История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова"

Буквально через несколько часов завершается предзаказ на мой первый за долгие годы краудфандинговый проект — Селёдку: Северные моря. Я говорю "мой" — подразумевая, что я много им занимался, тестировал, и решал огромное количество вопросов.

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

Селёдка — один из самых сложных проектов нашей студии (сначала PocketSpaceGames, затем JetBox), переживший немало взлётов, падений и полных переработок за те 5 лет, что наша команда им занимается. И я надеюсь, что подробный рассказ об этой игре сможет помочь кому-то ответить на вопрос, стоит ли браться за разработку настольных игр и как справиться со сложностями.

Тесты на бумажках

В небольшом городе Ульяновске, что на Волге, есть одна библиотека. Зовётся она восьмой, ибо на табличке так и написано — "Библиотека №8". В этой библиотеке иногда проводятся игротеки — и в былые времена это было одно из самых популярных мест, где могли собираться люди играющие.

В эту библиотеку хаживал некто Андрей. Играл он много и с удовольствием, а ещё были у него свои игры. Нет-нет да и принесёт Андрей новый прототип, и вот уже сидят, играют в него люди добрые. Одной из самых интересных для публики была игра "Атлантика".

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

Игра была про рыб, которых ели другие рыбы. Ну, так со стороны казалось — пока Андрей в очередной раз терпеливо не объяснял, что это не рыбы, а животные.

Принцип Атлантики тогда был очень простой: играешь карту, ешь того, кто на столе (желательно, у других игроков), получаешь столько победных очков, сколько написано на карте. Рандомно, небалансно, весело! Раняя версия игры вдохновлялась Кулинариумом и Зельеварением, а отголоски её сейчас есть в детском режиме Селёдки.

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

В 2019 году мы с друзьями уже самоорганизовались как небольшая студия и даже выпустили свою первую настольную игру — Рыбанду, за которой последовал Мастер Эльф. Не сказать, что проекты на тот момент были успешны (это произойдёт только через 2 года), но у нас "пробудился аппетит".

И мы подумали — почему бы не попробовать Атлантику. Игра ведь готова! Ещё пара штрихов: тут дизайн сделать, тут правила написать — и в продакшн! С Андреем Лешвановым я уже был хорошо знаком, он часто бывал у меня на игротеках, а я иногда ходил к нему в гости. Поэтому мы очень быстро договорились, что попробуем подготовить игру к запуску.

Немного доработать, говорили они

За 2019 год Андрей значительно улучшил основную механику: в игре появились карты разрушения — событий, которые замешивались в основную колоду и при раскрытии меняли правила розыгрыша карт и приводили к исчезновению видов; были убраны дублирующие виды животных, такие как треска и черепахи — в целом, дерево видов стало более стройным и логичным.

Постепенно сменилось и название. В ранних версиях была карта "Атлантическая сельдь" — но игроки быстро стали называть её "селёдкой", а потом стали всё чаще просить принести игру "Селёдку".

Была небольшая проблема: на тот момент количество карт в игре достигло почти двухсот (во имя баланса!) Мы провели предварительные расчёты: для окупаемости игры нужно было, чтобы их было не более 120, плюс жетоны и поле. Пришлось дать задание Андрею: вырезать почти половину животных и карт разрушения.

В свою очередь, мы сфокусировались на дизайне. Вообще, почти все ранние прототипы — не только наши — это либо бумажки, вставленные в протекторы, либо бумажки, наклеенные на карты, либо бумажки... просто бумажки. Чуть более поздние прототипы — это вордовские документы со уехавшим форматированием. Селёдка прошла обе стадии развития.

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост
История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

Но, так как мы хотели издать игру в 2020 году, нужно было делать уже рабочий прототип, близкий к итоговой версии — той, которую мы себе представляли в тот момент.

С рабочим вариантом помог Максим Николюкин, подобрав множество фотографий рыб (и животных) и наложив их на подводный фон — а я немного скорректировал дизайн, напечатал и нарезал. Прототип получился шикарным — с лёгким налётом "Сабнавтики" и манящими морскими глубинами. Андрей был недоволен: негоже китам плавать над песочком! Но игрокам очень нравилось. Разложенная на столе "Селёдка" представлялась им огромным океаном.

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост
История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост
История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

С этим прототипом связано одно очень яркое воспоминание — январь 2020 года, суббота, через 6 часов мне нужно на поезд (в последний перед короной отпуск, как оказалось), а карты ещё не нарезаны и не упакованы в протекторы. Если не успеть — то 2–3 недели не будет тестов, кошмар, всё пропало! Срочно пришлось звонить друзьям, которые мне помогли подготовить всё до отъезда.

Почти сразу мы стали искать и финальный вариант артов. Было сделано много скетчей, от гравюр до мультяшных рыб. И вот здесь наш "атмосферный" прототип сыграл с нами шутку: все тестировщики выступили резко против всех гравюр, академических рисунков и подобных вещей, все хотели видеть только океан, море, синеву, глубины.

История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост
История одной Селёдки. Часть 1 — "Игра почти готова" Хобби, Настольные игры, Gamedev, Краудфандинг, Инди игра, Личный опыт, Boomstarter, Разработчики игр, Океан, Селедка, Длиннопост

Пролистывая ArtStation и ленту арт-сообществ ВК, мы так и не могли ничего найти. Мы серьёзно думали о том, чтобы издавать игру в существующем виде, и как обработать фотографии акул и рыбок, чтобы они выделялись на картах.

Тем временем, от партии к партии время игры увеличивалось. Вскоре стала понятна причина — Селёдка росла, она уже обзавелась несколькими раундами и сложной системой голосования за карты событий. В игру был добавлен трек разрушения — чтобы пощекотать нервы особо рьяным игрокам. Бывалые тестировщики радовались — ведь теперь за любимой игрой можно было провести час, а то и полтора!

Как потом окажется, это был ложный путь.

Да, мы сами поддерживали эти изменения — ведь всё делалось "во имя баланса", чтобы игроки думали о каждом кальмаре и полосатике, которые у них были на руках, и могли строить стратегию, отталкиваясь от стартового набора карт. А на дворе — разгар пандемии, никаких мероприятий, мало тестов. В основном — в узком кругу разработчиков и тех, кто уже много раз играл в игру. Селёдке нужна была свежая кровь.

И совсем уж непонятно было, изменился ли настольный рынок за первый год карантина и какие настольные игры нужны были в новом, 2021, году.

(продолжение следует)

Настольные игры

3.3K поста11K подписчиков

Правила сообщества

Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.