Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

В позднем бронзовом веке в течение трех столетий египтяне правили землей Ханаана. Армии колесниц и тысячи пеших воинов под командованием фараонов Нового царства громили коалиции ханаанских вождей. Египтяне построили крепости, особняки и сельскохозяйственные поместья чтобы забирать всё ценное, но после событий так называемой "катастрофы бронзового века" власть захватчиков ослабла.

.

В течение трех столетий египтяне правили землей Ханаана. Армии колесниц и тысячи пеших воинов под командованием фараона Тутмоса III прошли через Газу и разгромили коалицию ханаанских вождей при Мегиддо, на территории современного северного Израиля, в 1458 году до нашей эры. Затем египтяне построили крепости, особняки и сельскохозяйственные поместья от Газы до Галилеи, забирая лучшие товары Ханаана - медь из шахт Мертвого моря, кедр из Ливана, оливковое масло и вино со Средиземноморского побережья, а также несметное количество рабов и наложниц - и отправляя их по суше, через Средиземное и Красное моря в Египет, чтобы угодить его элите.

Как и во многих других колониальных предприятиях до и после, военное завоевание привело к новому культурному порядку на захваченных землях. По всему Израилю археологи обнаружили свидетельства того, что ханаанеи переняли египетские обычаи. Они создавали предметы, достойные гробниц на Ниле, включая глиняные гробы с человеческими лицами и погребальные принадлежности, такие как фаянсовые ожерелья и украшенные горшки. Они также переняли египетские образы, такие как сфинксы и скарабеи. Для египтян Ханаан был символическим трофеем. Художники Египта вырезали и рисовали на каменных стенах храмов повествования, в которых хвастались побежденными и изображали ханаанских пленников обнаженными и связанными.

Однако присутствие Египта в Ханаане закончилось раньше, чем ожидали фараоны. Когда Ханаан пострадал от засухи, вызвавшей нехватку продовольствия, внутреннего насилия и внешнего вторжения колониальное господство Египта начало рушиться около 1200 года до н.э., начавшись на севере и постепенно распространяясь на юг.

Две другие великие державы Восточного Средиземноморья того времени - хетты в центральной Анатолии и микенцы в Греции - пережили разграбление своих столиц и крах своих правительств. Все они пали в результате общего средиземноморского кризиса позднего бронзового века в 12 веке до н.э. Древняя династическая система Египта уцелела, но он потерял свои торговые связи по всему Средиземноморью и ценные форпосты в Ханаане.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост
Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Вожди народа ретену (ханаанеи) приносят дань царю-воителю Тутмосу III
Северная Африка, Древний Египет
Настенная роспись, фрагменты
Гробница визиря Рехмира ТТ100 в Фивах
Новое царство, VIII династия, около 1450 г. до н. э.

.

Начало египетского владычества в Ханаане, с той сокрушительной победы при Мегиддо, гораздо яснее, чем его конец. Археологи, раскапывающие остатки египетских памятников в Израиле и изучающие древние тексты, высеченные на стенах храмов и написанные на глиняных табличках, никогда не могли точно определить, когда или даже как закончилась египетская оккупация Ханаана. Была ли она медленной или закончилась внезапно?

Был ли это упорядоченный уход или беспорядочное бегство? Пали ли они в результате общерегионального катаклизма позднего бронзового века или в этом больше виноваты местные факторы?

В порту Яффа, на южной стороне Тель-Авива, исследователи нашли свидетельства того, что падение египетского владычества произошло постепенно, а затем внезапно - и, по крайней мере, частично было вызвано местными факторами.

У египетского форпоста в Яффе были непростые отношения с местными жителями, его ждал огненный конец. Здесь нашли свидетельства двух катастрофических пожаров с разницей в десять лет, которые уничтожили Яффу, причем второй пожар произошел примерно в 1125 году до н.э.

Яффа была единственным египетским форпостом, который носил чисто военный характер. Раскопки показали Яффу как обнесенный стеной анклав власти захватчиков, чьи напряженные отношения с окружающими народами резко контрастировали с культурным взаимодействием между египтянами и ханаанеями в других местах. После того, как египтяне ушли, от их присутствия здесь не осталось и следа.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Инкрустация с изображением ханаанского правителя
Ближний Восток, Изреельская долина, Мегиддо
Ханаанская цивилизация
Поздний бронзовый век, 1300-1150 гг. до н.э.
Изготовлено из слоновой кости
Израильский музей в Иерусалиме,
инвентарный номер IAA: 1938-780

Эта инкрустация деревянной мебели наглядно демонстрирует культурное влияние египтян и представляет собой повествование в двух сценах, героем которого является ханаанский правитель. Справа правитель изображен в своей колеснице после победоносного возвращения из битвы. Слева он изображен на троне на победном банкете, устроенном в его честь. Его жена стоит напротив него. Артефакт демонстрирует некоторые черты местного стиль, но такие мотивы, как цветок лотоса и крылатый солнечный диск, как и сама композиция свидетельствуют о желании подражать египтянам.

.

Разделенные Синаем, мрачной и малонаселенной землей, Египет и Ханаан были соседями, чьи истории войн, торговли и миграции пересекались и переплетались на протяжении тысячелетий. Ханаан был страной враждующих городов-государств и горных племен, раскинувшихся на территории нынешних Израиля, Ливана, юго-западной Сирии и Западного берега реки Иордан. В период расцвета Ханаана только на юге страны насчитывалось около 20 таких городов-государств.

Ханаан обладал природными ресурсами, и египтяне жаждали их заполучить. Уже в 3-м тысячелетии до нашей эры жители долины Нила основали оживленные торговые пункты в прибрежном городе Ашкелоне и в Гезере в центре региона, чтобы покупать экзотические товары и перевозить их в Египет на ослах, которые только недавно были одомашнены. Несколько веков спустя египтяне начали торговать на кораблях с морским портом Библ на побережье современного Ливана, минуя южный Ханаан, чьи связи с Египтом ослабли.

Со временем государства Ханаана окрепли, и около 1700 года до н.э. пришли в Северный Египет с разрушительным новшеством - боевой колесницей, за которой последовали поселенцы, построившие города в болотистой дельте Нила. Известные как гиксосы, "чужеземные правители", они сохранили свои культурные привычки и вступили в конфликт с египетским правлением на юге. В конце концов, египетское государство, объединенное при фараоне Яхмосе I (1550-1525 гг. до н.э.), изгнало гиксосов и отправило их обратно на родину около 1540 года до н.э.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Побеждённые ханаанеи
фрагмент расписного рельефа
Северная Африка, Египет, Фивы
Древний Египет, Новое царство, XVIII династия
правление Аменхотепа II (?), 1428-1397 гг. до н.э.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

На рельефе изображены западноазиатские воины, которых топчут лошади, тянущие царскую колесницу, что означает поражение чужеземцев в битве от мощи египетского фараона.

Как и многие древние общества, египтяне считали свою родину центром вселенной, а свою цивилизацию - превосходящей все остальные. Соседи Египта воспринимались как враги божественного порядка и, следовательно, враги Египта. Одной из главных ролей фараона было покорение этих народов. Это четко отражено в символических портретах египетского царя, попирающего или сокрушающего чужеземного врага - во многих случаях ханаанеянина. Знаковый характер египетского искусства позволяет легко идентифицировать субъектов по их чертам лица и одежде. Иностранцы обычно изображаются на официальных портретах в виде связанных пленников. Однако в сценах повседневной жизни они показаны как свободные и самостоятельные личности.

.

Столетие спустя, вновь уверенные в себе и жаждущие экспансии, египтяне нашли подходящего представителя своих амбиций в лице Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.). На юге Нубия тоже попала под военную мощь Египта. Египет теперь считал себя центром вселенной, а всех соседей - врагами и объектами вторжения. Товары элитного потребления, которые предлагал Ханаан, такие как медь, бирюза и высококачественное дерево, требовались знати.

Были и другие цели. Владение Ханааном позволяло Египту сдерживать экспансию Хеттской империи и давало ему контроль над торговыми путями из Центральной Азии в Средиземноморье. Ханаан был важен как мост на север и международные пути к портам Средиземноморья. Египет также мог использовать сельскохозяйственную продукцию Ханаана. Египтяне навязали свое правление и принесли определенную стабильность, пока они эксплуатировали землю. Правители Ханаана стали вассалами египетского государства.

Получив власть, египтяне создали в Ханаане колониальную администрацию, внутренняя работа которой хорошо документирована. Основным источником информации являются "Амарнские письма" - архив из 382 глиняных табличек, обнаруженных в древнеегипетском городе Амарна. Написанные аккадской клинописью, дипломатическим языком того времени, письма дают богатое представление о том, насколько безропотно ханаанские вожди подчинялись египетскому правителю и как они боролись за его расположение. Около 300 табличек были адресованы непосредственно фараону.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Перед нами осада ханаанского города Дапура, которая произошла в рамках кампании фараона Рамсеса II по подавлению Галилеи и завоеванию Сирии в 1269 году до н.э. Он описал свою кампанию на стене храма-усыпальницы, Рамессеума в Фивах. В надписи говорится, что Дапур находился "в земле Хатти" в хеттской сфере влияния в Ханаане.

.

Одна из них, написанная правителем города Сихем Аменхотепу III, начинается с того, что ханаанский вассал объявляет себя "твоим слугой и грязью, по которой ты ступаешь. Я припадаю к ногам царя, моего господина и моего солнца". Затем он предлагает отправить к фараону свою собственную жену, если его об этом попросят. В другом письме правитель Иерусалима судорожно защищается от обвинений в нелояльности, выдвинутых лидером соперничающего города-государства. В другом письме вавилонский царь требует справедливости за убийство вавилонского гонца, который пересекал Ханаан по пути в Египет. "Ханаан - твоя страна, а ее цари - твои слуги", - писал вавилонянин. К письму он приложил сапфир, чтобы сгладить напряженность. Другие письма касались более мирских дел, например, подробностей о поставках продовольствия или лошадей.

Египетские колонисты импортировали или воссоздали всю визуальную пропаганду своей власти, причем предметы выражали постоянство их империи. В местечке Бейт-Шеан, недалеко от Галилейского моря, над входом в один из главных храмов возвышалась базальтовая фигура сидящего Рамзеса III в натуральную величину. Статуя была вырезана из местного камня египетскими мастерами. В Бейт-Шеане жили в основном египетские солдаты, писцы и колониальные бюрократы, но и в других местах простые ханаанеи могли видеть подобные политические заявления. В Хацоре, одном из крупнейших городов древнего Ханаана, обнаружили часть сфинкса, сделанного из гнейса - ценного камня, который египтяне использовали для изготовления статуй богов и правителей. На сфинксе была надпись Менкаура (2490-2472 гг. до н.э.), фараона, который был захоронен в одной из пирамид Гизы. Сфинкс был привезен из Египта для придания статуса колониальному храму.

Сила Египта ощущалась не только в скульптурах. Он также оказывал заметное культурное влияние на элиту Ханаана, которую привлекали изящные украшения и символы Египта. Археологи обнаружили в ханаанских захоронениях сотни предметов в египетском стиле, включая украшения из алебастра, стекла и сердолика, скарабеев, украшенных сфинксами и иероглифами, и глиняные горшки. Богатые любили украшать свои гробницы имитациями египетских ушебти - фигурками людей, которые ухаживали за умершими в загробном мире. Ханаанеи хоронили своих умерших с предметами, привезенными из Египта, или с местными подражаниями им.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Подвеска с изображением богини Хатхор
Средиземноморье, Левант, Израиль
Ханаанская культура, Телль-эль-Аджул
Средний - поздний бронзовый век
середина XVI - начало XV века до н. э.
Золото 9,42 х 7,2 см
Музей Израиля, Иерусалима

Эта подвеска изображает схематичную женскую фигуру с помощью фронтального лица, груди, пупка и лобкового треугольника.

.

Иногда ханаанеи добавляли к египетским обычаям свои собственные изюминки. Около 130 глиняных гробов, некоторые из которых украшены натуралистическими человеческими лицами, были раскопаны вблизи Бейт-Шеана и Газы, еще одного центра египетского контроля. Такие гробы широко использовались в Египте. Иногда в одном таком гробу хоронили двух человек, что было неслыханно в Египте, но обычная практика в Ханаане.

Наряду с перенятием египетской погребальной практики, ханаанеи стали поклоняться египетской богине Хатхор. Она ассоциировалась с любовью, музыкой и женской грацией, которой восхищались как египтяне, так и ханаанеи, и была единственным египетским божеством, вошедшим в ханаанейский пантеон. Ее характерный облик, с миндалевидными глазами, длинными локонами и коровьими ушами, изображается на предметах от лачуг до дворцов.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Расписная известняковая стела Рамоса и его жены Мутемулы, посвященная Кадешу, Рашепу и Мин. Из Дейр-эль-Медина, 19-я династия во время правления Рамсеса II. Museo Egizio di Torino, Италия

Обширное египетское присутствие в Ханаане также привело к поклонению египтян ханаанским богам и включению этих богов в египетский пантеон. Ханаанские боги получили стандартные эпитеты египетских божеств. Они почитались как царями, так и частными лицами и были изображены на царских и частных памятниках как в Египте, так и в Ханаане. Ханаанские боги, наиболее часто встречающиеся на египетских памятниках Нового царства, включают ханаанскую обнаженную богиню, именуемую Кдешет, богинь Анат и Астарту, бога Баала, отождествленного с египетским богом Сетом, покровителем правителей Девятнадцатой и Двадцатой династий, и бога Решефа, отождествленного с египетским богом сражений Монту. Поклонение египтян ханаанским богам является наиболее ярким выражением культурного влияния египетского правления в Ханаане.

.

Некоторое время власть и культурное влияние Египта были глубокими. Но это было недолго. После смерти Рамсеса III (1183-1153 гг. до н.э.) к власти пришла череда гораздо более слабых правителей - все они носили имя Рамсес и все были неспособны справиться со все более беспокойными ханаанскими массами.

Около 1200 года до н.э. длительную проблему с водой сменила сильная засуха, что недавно было подтверждено данными, полученными из уровня отложений в Галилейском и Мертвом морях. Голодные люди мигрировали в поисках надежных источников пищи, подрывая установленный порядок во всем регионе. Прибрежные города подверглись нападению мародеров, которых условно принято называть "народами моря". Их точная принадлежность остается загадкой, но, скорее всего, в их число входили выходцы из юго-западной Анатолии и островов Эгейского моря.

Еще до правления Рамсеса III верные ханаанские владыки в своих письмах к фараону предупреждали о восстаниях и заговорах соперничающих государств, и археологические данные свидетельствуют о том, что мятежи охватили внутренние районы Ханаана. К 1130 году до н.э. были сожены египетские владения в Мегиддо, Лахише и по меньшей мере дюжине других городов. В некоторых из них было обнаружено до 4 метров пепла. Наконец, распространяющееся восстание достигло Яффы.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

К югу от города Газа, в Дейр-эль-Балах, на большом древнем кладбище было обнаружено около пятидесяти керамических саркофагов. Расположенное недалеко от моря, это место было защищено от разграбления массивными песчаными дюнами. Саркофаги были вылеплены вручную с использованием техники, применявшейся для создания больших сосудов. Затем их вместе с крышками обжигали на открытом огне. Позже крышки снова обжигались в печах, что объясняет их темный цвет. Подобные гробы были обнаружены в районе дельты Нила.

Некоторые особенности саркофагов из Газы демонстрируют явные признаки египетского влияния. На крышках иногда изображены фигуры, похожие на мумии, с указанием лица, парика, рук и кистей умершего. Многие лица имеют небольшие бороды, возможно, символизирующие бороду Осириса, египетского бога смерти, в царство которого умершему предстояло войти. Тела умерших, обычно не одного, клали в гроб вместе с погребальными дарами, такими как керамические чаши для еды или изысканные украшения и сосуды из камня и бронзы.

.

История заселения Яффы, на вершине холма с видом на море, насчитывает более 5 000 лет. Современный морской порт, заполненный рыбацкими лодками и яхтами, выходит к Средиземному морю на западной стороне холма. Но в древности порт находился на противоположной стороне, к востоку от города, в болотистом устье реки, которое защищало корабли от штормов и препятствовало доступу к городу по суше.

Египет захватил Яффу во время первой волны завоеваний Тутмоса III. Эта победа описана в истории под названием "Взятие Иоппы" (Иоппа - старое название Яффы), которая содержится на папирусе, хранящемся сейчас в Британском музее. История гласит, что египетский полководец Джехути притворился сдавшимся после безуспешной попытки взять Яффу штурмом. Затем он предложил ханаанеям 200 корзин с дарами в качестве жеста примирения. В корзинах были спрятаны египетские солдаты, которые, оказавшись в городе, выпрыгнули и завоевали его.

Возможно, хананеи в других местах и приняли египетское правление, но не в Яффе. Это был чужой форпост во враждебной стране. Отсутствие ханаанейских материалов египетского периода внутри городских стен свидетельствует о напряженных отношениях между двумя общинами. Мы можем восстановить всю иерархию египетского контроля: как город закрепился на военной позиции, достиг своего расцвета во времена Рамзеса II, а затем был заброшен, и почти все это время он был изолирован от окружающей ханаанской культуры. Высокопоставленные египетские мужчины привозили своих жен. Египтяне не хоронили своих мертвых на этой чужой земле и импортировали свою керамику и даже деликатесы, как нильский окунь.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Согнутый бронзовый меч-хопеш
Средиземноморье, Левант, Израиль
Поздний бронзовый век, 15-13 век до н.э.
Размеры 64,2х4,9х2,3 см
Музей Израиля, Иерусалим

Этот меч по форме напоминает серп. Он имеет острый внешний край и использовался для нанесения рубящих, а не колющих ударов. В конце бронзового века египтяне переняли хопеш у ханаанеев. В древности этот меч был намеренно согнут в знак смерти воина, в погребении которого он был найден.

