Интервью с человеком из будущего

"Может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? -Нет. - А если бежать наперерез?!"

Интервью с человеком из будущего Математика, Наука и техника, Бартини, Длиннопост

В нашей стране было немало незаурядных личностей. Один из них барон Роберто Орос Ди Бартини (1897-1974), направленный в СССР итальянской компартией, чтобы помочь строить "красные самолеты". Его жизнь хранит много загадок. На мой взгляд, о нем незаслуженно мало кто знает, хотя в Инете есть немало статей о нем.

Как бы мне хотелось с ним встретиться, задать вопросы. Сделаю это хотя бы мысленно.

Представлю себе встречу с ним, что спросить?

-Вы итальянец, или россиянин?

=Я отвечаю себе на этот вопрос так: каждые 10—15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось

ни одной итальянской молекулы. Поэтому в анкетах я пишу: русский.

- Вы разрабатывали самолеты, опередивших время, почти не имея возможности их производить: цельнометаллический фюзеляж, экраноплан, вертикальный взлет.

Как вы пришли к модели сверхзвукового лайнера, который построили другие только через много лет

= это самолет в гармонии с воздухом

- Как вы предлагали М.П.Симонову бежать наперерез, чтобы догнать? (Примечание автора: генеральный конструктор ОКБ Сухого)

=не пытаться повторять. Использовать науку, а не перебор вариантов. Не бояться запретов невозможного. Строгий расчет вместо "озарения". Превратить изобретательство в науку.

Не понятое вами остерегайтесь называть неосуществимым. То, что вам представляется недостижимым, может оказаться легко достижимым для других. Я, например, не в силах прыгнуть на два метра, а для Валерия Брумеля это не задача.

Я использовал метод "изобретательства", который назвал «И-И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое» для математизации рождения идей.

Впервые об этом своём логико-математическом исследовании я доложил на совещании в ЦК ВКП(б) еще в 1935 году. После войны прикладная диалектическая логика была повторно

и независимо предложена бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером как метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

Я отношусь к математике как к философии наук. Она позволяет взглянуть на любую проблему с самых общих позиций, использовать системный подход. То есть определять цели и с учетом

ограничений двигаться от общего к частному. Если ваши идеи и конструкции вписаны в общую картину мира, то, например, геометрия профиля крыла будет определяться не так, как вам удобнее изобразить, а гармонией самолета с обтекающим его воздухом.

Остерегайтесь в науке и конструировании допущений и постулатов. Они не нужны, если ваши физические идеи основаны на математике. Вместо допущений должна использоваться наука.

-какие свои идеи и исследования вы считаете самыми революционными

=пожалуй, то направление, которое сейчас именуют "мир Бартини". Поначалу это звучало снисходительно насмешливо, но для меня, пожалуй, всегда слишком высокомерно.

Моя роль в математике и физике - как роль технолога на заводе. Использовать технологию, гармонически связанную с окружающим миром. Моя технология - это математика.

Как параллельные прямые пересекаются в геометрии Римана, так и физический мир может описываться иными, непривычными нам законами. Множественность физических реализация управляется математической статистикой. Из возможных событий происходят наиболее вероятные, выстраивая цепочку бытия.

В ваше время очень модно рассуждать о параллельных мирах, об "альтернативных реальностях", я думаю, что осуществленная реальность - это наиболее вероятный результат её предыдущего состояния. Мой "мир" - это математическая абстракция, воплощенная в окружающем мире.

Один ученый признался, что долго не мог понять даже первую фразу моей статьи, что "тотальный и, следовательно, уникальный экземпляр" - это и есть наш мир.

Но то, что мы называем физическими константами, является параметрами математического описания физического мира.

Еще одно исследование «Множественность геометрий и множественность физик» является развитием первого и определяет общие закономерности и тенденции развития физики, как науки.

Множество геометрий (Эвклида, Римана и т.д.) можно трактовать в трех понятиях: группа, преобразование, инвариант. Добавляя к ним четвертое - физическую величину - получаем множество физик, в котором инвариантом является закон сохранения этой физической величины. Для её измерения достаточно использовать два векторных параметра из "мира Бартини": протяженность и длительность.

Для этих понятий получена общая структурная формула физических величин, для которой отображена таблица системы физических величин для множества физик - «морфологический ящик» - матрица физических явлений

Для определенных инвариантов общая таблица определяет классы физических явлений частных физик, а клетки таблицы определяют физические величины и законы сохранения физических величин.

Говорят, что эту матрицу можно использовать как периодическую таблицу физических законов, по аналогии с таблицей Менделеева.

-"мир Бартини" математическая модель мира, почему 6 измерений, а не 4, или 8

=такое получилось следствие из наиболее вероятного описания мира. Вероятность в математике - та же физическая гармония. Уравнения физики принимают простой вид, если в качестве системы измерения принять кинематическую систему протяженностей пространства и времени. Подчеркну, что в 6-мерной протяженности времяподобная часть является векторной и ортогональной к пространственной части.

Наиболее устойчивой форме кинематического состояния соответствует наиболее вероятная форма статистического существования мира.

-каково физическое объяснение вашей модели

=в этом и беда, что человек лучше воспринимает образы - так уж устроен наш мозг. С таким же успехом можно попытаться представить неизвестное физическое явление, глядя на описывающую его систему дифференциальных уравнений.

-вы уверены в правильности вашей модели

=да. Эта общая модель соответствует известным частным моделям, позволяет вычислить многие физические константы, которые до неё определялись эмпирическим путем, в том числе:

Постоянная Зоммерфельда, характеризующая силу электромагнитного взаимодействия.

