких частей, которые имеют свои функции.

( История с крестражами у Роулинг в "Гарри Поттере" берет своё начало в верованиях шаманов, например, вуду, и египтян, которые наделяли специальные фигурки содержанием "духа", "души " нужного человека )


Таким образом, даже понимая, что лучше умереть на родине, и получить возможность иметь качественную мумию, египтяне могли использовать некий суррогат, замену мумии.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

⚫ Для мумифицирования есть классические рецепты бальзамирующих составов.

В прошлом году международная группа учёных решила выяснить, когда же они впервые появились.

Но дело в том, что все находки органического происхождения в наши дни — обрабатываются современными консервантами ( куда ж без них ! ), а это ознечет смешивание современных химических веществ с древними, и исследовать такие образцы слишком сложно, долго, и дорого.

Поэтому в городе Турин в Италии учёные решили исследовать очень древнюю мумию, которой почти 6 тыс. лет — она не была обработками современными консервирующими веществами.

После многомесячных исследований был получен вот такой рецепт :


• растительное масло — возможно, кунжутное масло;


• вытяжка, экстракт — из верхней части, стебля или из экстракт корня рогоза — широко распространённого растения, которое иногда называют камышом.

Рогоз является полезным растением, его можно употреблять в пищу — молодые, незрелые початки, стебли, и корневища, а также он используется в лечебных целях.


• камедь на растительной основе, то есть застывший твердый сок растений, в основном деревьев, содержащий натуральный сахар, и другие химические элементы из сока.

Для мумификации, возможно, использовали древесный сок, который был извлечен из акации;


• что важно — смола хвойного дерева, которая, вероятно, была сосновой или кедровой смолой.

Такие смóлы привозили из верховий Нила, где в предгорных и горных районах есть много хвойных лесов, а также могли привозить кедровую смолу из Леванта — стран Ближнего Востока, расположенных на берегах Средиземного моря.


Помимо этих смол могли использовать мирру и ладан, которые везли с Аравийского полуострова или из самой Африки.


При смешивании с маслом такие хвойные смолы, или мирра придали бы ему антибактериальные свойства, защищая организм от разложения.


Этот рецепт сохранялся неизменным несколько тысячелетий, и исчез уже после упадка древнего Египта, то есть ему около четырёх — пяти тысяч лет.

Как древние египтяне хотели "жить в Вечности" : мумификация и другие интересные факты. Древность, История, Древний Египет, Археология, Познавательно, Мумия, Длиннопост

Вера в вечный рай — поддерживала людей, которые всеми силами старались заслужить его в земной жизни : великий фараон воевал, и был символом мощи страны, а самые простые люди ежедневным трудом отвоевали её у пустыни, наполняли плодами и домашней живностью, строили города, храмы, дороги, и защищали даже на чужбине, хотя и страшились гибели.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Господи ты боже мой, снова каша из огрызков реальных фактов, домыслов, глупостей и нелепостей. Автор, несомненно, что-то слышал о Древнем Египте, но прошелся поверхностно и решил, что остальное можно домыслить. Пипл схавает, чо. Что, опять пост ради рейтинга?..


Ладно, пофиг что изложено сумбурно и нескладно. Можно было бы простить. Но восполнять нехватку знаний собственными соображениями, не будучи специалистом!..


Какая "Мумификация священного быка Аписа"?? Это быка режут на скотобойне! У него же копыта связаны! Нафига связывать умершего своей смертью быка?..

Какое отношение "промазывание днищ кораблей" и "заливка фруктов сиропом"" имеет к мумификации? Что это за бредятина? Сюда же внезапно "вред от клизм" (штааааа???)

То у автора египтяне долго и мучительно искали рецепт удачной мумификации, то "Этот рецепт сохранялся неизменным несколько тысячелетий, и исчез уже после упадка древнего Египта, то есть ему около четырёх — пяти тысяч лет" - что в принципе включает практически всю историю Египта от самых ранних династий.


Я уже молчу о идиотских описаниях фресок: "точные портреты древних : с отвисшими животами, кривыми ногами, лысинами, и прочими особенностями настоящих людей, в отличие от парадных портретов фараонов" (да-да, смешались в кучу амарнский ренессанс с классическим египетским искусством) и ушебти, смысл и цели которых автор, видимо, толком не понял.


Автор, пиши о том, что ЗНАЕШЬ! Не суйся в области, о которых тебе ничего не ведомо! Не позорься!

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Щас вам тоже многабукаф насыплю.... :)

Нелогично. Ибо сразу перепутали научное с популярным.

Вы чего ждете от популярной статьи?

Я имею гугл док с хорошей, большой, вдумчивой статьёй на тему раннединастического мумифицирования, нужно допилить там немного, и можно публиковать как научную.

Я могла бы вам линк дать.

Читать будете вы один. Ну мож ещё два - три человека.

Но! Как рецензия — ваши высказывания ничтожны, потому что вот сразу — абсолютно не отличаете популярную статью от научной работы. А раз сами всё смешали — то и просто игнорьте мой профиль, ибо мозговая жилка хряпнет от беспокойства.

раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Популярное" и "профанация" - это разные вещи. "Популярно" - это то же самое, что научно, только простым и доступным для не-ученых языком.
А перевирать факты и нести откровенный бред, нахватавшись знаний по верхам - это не значит "писать популярно". Это значит именно "нести бред".
Вы конечно можете попробовать дать и статью (что-то мне подсказывает, что вы этого не сделаете, как не давали и раньше ссылок на источники. В лучшем случае окажется, что "статья" является школьным рефератом шестиклассника).


И да, я не самый крупный спец по мумификации (просто потому, что это лишь одно из множества направлений, которые может изучать египтолог). В сферу моих интересов конкретно методы мумификации не входят, мне больше интересна социополитическая история Нового Царства. И всё же я знаю достаточно, чтобы понять, что это ваши знания по теме - ровным счетом ничего не стоят.

Написать здоровенную "статью" про мумификацию, и ни разу не упомянуть слово "канопы"?.. Не рассказать о роли, например, парасхитов? Не упомянуть интересного обычая откладывать начало мумификации красивых женщин на 3-4 день после смерти (вы вообще знаете, зачем?..) Наконец, никак не описать даже те способы мумификации, которые сохранил Геродот?.. Какой, в жопу, "некий ритуал, применимый к высшей знати" описал Геродот? Вы вообще читали его "Историю"?..

И вот вместо того, чтобы просто сказать "виновата, исправлюсь, почитаю" - вы начинаете катить бочку на людей, лучше вас разбирающихся в вопросе, и выдаете свою чепуху за "популярное изложение".


Глупость остается глупостью, даже если вы пытаетесь изложить ее популярно.

Так-то.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, я ж вас читала раньше, и хотела даже поближе пообщаться.

Не узнала сперва, а теперь ....


Про крестоносцев - просто отлично, наконец-то хоть кто-то мне его книжку рассказал доступным языком, раньше еле дочитала.  :)


Но вот... Нашла коса на камень. Подавили величием, и припечатали авторитетом... Штош...

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

О, как прекрасно. Теперь я, вроде как, получается злодей. Обидел бедную девочку, а она-то так мной восхищалась.
До вас, похоже, даже не доходит, что злодей в этой ситуации - вы.


Не обладая знаниями, вы публикуете собственные глупости на сверхпопулярном ресурсе в сети, где их увидят тысячи людей. (Судя по подбору ваших постов - тупо зарабатываете плюсики, но это хрен с ним, мне пофиг). Вы прикрываетесь популяризаторством и наукой, но на самом деле чихать вы на науку хотели. А когда вам указывает на ошибки человек, не первый год изучающий эту тему - вы начинаете огрызаться и уходить в обидки.

А ведь завтра какой-нибудь школьник, отыскивая инфу для своего доклада по истории, может прочитать ваш пост, и решит, что это норм инфа, дай-ка перепишу. И потащит ваши глупости дальше в народ. И еще, не приведи господь, запомнит на всю жизнь. Вы вводите людей в заблуждение, и полагаете, что специалисты должны быть вам благодарны за усилия?..

Да вот черта с два.


Вы не популяризатор. В лучшем случае вы - не очень умный человек, выдающий собственные фантазии за правду, чтобы надоить из публики плюсиков. В худшем - натуральный лжеученый мелкого масштаба.

Сами выбирайте.


Коса у нее на камень нашла, смотрите-ка...

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Я не вижу лжи в рассказе о мумификации в своей статье. Там нет упоминания о парасхитах? Нет каноп? И всё - уже ложь?

Я понимаю, что вы считаете статью неудачной.

Но говорить, что она ложная - это несправедливо по здравому смыслу.

Там нет ни одного выдуманного факта.

Лжеученых не уважаю, и стараюсь всё проверять.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не знаете разницы между ложью и профанацией? Не знаете разницы между враньем и глупостью? Погуглите.

Но раз уж вам так хочется знать, где вы наврали, извольте.

"Это было связано с таким удивительным процессом, как "самоопределение личности".

Все, что идет следом – абсолютно ничем не подтвержденная чушь. Какие наскальные рисунки вы рассматриваете? Где вы находите в пределах Египта "разрисованных в мельчайших деталях животных" в наскальной живописи? Где люди при этом – палка-палка-огуречик? Откуда вы это взяли?

Стиль и техника прорисовки любой живописи, в т.ч. наскальной, будет зависеть от материала, места, времени, культуры. Какие именно рисунки вы сравниваете и почему делаете из этого столь далеко идущие выводы о самоопределении личности?

Это именно что профанация.


"Но с развитием первобытного общества появилось понимание важности личности отдельного человека : старшего в большой семье, или в роде ; вождя, правителя" – чушь.

Даже в обезьяньем племени все члены прекрасно осознают важность роли вожака (попробуй не осознай). И так же отлично понимают свое "я". А уж в человеческом обществе это понимали с самых ранних времен. К тому же, никакой связи с наскальной живописью здесь нет, это попросту надуманно.

Рассуждения всего абзаца – на уровне 5 класса.


"Это произошло при переходе к родовому строю, и созданию "малых семей", из бабушек-дедушек, родителей и детей / внуков." – похоже, вы не знаете разницы между родовой общиной и нуклеарной семьей, раз путаете эти понятия.


"С этого времени начинается забота обо всех поколениях семьи — от самых ранних праотцов до младенцев." – вранье. Забота о ближнем существовала с самых древних эпох. Достоверно зафиксирована забота об инвалидах еще у неандертальцев – Шанидар 1 например.


И это я только один абзац разобрал. Что ни фраза – чушь или вранье.

Вам продолжать или уже хватит?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Не вижу ничего плохого для публикации "для 5 класса".

Это во-первых.

Во-вторых.

Всё, что вы разобрали — написано самым простым языком, доступным любому.

Я могу писать научные тексты. Весь вопрос в том, что сложные причины возникновения сложных социальных связей — невозможно рассказать простым языком иначе.

Я вообще не представляю, как это можно рассказать коротенько, увлекательно и понятно в статье такого объёма, не отвлекаясь ни на что другое.


Сопоставление альфа и бета особей у обезьян — не вполне корректно. То, что животные точно знают, кто перед ними — неоспоримо, и мы все это знаем.

Но факты о наскальной живописи первобытности неоспоримо говорят о главенстве животных. Речь в абзаце идет об этом вообще. Наскальная живопись додинастического периода не рассматривается.

( можно было бы сделать статью о людях в наскальной живописи, вот там можно рассмотреть подробнее )


Я согласна с тем, что статья не идеальна, и не несёт в себе признаков чисто научной работы ( если вы заметили, я не пока не публикуюсь в сообществах, сознавая, что для этого нужно создавать статьи другого рода ).

Но она и не должна была быть идеальной с ВАШЕЙ точки зрения.

И мне хотелось бы обсудить все без лирики ( профанация, лживость и прочие превосходные степени ) и мордобития — в интернетах хейтеров и психов и так хватает.


Так что — вы можете иметь свои мысли на эту тему, но я с вами разговариваю только потому, что хотелось бы общения с образованным и культурным человеком в классическом понимании

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да я понял уже - всё божья роса.
Автор поста оценил этот комментарий

И очень неприятно, что вы как танк решили давить и плющить до конца.

Автор поста оценил этот комментарий

Послушайте, вы СЕРЬЁЗНО?!

Нет, ну правда.

Я НЕ ставила целью писать то, что вы хотите.

Я писала то, что считаю нужным в данный момент по данной теме.


Перед публикацией я трижды меняла концепцию — потому что не было задачи  " писать про парасхитов и канопы" — тема то другая!

Вы путаете : я не должна писать то, что 100500 раз уже везде было, и что хотелось бы видеть лично вам.


Читайте разное. Не стремитесь обвинить только потому, что вам скучно жить.


Это нормальная, понятная статья, она "не в струю", как пишут все.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я серьезно.

Писать псевдонаучный бред, прикрываясь "популярностью" изложения - это антинаучно. Вы вводите людей в заблуждение, распространяете собственные глупости вместо научного знания, выдаете чепуху за установленные факты. Да, я, блин, серьезно!!!


Вы даже не знаете, похоже, что канопы и парасхиты самым прямым образом относятся к мумификации. Но упорно защищаетесь от "нападок", хотя на самом деле я всего лишь указываю вам, что ваш текст - плох с научной точки зрения. И никакая популярность не служит этому оправданием.


Это все равно, что публиковать в журнале для детей информацию о том, что арбузы растут на деревьях, а молочай дает молоко. Да, блин, может журнал не для фермеров и не для биологов, но это не дает право автору пороть чушь.


Рассказывая глупости о древнем Египте, вы уподобляетесь шарлатанам и мракобесам от истории, которых сегодня развелось как собак нерезаных. Но если их еще как-то можно понять - люди бабло стригут - то вы-то зачем сюда лезете?.. Немножко плюсиков словить?


Стыдно должно быть. Уже не первый раз объясняю вам, почему так делать нельзя, но - всё божья роса.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Все факты можно нагуглить.  Все, до единого.

Автор поста оценил этот комментарий

Я понимаю, что вы хотите видеть ДРУГУЮ статью.

Я не понимаю — почему я должна писать то, что : хотите видеть вы, и почему я должна писать, по-вашему, то же, что пишут все-все.

Вы же видите, что концепция статьи не направлена на то, что можно и так нагуглить  в нескольких тысячах статей.


Зачем писать то же самое?

Ответьте : зачем? писать? то же самое? что и так везде уже есть?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Так в интернете и про арбузные деревья можно нагуглить.


У меня нет претензий к тому, что вы хотите что-то написать о Египте. Пишите, это правильно и хорошо. Только, бога ради, изучите сначала вопрос. Книги почитайте. Есть даже на русском книги, где можно найти инфу про мумификацию (Барбару Мертц, например, почитайте или Пьера Монтэ, или еще какую-нибудь книжку, где об этом пишут). Просто для того, чтобы не пороть самоуверенную чушь.


Впрочем, вы даже правила оформления текста отметаете как "неугодное". Что вам говорить о каких-то там научных фактах...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ваше право думать, что хотите.

Я писала то, что писала.

Все логично, все факты взяты из самых доступных источников.

Я писала о том, о чем писала.

Не вижу смысла переливать из пустого в никакое.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку