История урбанистики Китая

Я бы хотел рассказать немного истории про городское планирование Китая, и почему оно так отличается от японского.


Все началось после второй мировой, Япония в руинах после бомбардировок, Китай после почти 20 лет восстаний, гражданских и мировых войн тоже. Страну надо восстанавливать, подумали руководства обеих стран, но при этом имея совершенно разные подходы.


В Японии городская структура была основана на ЖД транспорте, так как именно железнодорожные компании являлись застройщиками городов разрушенной страны, такие как Tokyu и Hankyu. Так же городская среда в Японии- это обновляющиеся за счет государства частные жилые районы с низкой плотностью самой застройки и ограничением по высоте(То-есть низкоэтажные "Виллы ").

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Правительство же в свое время, обязуется выполнять ограниченный ремонт а так же уход за зданиями. Старинные постройки же зачастую разбирают(Иногда полностью) и после замены обветшалых элементов собирают заново. Благодаря этой политике, старые дома могут оставаться "новыми" всегда, пока правительство выполняет свою функцию. В пример даже такой исторический город как Киото.  Но это приводит к спорам в сообществе а-ля "Корабль Тесея".


К слову, земельные участки и дорожная карта в современной Японии, в 90% случаев 1в1 эпохи Мейдзи.

Это и породило облик японских улиц, которые узнаются довольно часто на фотографиях и видео. Особенно любителям аниме.

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост
История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

______________________________________________________________

Что же в Китае?


Долгое время, Китай был вовлечен в огромное количество кровопролитных войн и конфликтов, от чего было очень сложное и долгое время восстановления городов и их структуры. Страна нуждалась в урбанизации как никогда, и думала как решить целый ком проблем.

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост
История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Поэтому были наняты советские архитекторы и планировщики, после чего  началось строительство по принципу советских городов.


Тут то и появилась главная проблема! Советская модель имела ключевые недостатки.


1. В советской модели которую предложили Китаю упор делался на широкие дороги, то есть города для автомобиля. Как мы помним, ошибки старых проектировщиков в том- что они думали что чем шире дорога, тем лучше трафик. Плюс зачастую пренебрегали "капиллярной сетью ответвлений"


2. Эта модель требовала перестройку всей инфраструктуры древнего города, от чего было решено сносить исторические кварталы, перестраивая их под новые нужды.


3. Зонирование. То есть зона жилая, зона рабочая, зона для отдыха. В этом было рациональное зерно, хотели отделить личную жизнь от работы. Но это опять встало боком, потому что уже позже, ближе к нашему времени, весь город стоял в пробках пытаясь добраться от точки А в точку В

Старый Сиань. Можно увидеть что весь город выполнен в древнекитайском стиле, имеет четкую структуру ориентации по сторонам света(Феншуй, да он применялся древними китайцами даже к городам)

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

План Чанъаня(Он же Сиань) еще со времен династии Тан. Вплоть до 1950-1960х не менялся тысячу лет.

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Сейчас

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Из за этих факторов, многие постройки и старые инфраструктурные элементы в те годы были просто стерты, и перестроены по новой модели, с нуля.


Были построены масштабные жилые районы по советскому образцу. Достаточно взглянуть на старые микрорайоны Китая что бы увидеть схожесть с советским.

Что это дало?


Плюсы:

1. Урбанизация население, и трудовая миграция в промышленные районы, вкупе с созданием рабочих мест.


2.Решение проблем с инфраструктурой для тех времен. Груженный самосвал вряд ли бы мог ехать без проблем по старым улицам древнего города.


Минусы:

1.Обезличивание города

2.Советская модель планирования оказалась плохо приспособленной для современной жизни, широкие дорогие создают пробки а не решают их.


3. Ограниченность перемещения, а так же скучные улицы и переулки.



Хотя городское планирование Китая могло пойти и по другому сценарию. в 50-х годах, знаменитый китайский архитектор Лян Сычэн предлагал свой план Пекина, где запретный город находится не в центре, а на его западной части. Вместо огромных главных артерий по всему городу, множество  ответвлений. Но его план был пересмотрен в пользу советского. По которому Пекин стоит до сих пор.

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Только ближе к 2016 году, правительство городов поняло что уже хватит плодить бессмысленную точечную застройку огромных высоток. Поэтому в 2019-м году был введен код города, ограничения по высоте зданий(Исключения в редких случаях).


Так же были запрещены странные, и не подходящие городской эстетике здания, что то типа этого, а так же пересмотр пространства в пользу пешеходов.

История урбанистики Китая Китай, Строительство, Азия, Япония, Урбанистика, Длиннопост

Этот процесс не быстрый, и многие города Китая пока уступают по своему удобству некоторым своим соседям. Но зная их упорство, и видя их изменения в городах, я уверен что лет через 5-10, мы вновь не узнаем города Китая.

Китай

2.6K постов6.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Нельзя разжигать межнациональную вражду

2. Не оскорблять пользователей

3. Не постить ложную информацию


Любить и уважать друг друга ;)