Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Игра в Мир. Глава 3 Часть 2. Центральный банк России. Да что ты, черт возьми, такое ?

Прошлую историю мы закончили на Афганском конфликте и подошли к развалу СССР. Игра в мир. Глава 3. Часть 1. Россия. Отличия Афганской от Украинской спецоперации .

На  протяжении всей своей жизни руководство СССР противостояло и противилось подключению к политике МВФ и мирового банка. Но буквально через несколько месяцев после развала Союза (декабрь 1991) в 1992 году новая Россия в лице своего ЦБ присоединяется к МВФ.


Что же такое Центральный Банк = Банк России?

Простой на первый взгляд, но удивительный и загадочный институт.

Поверхностное понимание, вытекающее из буквального толкования словосочетания, должно указать вам, что это главный банк страны. Банк и банк. Самый главный. Все ясно и просто. Не нужно дальше думать. Но в этом обсуждении мы задумаемся.


И при ответе на первый же вопрос мы встреваем в дебри и сложности.

Дело в том, что в России нет другого такого института, у которого правой статус и полномочия были бы настолько разнообразны, значимы и смешаны до предела. Сейчас поясню.


Правовой статус и часть полномочий этого института определяется Федеральным законом о «ЦБ РФ» (№86-ФЗ). В статье 1 указано, что Банк России является юридическим лицом. Точка.

Это не государственный орган, это не совмещение полномочий, как обычно указываются, «орган имеет статус юридического лица». Юридическое лицо и точка.


Развивая положения и деятельность ЦБ, как юридического лица, по тексту приведенного законодательства, мне, как юристу инвестиционной компании, кажется, что это юридическое лицо крайне похоже на коммерческую организацию.

Для начала напомню, что все юридические лица делятся на два типа: коммерческие и некоммерческие (деление на унитарные и корпоративные в данном случае не имеет значения).

В федеральном законе о ЦБ, по каким-то причинам не указали на то, что ЦБ является некоммерческой организацией. Решили указать на один признаков, что основной целью деятельности ЦБ не является получение прибыли. Окей. Это хорошо. Это говорит, что общественные цели прежде меркантильных. По крайней мере так должно быть. Но дорогие мои, это прежде всего банк. Когда это банк был некоммерческой организацией? И что такое банк, как не коммерческая организация? Представьте себе: меценат, альтруист, спонсор?


Хорошо-хорошо. Отметим, что получение прибыли не запрещено. Но если юр лицо не является некоммерческой организацией, значит оно относится к какой форме (выбираем одно из двух, где третьего не дано)?


Есть также еще 1 косвенный признак.

Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками. В статье 26 ФЗ№86 – закреплено, что после уплаты налогов и сборов и утверждения финансовой отчетности Совет директоров Банка России перечисляет в Федеральный бюджет 75 процентов полученной по итогам прибыли (значит все таки прибыль идет, значит все таки систематически прибыль получают, если характер распределения ежегодный?). Оставшиеся 25% направляется в резервы и фонды различного назначения. Запрета на участие в таких фондах для директоров и руководителей ЦБ, а также их родственника и проверки в этом направлении, я не нашел.


То есть прибыль все же распределяется, просто это не основная цель. Ну окей, мы поняли.

Плюсом к этому идет закрепление особого статуса этой фирмы в статье 75 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

- денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

- защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.


То есть мы видим, что эта фирма имеет Конституционные полномочия в дополнение к тем, что установлены ФЗ и является независимой от органов государственной власти. Полномочия определяются уже 2 актами высочайшего уровня.


Друзья мои, этот статус юридического лица поистине «золотой». О таком мечтает каждая фирма, а каждый директор хотел бы возглавить такое предприятие.


Но на этом не все. Едем дальше.

Согласно все того же 86-ФЗ в полномочия юридического лица Банка России входит нормотворческая деятельность. Это положение предполагает исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ Федеральным законодательством.

Таким образом в национальном законодательстве - это независимая не некоммерческая организация, не относящаяся ни к одному органу государственной власти и имеющая исключительные полномочия, и компетенции, которые использует в том числе для ведения своей хозяйственной деятельности.


Но директора хотят возглавить эту фирму не потому что она имеет «золотой статус», а вот по какой причине.

За свою деятельность Руководство ЦБ де факто не несет никакой ответственности. Не круто ли ?

Во-первых, прямой ответственности не установлено ни в приведенном законе ни в Конституции. Хотя на мой взгляд при таких реально чрезвычайных полномочиях разумно было бы установить соответствующую ответственность.

Во-вторых, при принятии решений в сфере банковской деятельности, монетарной политики, валютного регулирования в России, руководство не имеет ограничений. Раз нет границ, то и ответственность не за что предъявить. Нет той черты, перейдя которую наступит ответственность.

Последнее, деятельность ЦБ за год подлежит обязательному аудиту. Вроде, это то, что нужно. Но. Аудит проводит не контрольно-счетная палата России, а просто коммерческая фирма, которую ЦБ выбирает сам. Совет ЦБ выбирает, а сам совет формирует руководитель ЦБ. Отчет аудитор предоставляет руководителю. Руководитель формирует Совет.

Бум. Круг замкнулся. ЦБ сам себя проверяет и все идет на стол руководителю ЦБ.


Кто-то может возразить, мол ЦБ отчитывается о проделанной работе думе – но это чисто формальная процедура. Сели послушали скучный отчет, и все пошли по домам.

Просто сказка для любого директора.


Представим себе гипотетически. Ты осуществляешь валютные спекуляции, ведя свою самостоятельную деятельность, получая прибыль. Усилил рубль. Доллар упал. Ты закупил доллары по 30. Ослабил рубль. Доллар вырос. Ты продал доллары по 120 . Заработал денег. Заплатил налоги. И живешь счастливо? Если так делать, то это нормально?

При этом свой бюджет ЦБ ведет отдельно. Россия отдельно. И его (бюджет ЦБ) не проверяют надзорные государственные органы. Удобно.


Не даю оценки, а то экономисты из комментариев, защищающие великую Набиуллину или великий финансист Подоляка скажет, что я не патриот. Окей. Едем дальше. Судите сами.


Но на этом определение статуса ЦБ не закончено.


Помимо национального права, полномочия и статус этого юрика определяются международным правом и соглашением.

Россия присоединила свой ЦБ к международной валютной системе, центром управления которой является международный валютный фонд, международный банк. Несколько взаимосвязанных международных соглашений устанавливают зависимость нашего ЦБ от системы управления на этих международных площадках. Обобщу: наш ЦБ раскрывает даже конфиденциальную информацию международным руководителям, отчитывается перед ними, кредитуется у них, а они, в свою очередь, помогают нашему ЦБ кредитами, советами по направлению денежно-кредитной политики, по направлению реформ финансового регулирования: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/mwf_n/ .


При этом мы содержим международную систему наравне с другими участниками за счет взносов, выплаты процентов по полученным кредитам и находимся под ее управлением. И крутится эта машина с 1992 года. Подробнее о том, что такое МВФ со штабквартирой в Вашингтоне, писали ранее.


Таким образом ЦБ имеет национальный и международный статус, не подчиняясь национальным органам и праву, не имеет здесь ответственности и имеет зависимость от международных соглашений, держит полный отчет перед МВФ и международным банком.

Хорошо это или плохо – оцените сами. Кстати к МВФ подключен не только ЦБ , но и Министр Силуанов .


Отчасти это продиктовано внешней политикой РФ, так что не надо думать, что все только плохо.


Теперь мы можем перейти к внутренней политике ЦБ.

Воды выйдет еще на три листа, так что только основное, что интересует нас и сразу будем оценивать достижения:


Статья 3 и статья 4 ФЗ №86. Цели функции деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

Наша валюта намеренно девальвирована. Рубль намеренно ослабляется в соответствии с выбранной денежно-кредитной и экономической политикой. В бюджете заложен курс доллара в 72 рубля. Стараются его держать.

Принцип работы денежно-кредитной политики простой – в основе экономики нашей страны предприятия монополисты. Экономика товарная – мы экспортер, продаем продукцию за доллары. На нашей бирже меняем доллары в рубли. Внутри страны получается много рублей и все счастливы. Ну или почти все. Не надо думать, что это плохо. Например, взять экономику Японии, где доллар стоит 139 йен; Китай, где доллар стоит 6.6 юаней; Индию, где доллар стоит 76 рупий. Это обычная практика для развивающихся стран.

Однако есть черта. Играя с такой экономикой важно не попасть в товарную зависимость от одного рынка. Мы попали в зависимость от Европейского рынка. При этом собственного производства мы практически не имеем. Вот это жесткий просчет. Смысл товарной экономики в балансе между собственным производством и экспортом. У нас этого баланса практически нет. Чей это про..б, давайте по рассуждаем в комментариях. А может вы скажите, что это достоинство...

А так, да, курс устойчиво держится выше 72 рублей за доллар, с этой задачей справляются.


- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

Долгое время мы были на свифт. Потом пошли разговоры про юнион пэй. Развитие собственной системы чуть выше нуля и так было лет 25. Когда пришло понимание того, что будут санкции и затронут свифт, обморочно свою систему стали создавать и продвигать (2014 год). Но ее внедрения, именно масштабного, пока не наблюдаем. Развитие сдвинулось с мертвой точки, но я не ставлю это в заслугу ЦБ, скорее лично Путину В.В. ЦБ минус, так как почти 25 лет жили и в ус не дули.


- денежно-кредитная политика;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- развитие финансового рынка Российской Федерации;

- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

- эмиссию денег;

- правила расчетов;

- правила ведения банковсих операций;

- управление золотовалютными резервами

- эффективное управление золотовалютными резервами;

- и во взаимосвязи с правительством РФ – определяет денежно-кредитную политику.

В России 330 действующих банков. Развитие налицо. Но норма ли это ? – для ответа на этот вопрос необходимо понять чем банки занимаются. Банки могут заниматься только тем, что им дозволяет ЦБ в денежно-кредитной политике.

В целом деятельность банков сводится к двум основным пластам – кредитование потребительского сектора и инвестиционное стимулирование=проектное кредитование (длинные вложения, длительный срок , низкий процент).

Вот в нашей стране я не вижу второго. Ни один банк не осуществляет проектное финансирование. Кстати, такой инструмент очень развит за рубежом. Когда ты приходишь к менеджеру в банк и говоришь, что хочешь производить булочки по рецепту своей бабули и хочешь открыть булочную. Менеджер смотрит твой бизнес план и принимает решение о финансировании банком твоей идеи. Или ставит красный штамп - Отказано, как показывают в фильмах. Возврат полученного по такому проектному финансированию кредита, во-первых, произойдет с момента получения первой выручки, а во-вторых, процент по такому кредиту будет максимально низкий. Кредитное стимулирование в Америке, например, было до 0,75%. При этом зачастую фирмы гиганты одновременно находятся на минимальном налогооблажении.

Это стимулирует производство. Дает дешевые и длинные деньги. Когда экономика насыщена монетой (деньгами), тогда идет стимулирование развития и стимулирование производства в частности. Не только производством ограничивается.

Наша же политики банков сводится только к предоставлению кредита. Кредита какого размера ? Какой график погашения ? Большая ставка и быстрые платежи. Большие суммы предоставляются как правило только под залог. Кредитования проектов отсутствует как вид.

Словно ростовщики. И думать особо не нужно.

Как результат в стране недостаток дешевых денег, то есть экономика недомонетизирована.

Напомню. Именно ЦБ определяет процентную ставку, монетарную политику и то, как действовать банкам. И никому в этом не подчиняется. Ну кроме МВФ, наверно ))).


Какую оценку мы поставим тут руководителю ЦБ ? Я ставлю отрицательную. Пока мы не начнем в нынешних условиях стимулировать производство, я не поверю в добрые намерения этих управленцев (Набиуллиной и Силуанова, больше ее, конечно.).


Это не потому, что я тяготею к производственной экономике, хотя и поэтому тоже, а потому что тот самый риск товарной экономики – предельная зависимость от рынка, он сейчас и всплывает. Его надо минимизировать, но этого не происходит. Конечно, это мое мнение. Но цены в магазине скажут вам еще больше.


Едем дальше. Инфляция.

Вот тут получилась интересная ситуация.

Дело в том, что когда ты экспортируешь и получаешь за это доллары, ты выходишь на биржу. Биржа – это специальный отельный рынок. На биржевом рынке, на бирже, нет инфляции. Поэтому говорить о ней, как об основной причине всех бед просто смешно.

Сегодня цены растут в связи с недостатком товара. Спрос большой, товара мало, цена на товар идет вверх. Разрывы цепочек поставок. Санкции и уход с нашего рынка поставщиков.

Как Вы понимаете до инфляции еще не дошли и регулирование этих процессов зависит совсем от других механизмов. Наличия цепочек поставок, наличие товаров, стимулирования спроса, увеличения предложения и наличие собственного производства в том числе.

Инфляция где-то на третьем или даже четвертом месте при таких отношениях и экономическом устройстве. Инфляция в Турции выросла на 48 процентов. Но это не беспокоит их власти. Устройство экономики другое. Не производственная.

Между тем, ссылка нашего руководства ЦБ на инфляционное давление является щитом для сохранения (именно сохранения) ставки рефинансирования. Справедливости ради надо отметить, что на первых этапах поднимать ключевую ставку было жизненно необходимо. Для преодоления паники людей. Все бросились в банк забирать деньги. Вклады надо было делать привлекательными. Но сейчас, ее срочно надо опускать до одного двух процентов и стимулировать товарный рынок. Промедление в этом плане, на мой взгляд, равноценно самоубийству. Но снижения мы не видим. Упали с 20 до 17 и в перспективе до 15. Это не те цифры, которые стимулируют развитие в условиях структурного кризиса  и даже 9% не то. При наценке банков кредит будет по-прежнему 15-20 %. А это дорого.

Жирный минус. Стадию паники рынка мы давно прошли.


Другой момент – резервы.

Тут нет оправдания. Знал/не знал об этом… Набиуллина уже в интервью призналась, что знала или допускала. Есть на ютьюбе. Профакапили в чистом виде. Здесь жирный минус.


Дальше – цифровая валюта.

В одном из споров с читательницей, приводил ссылку на интервью Набиуллиной о ее желании запретить цифровую валюту или криптовалюту (и то и то цифры, только разница в эмитенте, цифровую валюту эмитирует ЦБ, а крипту может майнить каждый). Хронология о запрете цифровой валюты есть на РБК. Легко найдете пруф.

Воспротивился такому желанию Силуанов (неожиданно). Он полагал, что явных причин для развития этого направления нет и более того, такая валюта нужна в связи с тем, что из-за санкций будет заблокирован наш заграничный счет. Цифра поможет напрямую получать деньги в кошелек в России и внедрить нашу платежную систему, аналог свифт.

В этот спор пришлось вмешиваться Президенту. И цифровую валюту допустили.

Будут ее развивать или нет, увидим. Но этот факт также настораживает.


А если развивать эту тему, что Набиуллина допускала блокирование валютных резервов, а значит допускала санкции и блокирование заграничных счетов, то ее препятствие альтернативному движению денежных средств в наш кошелек, в форме запрета цифровой валюты, выглядит уж очень некрасиво. Это жирный минус с заявкой на нечто большее, чему оценку должны дать правоохранительные органы России.


Жирная двойка. Это моя оценка за все свершения и не свершения Набиуллиной и Силуанова. С моей она не заслуживает доверия.


Мы находимся в условиях структурного кризиса.

Когда действующая экономическая модель больше не работает. Напомню. Рыночная экспортная экономика основывается на поставке товаров фирмами-монополистами и субъектами, выше среднего предпринимательства. Эмбарго на наши товары. Санкции. Разрывы цепочек и так далее. Все это меняет условия осуществления деятельности. И вынуждает принимать новые меры для адаптации к новым условиям. Риски товарной экономики по зависимости от покупателю всплыли. Простой игры ставкой рефинансирования тут явно не достаточно и это просто смешно.


Можно создавать некий чрезвычайный орган, решения которого будут обязательными для ЦБ и Минэка. В СССР был аналог – чрезвычайный комитет. Но для этого надо выйти из ВТО и МВФ, соглашений с Мировым банком (международный банк). А для этого надо принять решение о смене ориентира в экономике.


Можно создавать внутри страны добавленную стоимость, а не заниматься толлингом.


Но надо ли кому-то менять ориентир? Легче просто перестроиться на Китай и Индию и также жить с рисками товарной экономики по потере рынка и зависимости от покупателей. Право руководящего и вопросы уже философии.