IQ как показатель конкурентоспособности

Первоначально коэффициент интеллекта пытались увязать со школьными оценками. Сам этот коэффициент и знаменитый g-фактор (фактор общего интеллекта) появились благодаря тому, что учёные заметили связь между оценками: дети, имеющие высокий балл по одному предмету, чаще получали хорошие оценки и по ряду других предметов. Так появилась идея, что человек обладает неким интеллектом, который помогает быстрее и лучше справляться с разными задачами.

Коэффициенту интеллекта уже более ста лет, теоретические положения данной идеи неоднократно менялись вслед за новыми открытиями, переосмыслениями и политико-идеологическими нуждами. Кто-то считал, что интеллект – врожденное свойство; кто-то опирался на идею Локка о "чистом листе" (хотя tabula rasa – чистая доска, а не лист); кто-то вслед за создателем коэффициента интеллекта – Уильямом Штерном – полагал, что мы имеем дело с взаимодействием наследственности и среды.

Существуют и существовали разные взгляды на психическое развитие: преформизм, теория рекапитуляции Холла (основоположника педологии), три ступени Бюлера, прямые наследники Локка и его продолжатели в лице бихевиористов Уотсона, Торндайка, Скиннера и Бандуры, теория конвергенции уже упомянутого здесь Штерна. Если нужны ещё фамилии, то пожалуста: Фрейд, Эриксон, Выготский.

Словом, теорий много. Не все они опирались на коэффициент интеллекта целиком и полностью, спорили о врожденности/приобретенности интеллекта, спорили о том, можно ли улучшить интеллект, изменяется ли он при жизни.

Сейчас мы находимся на очередном этапе переосмысления коэффициента интеллекта и IQ-тестов. Появляется всё больше исследований о связи коэффициента интеллекта с успешностью в жизни, которые говорят не об интеллекте, а о конкурентоспособности. Тесты показывают не интеллект, а конкурентоспособность.

Во-первых, мы не уверены в том, что тесты измеряют что-то действительно существующее. На данный момент учёные сходятся во мнении, что разные части теста измеряют разные стороны того, что мы зовём интеллектом, а сам этот интеллект – абстракция.

Во-вторых, корреляция с успешностью объясняется скорее третьим фактором, конкурентоспособностью, нежели прямой зависимостью между интеллектом и успехом в жизни.

В-третьих, сложно получить валидные данные. На результат прохождения может повлиять всё: настроение, погода, освещение в помещении, мотивированность.

Денежное вознаграждение за высокие результаты тестирования повышает мотивацию и результаты. Чем больше вознаграждение, тем больше влияние; и это лишь в абсолютных значениях.

Чаще всего о том, что интеллект человека развивается при жизни, говорят психологи. Биологи и генетики чаще объясняют интеллект через врождённое. Однако последние исследования показывают, что и генетики уже склоняются к тому, что интеллект сильнее зависит от среды. В исследовании Эмили Раушер было показано (ссылка ниже), что существуют гены, которые связаны с улучшением финансового положения богатых и ухудшением финансового положения бедных. Эти гены и их варианты влияют на восприимчивость к воспитанию. Если человек восприимчив и растёт в хорошей среде – он станет лучше. Если восприимчив и растёт в плохой среде – хуже.

Наконец, исследование Кеммельмайера показывает аналогичную ситуацию с коэффициентом интеллекта и политическими взглядами на примере американцев. Радикальные левые и радикальные правые обычно получают больше баллов, чем центристы. Консерваторы чаще хуже либералов справляются с тестами SAT. Но всё зависит от штата.

Там, где политическая вовлечённость ниже, консерваторы показывают лучшие результаты. Здесь может быть много объяснений, но учёные склоняются к тому, что консервативные и религиозные группы реже опираются на научные данные и чаще обращаются к эмоциям.

Автор исследования отмечает, что полученные данные не позволяют сделать однозначного вывода о том, как политические предпочтения и интеллект влияют друг на друга (исключая объяснение через третий фактор). Что позволяет кинуть ещё один потенциальный плюсик в копилочку того, что конкурентоспособность здесь играет большую роль.