Постоянная гравитации

Эффективный гравитационный радиус электрона

Электрический радиус электрона

Классический радиус электрона

Масса электрона

Масса нуклонная

Заряд электрона

-говорят, что вы посланы к нам из будущего

=niente è impossibile in questo mondo

-что же, вполне по итальянски уклончиво. А какие из разработанных вами самолетов вам более всего по сердцу

=пожалуй все. Что можно выделить особо. (примечание автора: так и хочется в каждом описании поставить восклицательный знак. Вы вдумайтесь - сверхзвуковой самолет амфибия, вертикальный взлет, экранолет...)

Летающие лодки и экранолёты

А-57 (проект, 1957 г.) — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с дальностью 15.000 км, потолком до 23 км и скоростью 2500 км/час, способный садиться на любую поверхность.

Мы использовали в нем самое современное оборудование, в том числе РЛС, навигационный комплекс, комплекс связи, включающий гидроакустическую систему связи с подводными лодками, а также системы радиоэлектронного противодействия и постановки пассивных помех. Помимо крылатой ракеты имелся термостабилизированный бомбоотсек для размещения термоядерной бомбы массой 3 тонны.

Р-АЛ (проект, 1961 г.) — вариант А-57 с ядерной силовой установкой - дальний разведчик.

Бе-1 (опытный, 1961 г.) — лёгкая амфибия экранного эффекта.

МВА-62 (проект, 1962 г.) — самолёт-амфибия с вертикальным взлётом и посадкой.

ВВА-14М-62 (1972 г.) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт - мой последний воплощенный проект

ДАР (опытный, 1935 г.) — дальний арктический разведчик

Т-500 (проект) — тяжёлый транспортный экранолёт.

Истребители и бомбардировщики

Сталь-6 (опытный, 1933 г.) — экспериментальный истребитель с убирающимся шасси, установил мировой рекорд скорости 420 км/ч, что было на 100 км/ч больше, чем истребители тех лет.

Сталь-7 (опытный, 1935 г.) — 12-местный пассажирский самолёт, многоцелевой транспортный самолёт. Установил мировой рекорд скорости.

В 1936 году самолет экспонировался на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 года на нем был установлен международный рекорд скорости 405 километра в час на дистанции 5000 километров

Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940 г.) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7. К июню 1941 года были сформированы два полка, состоящие из бомбардировщиков Ер-2.

Самолёты участвовали в боях с первых дней войны, в том числе в бомбардировках Берлина.

Р-114 (проект, 1942 г.) — истребитель-перехватчик ПВО со стреловидным крылом,

имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Скорость до 2М, потолок 24000м.

----от автора

В начале 30х в бригаде Бартини работал С.П.Королев, который всегда высоко ценил Бартини: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника».

Авиаконструктор О.К.Антонов дал ему такую оценку: "Бартини был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Его идеи намного опережали своё время и поэтому лишь часть из них

воплотилась в металл, в самолёты. Но и то, что не воплотилось в металл, сыграло положительную роль катализатора прогресса нашей авиатехники. Это был простой скромный человек, не отступивший ни на йоту от своей данной в молодости клятвы — чтобы "красные самолёты" летали быстрее "черных".

Самолет-НЕВИДИМКА. Сохранилась скудная информация о проекте создания невидимого самолета по заданию Тухачевского .

Из статьи И.Вишнякова "Невидимый полет" в журнале "Изобретатель и рационализатор" (М., "Молодая Гвардия" 1978г.) об испытаниях таинственного самолета: "одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из виду"

В 1991 г в архивах Министерства обороны обнаружены три документа, датированных 1935-1938 гг., из которых следует, что идею создания самолета-невидимки предложил конструктор Бартини

В 1945 году заключенные по ст.58 Р.Бартини и физик Ю.Б.Румер, специалист по квантовой механики и оптике, сотрудник группы Бартини, передали в академию наук совместный доклад под названием «Оптическая аналогия в релятивистской механике и нелинейная электродинамика». Доклад получил высочайшую оценку академика Сергея Вавилова (будущего президента академии наук), крупнейшего специалиста по нелинейной оптике.

Имя Бартини сохранилось в его достижениях:

"Мир Бартини" - модель глобального мира, пожалуй впервые основанная на строгих математических выкладках, имеющая неоценимо громадное прикладное значение.

"Крыло Бартини" В работе над проектом межконтинентального самолета Бартини предложил создать новый тип сверхзвукового крыла – с переменной стреловидностью,

с кривой передней кромкой, обеспечивающей минимальное аэродинамическое сопротивление и устойчивость машины на всех режимах полёта.

(Позже, в «Конкорде» и Ту-144 были использованы именно такие крылья). Эксперименты подтвердили правильность интуиции и расчётов Бартини – выбранная им саблеобразная форма передней кромки крыла повышала аэродинамическое качество и балансировку самолетов.

"эффект Бартини" Разрабатывая проект дальнего арктического разведчика, Бартини поставил на самолет два пропеллера, развернутые носами друг к другу и вращавшиеся в разные стороны. Окружение пропеллеров представляло кольцевой обтекатель, снизу из корпуса самолета, а сверху -крыло, так называемый "винт в кольце". Тяга винтов возросла на 30%, а лобовое сопротивление сильно уменьшилось.

Ряд замечательных проектов Бартини остался нереализованным: монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.

Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. Когда его тело два дня спустя было найдено на полу ванной, из крана шла вода, а на кухне горел газ.

Бартини в ту ночь написал завещание, приложил к нему черный пакет и спрятал за плотной шторой. Пакет был тщательно заклеен.

В завещании Роберт Людвигович просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. Еще на пакете была надпись:

«Я убрал из моих статей о константах одно следствие. Прошу вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини,

пришел к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени.

Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение,

- тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».

Эпитафия на памятнике «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных.»

(в конце повтор из другой моей статьи о Р.Бартини, извините).

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу