История про хамство

Нашел интересный пост по моей части — про коммуникации и эмоции. Краткий пересказ: автор не смогла оплатить покупки, хотела разложить все по местам, но поругалась с кассиром, вывалила продукты на ленту и написала пост.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Как всегда: я разбираю ситуации с помощью Транзактного анализа. У меня нет цели судить, кто прав, кто виноват. Я разбираю ситуацию «на атомы» от лица того, кто ее описал, чтобы на этом примере можно было учиться.

Что тут происходит на психологическом уровне

Оба участника истории выпадают из так называемого «квадрата ОК-ОК». В этом квадрате мы воспринимаем и себя и других людей «в порядке», даже если нам не нравится, как они себя ведут. То есть осуждаем не людей (или себя), а поступки. Поэтому он и называется «ОК-ОК»: я в порядке и ты в порядке.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Моя любимая схема функциональных эго-состояний — теперь по-русски!

Часто люди выпадают из «квадрата ОК-ОК» из-за банальной нехватки сил. Если мы на последнем издыхании, любая мелочь может нас разозлить или расстроить. Это то, что в народе называется «выйти из себя» или «потерять равновесие».

Чтобы нас не выбивали из «квадрата ОК-ОК», нужны силы — не тратьте их на ерунду: споры и переживания о том, чего не изменить

Кроме того из продуктивных эго-состояний нас могут выбить накопленные транзакции — когда мы не высказали свое отношение, например, начальнику и срываемся на домашних.

1. Автор истории создает ситуацию, в которой она оказывается на кассе без возможности оплатить покупки:

  • Забыла карту

  • Не подключила NFC

  • Не оплатила мобильный интернет

  • Не имеет налички / запасной карты

  • Не умеет делать оффлайн-код

  • Не проверила возможность оплаты до того, как пробили товары

2. Кассир в этой ситуации выпадает из «квадрата ОК-ОК» и впадает в состояние так называемого Критического Родителя:

- Что тут происходит?
- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

Опять-таки, я не возьмусь судить, по заслугам тут получает автор или работник обслуживания не должен себя так вести — это не по моей части. Важно заметить — как кассир могла бы ответить на вопрос управляющей из «квадрата ОК-ОК» :

- Что тут происходит?
- Отмена покупок

Это ответ без критики и перехода на личности — формальный ответ на формальный вопрос. Но, видимо, кассир раздражена повторяющейся ситуацией, когда ей приходится совершать Сизифов труд — пробивать покупки, а потом все отменять. Возможно, накопились транзакции с тех ситуаций, когда приходилось молча все отменять и раскладывать по местам. Поэтому она критикует и обесценивает.

3. Автор в ответ на слова кассира тоже впадает в негативное эго-состояние. Критикующий Родитель чаще всего выбивает оппонента в состояние Адаптивного Ребенка. Характерное поведение — подчинение, оправдания, подстройка или наоборот, бунт. Автор начинает оправдывать себя:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

- Я вроде никого не задержала, очереди нет, никого не беспокою

При этом автор, сознательно или нет, не замечает, что «никого не беспокою» не включает кассира — как будто работник за кассой не человек. Кассир это чувствует и снова выражает критикой:

- Ну и что! Думать надо! Я ж не просто так здесь сижу!

Автор все также отвечает из Адаптивного Ребенка, только теперь бунтом:

- Сама разложишь!

4. Как бы автор могла ответить, если бы находилась в «квадрате ОК-ОК». Во-первых, слова кассира можно было вообще пропустить мимо ушей — это просто описание ситуации словами раздраженного человека.

Но если слова кассира все-таки задевают, терпеть не стоит. Можно выразить искренние чувства:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет
- Ну зачем вы так? Я же извинилась и сейчас все на место положу

Да, кассир скорей всего ответит что-то вроде «Думать надо!», но во-первых, в этом случае мы выразили свои искренние чувства без оправданий или бунта, а во-вторых, разложим все по местам, потому что считаем это правильным. При этом мы осуждаем не кассира, а его слова, и не обесцениваем тем, что якобы никому не помешали.

Резюме

Чему тут можно научиться:

  • Страдания, унижения и манипуляции находятся за пределами квадрата «ОК-ОК»

  • Внутри квадрата мы знаем, что мы «в порядке», не смотря на слова других

  • Внутри квадрата мы знаем, что другие «в порядке», не смотря на слова и поступки — осуждаем поступок, а не человека

  • Чтобы находиться в продуктивном состоянии нужны внутренние силы

  • Их можно сэкономить, если не терпеть, не вступать в споры и не переживать о том, чего не в силах изменить

Если вам было интересно, но не понятно — подписывайтесь на мой канал по Транзактному анализу, там рассказываю подробнее. Если интересно не было — ничего страшного.

До связи!

Психология | Psychology

20.7K постов59.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

>- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет
- Ну зачем вы так? Я же извинилась и сейчас все на место положу

Да, кассир скорей всего ответит что-то вроде «Думать надо!», но во-первых, в этом случае мы выразили свои искренние чувства без оправданий или бунта, а во-вторых, разложим все по местам, потому что считаем это правильным. При этом мы осуждаем не кассира, а его слова, и не обесцениваем тем, что якобы никому не помешали.



Автор, по сути, предлагает оправдываться перед хамящим сотрудником, зато мы его не обесценили. Разбор херня и учит вредному терпильству и проявлянию неуместной эмпатии.

раскрыть ветку (30)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А как, вы считаете, нужно?
раскрыть ветку (29)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Поставить хамящего сотрудника на место. Клин клином вышибают. Человек запомнит что когда он так себя ведет - в ответ может быть неприятно, нейросвязь создастся. Ответная агрессия - базовый гарант уважения личных границ. Сейчас в моде её стигматизировать, но это неверный подход.

раскрыть ветку (28)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ответная агрессия провоцирует вовлечение в неуместный конфликт. Нужно понять для себя, что кассир левый чувак, агрессивный не к вам сейчас, а вообще. Ну может вообще человек говно, или только сегодня или у него кот в ботинки нассал, а он это только на работе заметил. Ну и вот сидит такой хуй и ждёт возможности выплеснуть свою агрессию тем самым стравив пар. И нахуя ему помогать?


Если охота наказать, то обратиться к вышестоящему лицу и либо устно либо письменно пожаловаться. Если не настолько задели, то проигнорировать по максимуму выпад, игнор и равнодушие людей раздражают гораздо больше ответной агрессии. Если есть ресурс - можно успокоить человека и вывести на позитив, но это нужно быть самому достаточно позитивным и уверенным в себе.

раскрыть ветку (10)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вы, я так понимаю, женщина, ибо вы мне предлагаете искомо женский подход к конфликтам а-ля ''будь выше этого''. Вам такая парадигма прекрасно подходит, мне она не нравится, у меня другой подход. Я решаю, на что я готов закрыть глаза а на что нет. А какой там человек злой и несчастный - не мои проблемы, я тоже бываю злой и невеселый, и я себе такого поведения не позволяю.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
+++
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, да копите негатив, каждый развлекается как хочет. Я не предлагаю быть выше этого, я предлагаю не кормить троллей и контролировать ситуации где можно хапнуть кортизол. Но если вам нравится конфликтовать - пожалуйста. Мне больше нравится контролируемый адреналин и кортизол, нервная система здоровее и спится лучше.

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Так я не коплю - я возвращаю автору с процентами)

раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, вы его множите и делитесь. Разница в том, что у кассира в данной ситуации цель посраться, такие комментарии без надежды на конфликт не оставляют. А у вас (ну например) цель прийти в магазин и купить ну хз, пельмешки и мазик, чтобы перед телеком жадно урча поужинать. Получается по итогу ситуации кассир цель исполнил и слил негатив. Вы по итогу ситуации получили: кортизол, необходимость идти в другой магазин (если бы он был удобнее, то пошли бы туда сразу, значит дополнительные усилия) ну и как итог - уже не хочется смотреть телек, хочется дальше плескаться агрессией (а на кого? А есть на кого? Иначе придется этот подъем гасить, а это неудовлетворённость) и даже морду кассиру не набить. Получается что в конфликте вы проиграли, цель то зафейлена.


И вот только не пиздите что по итогу конфликта вы спокойны довольны и мурчите как котик. Даже котики так быстро не успокаиваются после вынужденного стресса, а они хищники


Ну и теперь когда я вам рассказала про цели, вы ещё и будете в конфликте понимать, что когда ведетесь на провокацию, то идете на поводу у человека который вас специально раздражает. И помогаете ему за счёт своего настроения и ресурса. Пожалуйста)

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я с вами в чем-то согласен, в чём-то нет

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ещё бы)

Автор поста оценил этот комментарий
Если бы мне нахамили, а я промолчала или вывела все в шутку, то потом я как раз бы не смогла вот так спокойно сидеть смотреть телик и есть пельмешки, во мне бы кипела злость от несправедливости и от того, что хама не поставила на место)
а когда поставишь - спокойнее становится
вывод каков? Таков - все люди разные, и для кого-то такой метод как у вас сработает, а для кого-то наоборот принесет больше негатива, чем если бы с хамом посрались сразу
Автор поста оценил этот комментарий
Щас бы ещё нахамившего в позитив вводить. Ага, разбежались. Выглядит как какое-то самоуничижение
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как помощь. Любой может сорваться, даже я. Мне было бы приятно, если бы, когда я сорвусь, мне помогли. Почему бы мне тогда не помочь другому в момент его слабости?

1
Автор поста оценил этот комментарий
Плюсую
я сама раньше на хамство отвечала в стиле автора, ещё извиниться могла и это приводило только к тому что оппонент, видя что ему ответили культурно/вежливо, начинал ещё больше чувствовать вседозволенность и впридачу ещё какое-нибудь хамство выдавал, так напоследок.
когда отвечаешь зеркально, с таким же тоном как у оппонента - то вот же какое волшебство происходит, многие хамы просто затыкаются мгновенно или просто начинают себе под нос бурчать, уже не так открыто по отношению к тебе.
1
Автор поста оценил этот комментарий
А почему хамство — это плохо? Я ничуть не сомневаюсь, что это так, но очень хочу узнать ваше мнение, почему.
раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Кому как. Если вы терпите хамство в ваш адрес - ваше право. Я такого не приемлю.

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

а если реально все равно на хамство, мало ли дураков, из-за каждого переживать? а тратить энергию на перебранку не хочется. Я прикинула ситуацию на себя - просто бы молча ушла, продукты разбирать не стала бы оставила как есть

4
Автор поста оценил этот комментарий
Мне обычно всё равно, если мне хамят посторонние люди. Их мнение не имеет для меня такой важности, чтобы чувствовать обиду или недовольство. Поэтому мне очень интересно, как и почему люди всё это чувствуют и реагируют агрессивно.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

думаю в таких ситуациях Вас могут на изи признать за терпилу и поливать дальше, вопрос в том какая цель в итоге будет достигнута таким поведением, плавное понижение градуса напряденности когда собеседник закончит выливать свой гнев и хамство?))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да мне как-то глубоко пофигу, какой цели достигнет собеседник. Снизит свой градус — ну, пускай, может, тогда договоримся.

А если вы про цель моего поведения, то её нет. Какая может быть цель, если я не делаю этого специально?
1
Автор поста оценил этот комментарий

А если вам тут сейчас нахамят каким образом вы это пресечете?

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Роман, если в жизни при вас вашу мать или жену в грубой форме оскорбят - с большой вероятностью вы дадите человеку в морду. А в интернете вы не можете никому дать в морду. Понимаете, к чему я?

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И что будете делать мне интересно?

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не ответили на аналогию и на мой вопрос.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не ответил, жду ответа на свой

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Предлагаю соблюдать очередность реакций на ответы и вопросы друг-друга, Роман

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А повернуться к подошедшему администратору и спросить куда написать жалобу на сотрудника?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку