Илон Маск - это  бренд, образ гения, чтобы хайповать и продавать "новые" "инновационные" компании

Я думаю, что Илон Маск - это просто бренд, просто образ гения, чтобы хайповать и продавать "новые" "инновационные" компании. У них есть инновации, но насколько большую роль играет хайп.


Сравним пару вещей:


Тесла:

Цена на рынке (market capitalization) 386 млрд. долларов. Profit/earnings ratio 1,086 (!!!!)

Тесла продала:

367 тыс. машин в 2019,

245 тыс. машин в 2018


Форд

Цена на рынке 27 млрд. долларов. Profit/earnings ratio -9.7 в 2020, и предпологается +9.5 в 2021.

Форд продал:

2.42 млн машин в 2019

2.49 млн машин в 2018


Тойота

Цена на рынке 213 млрд. долларов. Profit/earnings ratio 12.72

10.74 млн машин в 2019

10.4 млн машин в 2018


Что такое profit/earnings ratio? Это цена акции делить на доход на долю этой акции. Если акция стоит $10 а прибыль с неё в этом году $5, то p/e ratio = 10/5 = 2. Если прибыль с неё всего $1, то p/e ratio = 10/1 = 10. Гугл пишет, что исторически, p/e ratio на рынке 13-15. У Тойоты он ~13, у Форда он отрицательный, то есть компания в 2020 году несла убытки, но в 2021 он предпологается в 9.5, то есть +/- средненько.


А вот у Теслы он - свыше тысячи раз. Их акции сейчас стоят $415. То есть вы купили одну такую акцию за $415, получили 40 центов за год.

То есть люди сильно, дико, верят в компанию - а по сути в Илона Маска - а по сути в Илона Маска-гения с видением - несмотря на факты. Причём верят в 100 раз (раз!) больше, чем в Тойоту, которая, по-моему, мировой лидер по количеству новых авто в год.


Это одна часть дела.


Вторая часть дела: Тесла понесла убытков на 1 млрд. в 2018 году и убытков на 862 млн. в 2019 году. В 2020 году (а Тесла основана в 2003 году) у неё начали появлятся прибыльные кварталы, из серии "100 млн прибыли" в квартал.


Третья часть: Тесла получает прибыли из т.н. "кредитов за выхлопы" - чистая прибыль не от товара или услуги, а просто, по-существу, законов. Эти деньги в итоге просто добавляются к цене других автомобилей. Другие компании платят Тесле деньги за то, чтобы использовать "её квоту" на выхлопы, которых у неё нет как у электромобиля (из-за того, что они есть на электростанции, но кого волнует?). За 2017 год это $360 млн, 2018 $419 млн, 2019 $594 млн. Даже с такими бесплатными деньгами в подарок - у компании огромный убыток. Изменись закон - насколько больше в минус она опять уйдёт?


Но... люди покупают эти акции. Что если не было бы модного, известного молодого гения? Он тут и космос осваивает, и обещает тоннель под всей страной (США), и говорит что-то про Марс. И, да, безусловно есть прогресс: и с космосом, и с самими машинами, и с идеей электрокара. Но лично мне кажется, что ну ОЧЕНь многое здесь основанно именно на хайпе, на желании вкладчиков быть частью будущего, чего-то нового и прорывного, не смотря на объективные факты.