.

В египетские времена все, кто въезжал в Яффо, проходили под внушительными квадратными воротами из двух башен глинобитного кирпича, соединенных сверху широким двухэтажным деревянным мостом, который образовывал крытый проход. На воротах сохранилось обращение к абсолютным правителям Египта, а теперь и Ханаана: "Сокол Гор, сильный бык, возлюбленный Маат, царь Верхнего и Нижнего Египта, сын бога Ра, повелитель корон, Рамсес". Эти ворота говорили всем входящим, что они входят в землю египетскую.

Археологи обнаружили 22 горшка для варки пива, идентичные тем, что изображены на египетских настенных росписях, что свидетельствует о том, что солдаты варили собственное пиво. У них также были сувениры из дома, в том числе несколько скарабеев с изображением Аменхотепа III. Другие находки, такие как большие кипрские кувшины для хранения и фрагменты микенских сосудов, указывают на космополитические торговые связи города. Но местной посуды почти не было найдено. Учитывая отсутствие ханаанейских предметов в стенах города и пожары, уничтожившие его, можно сказать, что египтяне не ладили с людьми, жившими поблизости.

Восстание началось около 1135 года до н.э., когда сгорели ворота Рамсеса. Они были восстановлены, но через 10 лет сгорели снова. Интенсивность жара от обоих пожаров свидетельствует о том, что они были устроены намеренно.

Во время второго пожара глинобитные кирпичи, обращенные к крытому проходу, были обожжены с таким жаром, что приобрели красновато-коричневый цвет, как будто их обжигали в печи. Керамика сгорела до пепла. Фрагменты рогов 32 оленей, украшавших проход, частично оплавились.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост

Бронзовый меч
Северная Африка, Древний Египет
Верхний Египет, Фивы, Асасиф,
двор CC 41, раскоп 3, погребение D1
Новое царство, Династия 18
1550-1458 гг. до н.э.
общая длина 52 см

.

Люди на борту кораблей в Средиземном море могли видеть клубы черного дыма, когда горели деревянные и соломенные крыши Яффы. Это не могло быть результатом вторжения чужаков из Эгеиды. Следы присутствия так называемых “народов моря” отстают по времени на 50 лет. Власть египтян над Ханааном тогда устояла и пережила “катастрофу бронзового века” или ей вообще не угрожали набеги микенцев и анатолийцев.

Археологи смогли приблизительно восстановить, как происходило последнее восстание против египтян в Яффе. Возле ворот Рамсеса найдены погнутые наконечники стрел, наконечник копья и свинцовые пули для пращи. Здесь, должно быть, разгорелся бой. Нападавшие подожгли деревянную платформу между двумя башнями. Она рухнула в проход внизу, на груды оливок, фисташек, чечевицы, фиников, винограда и пшеницы. Радиоуглеродная датировка обгоревших зёрен показывает, что пожар произошел между 1134 и 1115 годами до н.э., с наибольшей вероятностью в 1125 году до н.э. Это самая поздняя подтвержденная прочими находками дата египетского поселения в Яффе.

В 19 километрах от Яффы вглубь страны находилось зернохранилище Афек, которое было погребено под двухметровым слоем обугленных бревен и обломков. Разрушение Афека позволяет предположить, что поджог Яффы не был изолированной атакой, а скорее составной частью общего восстания. Вероятно, это нарушило поставки зерна в Яффу, что сделало положение египтян еще более шатким. В 1125 году до н.э. многие колониальные форпосты в Ханаана попали под удар восставших местных жителей..

Яффо не был последним египетским центром силы в регионе. В начале следующего века в Бейт-Шеане сохранялось египетское присутствие.

.

Вся эта история чрезвычайно важна для понимания сложностей происходящих в Леванте в позднем бронзовом веке процессов, которые привычно описывают через призму невероятно популярной парадигмы "Катастрофы бронзового века". Даже после гибели державы хеттов и некоторых прибрежных городов-государств власть Египетской империи над южным Ханааном оставалась заметной еще сотни лет и влияла на политическую и культурную жизнь региона.

.

Максим Ферапонтов для проекта Historia Maximum

.

P.S. Загрузил 2 номер и 3 номер Historia Maximum в онлайн листалку.

Испепелённый оплот империи фараонов в Земле Обетованной История (наука), Древние артефакты, Археология, Бронзовый век, Военная история, Музей, Древний Египет, Длиннопост