Если есть желание вдумчиво и внимательно порыться в материалах, рекомендую ознакомиться с обзорной статьёй Владимира Фридмана, в которой вы найдёте ссылки на зарубежные исследования.

Итоги (если не читали статью Фридмана):

Из богатых семей чаще выходят богатые дети, из бедных – бедные. Эта закономерность наблюдается даже там, где ребёнок из бедной семьи попал в богатую.

Существуют гены и варианты генов, которые одновременно могут и улучшить финансовое положение детей богатых родителей, и ухудшить положение детей бедных родителей.

Результаты IQ-тестов сильно зависят от мотивации проходящего. Сильно мотивированный человек может получить ~ до 20 дополнительных баллов.

Политические предпочтения коррелируют с результатами IQ-тестов, но нет доказательств тому, что политические предпочтения влияют на интеллект или интеллект влияет на политические предпочтения.

Ссылки:

  1. Джо Пинскер о социальной мобильности американцев.

  2. Исследование коллектива экономистов о факторах благосостояния и социальной мобильности шведов.

  3. Исследование Анджелы Ли Дакворт о влиянии мотивации на результаты IQ-тестов.

  4. Тяжёлая для гуманитария статья Эмили Раушер о генах и интеллекте.

  5. Кеммельмайр о политических предпочтениях и интеллекте.

Лига образования

6.2K постов22.6K подписчиков

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий
учёные заметили связь между оценками: дети, имеющие высокий балл по одному предмету, чаще получали хорошие оценки и по ряду других предметов. Так появилась идея, что человек обладает неким интеллектом, который помогает быстрее и лучше справляться с разными задачами.

А ещё наверное учёные заметили связь между физическими нагрузками: дети, поднимающие тяжёлые гири, также обычно поднимают тяжёлые гантели. Так появилась идея, что человек обладает некой силой, которая позволяет поднимать разные тяжести.

раскрыть ветку (6)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А как вам это:

Существуют гены и варианты генов, которые одновременно могут и улучшить финансовое положение детей богатых родителей, и ухудшить положение детей бедных родителей.

Т.е. от этих генов ничего не зависит, хз что они там нашли.

раскрыть ветку (2)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Из богатых семей чаще выходят богатые дети, из бедных – бедные. Эта закономерность наблюдается даже там, где ребёнок из бедной семьи попал в богатую.

Кажется, автор на пороге осознания концепции передачи имущества по наследству.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Во-первых, не совсем корректное сравнение. Интеллект до сих пор не изучен до конца, сколько бы абсурдно не звучало выражение, даже такие, казалось бы, простые вещи требуют доказательств. Для вас вроде бы логичны аксиомы прямых и параллельных, это же банально, а вы их докажите.


Во-вторых, это не так работает, далеко не логично, что если ты хорош в одном предмете, то соответственно хорош во всех и имеешь некий соответствующий интеллект, это может быть способность только в одном предмете, а может быть есть этот самый некий общий интеллект, который даёт способности во всем, но даже так, что такое интеллект, как его измерить, а точно ли он есть в общем? Даже с вашим примером силы это работает, если у тебя развита правая рука, то это далеко не значит, что ты силен в целом.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
далеко не логично, что если ты хорош в одном предмете, то соответственно хорош во всех
если у тебя развита правая рука, то это далеко не значит, что ты силен в целом

То есть моё сравнение абсолютно корректно?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Если посмотрите оригинальное исследование Спирмена, то обнаружите, что g-фактор он выводил исходя из мысли, что различные задания и различные предметы предполагают использование различных навыков, способностей и задатков. Математика отличается от русского языка не только тем, что на одном уроке изучают цифры (что в корне не верно), а на другом – буквы. Чтобы получать хорошие оценки и понимать эти предметы, нужны совсем разные навыки, которые базируются на разных интеллектуальных способностях (навыках).

Ваше сравнение было бы корректно, если бы вы сравнили легкоатлета с шахматистом. И сказали бы, что легкоатлеты чаще хорошо играют в шахматы.

Ну или, если мы без шуток, сравнили бы легкоатлета с тяжелоатлетом
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку