Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил

Имя писателя Александра Беляева известно многим, очень многим, а, кому не известно, те точно слышали о фильме «Человек амфибия», снятым по роману Беляева. Но, сейчас не о нем, а другом, чуть менее известном романе писателя: «Прыжок в ничто». Не вдаваясь в подробности, в произведении описывается космическое путешествие. И вот, сразу после выхода, в 1933 году, на роман обрушилась волна критики. Как вы думаете за что?

Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил Литература, Биография, Писательство, Писатели, Проза, Творчество, Фантастика, Научная фантастика, Александр Беляев, Яков Перельман, Константин Циолковский, Блокада Ленинграда, Смерть, Космос, Занимательная механика, Ядерный двигатель, Длиннопост

За недостоверность и поверхностность характеров?

Нет.

Недостаточную глубину произведения?

Нет.

Слабо показана классовая борьба? (Тогда такое приветствовалось).

Тоже нет!

Критиком выступил известный популяризатор науки Яков Перельман, причем сделал это не в личном письме, или в литературных кулуарах, а на страницах уважаемой газеты «Литературный Ленинград». И главная претензия сводилась к тому, что описываемый Беляевым принцип ракетного двигателя… недостаточно научен. Удивительно читать это, особенно в свете теперешнего засилья всяческих варп-ядер, подпространсвенных прыжков и звездных врат.

Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил Литература, Биография, Писательство, Писатели, Проза, Творчество, Фантастика, Научная фантастика, Александр Беляев, Яков Перельман, Константин Циолковский, Блокада Ленинграда, Смерть, Космос, Занимательная механика, Ядерный двигатель, Длиннопост

Яков Исидорович Перельман

Но, предоставим слово критику: «Автор «Прыжка» не уяснил себе основы всего ракетного летания. Держа читателей в ложном убеждении, будто ракета неспособна приобрести скорость большую, нежели скорость выбрасываемых ею продуктов сгорания, Беляев вынужден обратиться к такому проблематичному для технического использования источнику, как внутриатомная энергия».

Да, да, Беляев снабдил свой звездолет такой непонятной и полностью фантастической штукой, как какой-то атомный двигатель.

Итак, вывод (Перельмана): «В итоге никак нельзя признать новый роман Беляева сколько-нибудь ценным обогащением советской научно-фантастической литературы. Родина Циолковского вправе ожидать появления более высококачественных произведений научной фантастики, трактующих проблему межпланетных сообщений».

Дискуссия (по поводу фантастического романа!) зашла настолько далеко, что к ней подключились даже академики П. Л. Капица и А.Н. Крылов, высказавшие свое «фи» идеи писателя снабдить космический корабль атомным двигателем (до первого расщепления атома оставалось еще шесть лет).

Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил Литература, Биография, Писательство, Писатели, Проза, Творчество, Фантастика, Научная фантастика, Александр Беляев, Яков Перельман, Константин Циолковский, Блокада Ленинграда, Смерть, Космос, Занимательная механика, Ядерный двигатель, Длиннопост

Александр Романович Беляев

Чтобы понимали серьезность положения – под угрозой оказались последующие издания романа. Академики, как академики – высказались и забыли, но вот с Я.Перельманом никто связываться не хотел. Благодаря весьма популярным книгам «Занимательная физика», «Занимательная механика» и пр. он считался признанным авторитетом в данных областях. (Справедливости ради, в книгах излагался всего-навсего школьный курс физики (механики), но, надо отдать должное, действительно, занимательно).

Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил Литература, Биография, Писательство, Писатели, Проза, Творчество, Фантастика, Научная фантастика, Александр Беляев, Яков Перельман, Константин Циолковский, Блокада Ленинграда, Смерть, Космос, Занимательная механика, Ядерный двигатель, Длиннопост

Дошло до того, что в качестве защитника, Беляев был вынужден обратиться к самому Циолковскому.

Надо отдать «патриарху звездоплавания» должное, он ответил почти сразу: «Глубокоуважаемый Александр Романович (Беляев)!

Ваш рассказ «Прыжок в ничто» прочитал и по поводу его могу высказать следующее.

Роман содержательнее, научнее и литературнее всех известных мне оригинальных и переводных произведений на тему „межпланетных путешествий “, поэтому я буду очень рад появлению 2-го издания. Он еще более распространит интерес к великой задаче 20-го века.

Одни изобретают и вычисляют, другие более доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им роман. Все необходимы, все драгоценны!»

Если не считать именование романа «рассказом» о большем трудно и мечтать.

Как Беляев с Перельманом поругались, а Циолковский их мирил Литература, Биография, Писательство, Писатели, Проза, Творчество, Фантастика, Научная фантастика, Александр Беляев, Яков Перельман, Константин Циолковский, Блокада Ленинграда, Смерть, Космос, Занимательная механика, Ядерный двигатель, Длиннопост

Константин Эдуардович Циолковский

Впрочем, подковерные интриги дали о себе знать, несмотря на одобрение Циолковского и даже на то, что он согласился написать предисловие ко второму изданию, издательство «во избежание» направило рукопись Я.Перельману на научную редакцию. Это при том, что редактором первого издания был профессор Н.А.Рынин - известный учёный, автор работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы, председатель Секции межпланетных сообщений при Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Перельман же по образованию был… лесоводом, да и здесь ни дня не работал по специальности.

Вот так-то.

Хотел на этом закончить, но в заключении.

Беляев Александр Романович, умер в 1942 году в возрасте 57 лет в г.Пушкин (пригород Ленинграда) от голода.

Яков Исидорович Перельман пережил своего оппонента на два месяца, умер в блокадном Ленинграде, тоже от голода.

Письма, страсти, интриги, рецензии, взаимные обиды, а потом приходит та, что примиряет всех.

Кому интересно: "ИСТОРИИ НА ПЕСКЕ" роман, фантастика.