Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса

Прошлая моя запись про троллейбусы "Шкода 9тр" Донбасса собрала какой-никакой интерес к теме, поэтому я решила продолжить эту тему с фотоисторией этих милых троллейбусов-"булочек" и отправимся мы южнее, в Закавказье, на территорию бывшей Грузинской ССР. Эта республика в советское время была одной из богатейших, славилась винами, добычей угля, кухней, черноморскими курортами, урожаями цитрусовых. Население жило очень достойно, многие грузины приезжали в Москву затовариваться и легко оставляли там большие деньги - всё равно заработают и получат столько же. Грузины стояли в очередях за "Волгами", новенькими "жигулями", в меньшем почёте но всё же в ходу были "Москвичи" а вот "Запорожцы" в Грузинской ССР считались уделом нищебродов (что и породило кучу анекдотов навроде "Нэ пазорь нацию!").


Богатая республика, вместе с тем, смогла себе позволить активное развитие общественного транспорта, среди которых был и троллейбус. И очень активно, с учётом преимущественного горного характера Грузии, туда поставлялись чехословацкие "Шкоды 9тр". Фактически, в основном именно они составляли основу грузинского троллейбусного парка вплоть до 1990-х годов и до роковых нулевых...

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Предлагаю вернуться немного назад, в прошлое, и посмотреть на то, как жили, выживали и погибали грузинские троллейбусы. И начать стоит со столицы - Тбилиси. Троллейбусное движение в городе было открыто 21 апреля 1937 года. После троллейбусов ЯТБ-4, МТБ-82 и ЗиУ-5 туда стали поступать чехословацкие "Шкоды 9тр". Проработали они в городе примерно до середины 1990-х годов. Своего максимума троллейбус Тбилиси достиг в 1986 году, когда в городе действовала 21 линия протяжённостью 215 километров, имевшая суммарно 225 машин.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Несколько "Шкод" было передано в другие города - к примеру, в 1982 году пятеро троллейбусов этой модели (номера 813, 822, 838, 860 и 897) были переданы в город Самтредиа, а один - в Чиатуру. Однако с обретением независимости Грузии от "тоталитарного угнетения" у неё тут же начались проблемы. Проблемы начались и у столичного троллейбуса. Во время январского путча 1992-го года когда в центре Тбилиси шли ожесточённые бои между сторонниками президента-националиста Звиада Гамсахурдии и путчистами, сильно пострадали троллейбусные линии в центре города, особенно на проспекте Руставели. В то время троллейбус вместе с трамваем вовсе не ходили.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Начавшаяся в Грузии гражданская война между Госсоветом и звиадистами разорили экономику Грузии: не хватало денег на запчасти для всех видов транспорта (более-менее сносно эксплуатировалось и ремонтировалось только метро), по всей стране регулярно отрубали электричество и Тбилиси тоже не стало исключением. Троллейбусы часто ломались, останавливались на маршруте из-за пропажи электричества, машины регулярно каннибалили ради запчастей и поддержания абы какого ходового состояния. В 1999-м году, тем не менее, троллейбус практически пережил гражданскую войну, сохранив все 21 маршрут в городе и получив даже партию хорошо сохранившихся афинских троллейбусов ЗиУ-682.


И как это часто бывает у нас на пост-советском пространстве, пережив ад 90-х, общественный транспорт стал ускоренными темпами загибаться в "мирные нулевые". Особенно иронично, что Мишико Саакашвили, тогда ещё кандидат в президенты Грузии, в 2003-м году вёл предвыборную агитацию в салоне одного из тбилисских троллейбусов, где клятвенно обещал водителю Ладо Чохелашвили что будут закуплены новые троллейбусы и запчасти к старым машинам. Но вместо этого пошло ударное сокращение троллейбусных линий и линий трамвая. Последние четыре троллейбусных маршрута и трамвайная линия в Тбилиси были закрыты 4 декабря 2006 года. А их место заняли украинские гробовозки "Богдан" и б/ушные голландские автобусы DAF.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост
Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Вообще, самой первой загнувшейся сетью в Грузии стал цхинвальский троллейбус. Основной его подвижной состав состоял из ЗиУ-682, которые обслуживались силами самих водителей, не имели собственного депо и "отдыхали" на привокзальной площади Цхинвала. В результате боевых действий в Цхинвале 1991-1992 годов часть троллейбусов была уничтожена или повреждена, контактная сеть также была повреждена, а позже разворована местным населением. Уцелевшие троллейбусы были разграблены мародёрами и выброшены на окраине Цхинвала.


Следующей загнувшейся линией стал троллейбус города Самтредиа. Город в Имеретии, имеющий древнюю историю, получил свой троллейбус 28 августа 1982 года. Основной подвижной состав состоял из машин "Шкода 9тр" (в том числе и несколько переданных из Тбилиси), ЗиУ-682 и "Шкода 14тр". Пика своего развития троллейбус Самтредиа получил в том 1986 году, когда по четырём маршрутам ездило 15 машин. Существовала троллейбусная линия из Самтредиа в посёлок Кулаши. Но сущий кошмар для системы начался с началом гражданской войны в Грузии.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Отсутствие новых запчастей, перебои с электричеством, отсутствие финансирования, хищение запчастей из депо а также ожесточённые бои за город (важный железнодорожный узел), когда сначала после жестоких боёв звиадисты заняли город 17 октября 1993-го года, и удерживали Самтредиа до 21 октября, когда город штурмовали уже войска Госсовета.


Водители и механики работали на маршруте исключительно из альтруистических побуждений, ибо стоимость проезда в 10 тетри никак не покрывала всех расходов на уход за контактной сетью и машинами. Помимо этого, особо дерзкие охотники за металлами умудрялись воровать целые участки контактной сети, отчего к 1999-му году в городе осталось работать лишь два маршрута: 3-й (Локомотивное депо Самтредиа - троллейбусный парк) и 2-й (гостиница "Самтредиа" - ж/д вокзал).

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

После 1999-го года судьба троллейбуса оказалась покрыта туманом. Официальная дата закрытия оставшихся маршрутов и последующего разграбления сети с оставшимся подвижным составом колеблется между 2000-м и 2004-м годами.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Портовый город Поти, один из крупных портов на Чёрном Море, расположенный на месте древней милетской колонии Фасис, в крае Самегрело и Верхняя Сванетия. Активно процветал в советские времена и получил троллейбусную систему 9 апреля 1981 года. Система была одной из молодых в Грузинской ССР и основной подвижной состав состоял из троллейбусов ЗиУ-682 и "Шкода 14тр". Состоял из двух троллейбусных маршрутов - 1-й, длиною в 12 километров, от городского района Набада, через морской порт, до посёлка Малтаква. На 1991-й год на двух маршрутах длиною в 18 километров работало 12 троллейбусов.


Но когда началась гражданская война, Поти оказался одним из центров противоборства звиадистов и войск Госсовета. 2 октября 1993-го город был захвачен звиадистами, регулярно обстреливался правительственными войсками, но 25 октября того же года на помощь войскам Шеварнадзе пришла морская пехота ЧФ РФ - высадившись с моря она помогла правительственным войска отбить город. В ходе всего периода боевых действий в городе происходило разворовывание контактной сети, умышленная порча имущества. К концу боевых действий в городе осталось всего 2 (!!!) работоспособных троллейбуса. В качестве компенсации из Тбилиси прислали одну "Шкоду 9тр".

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Долгое время эта "Шкода 9тр" изо всех сил пахала на благо города вместе с "14-й" и одним ЗиУ, но вскоре ЗиУ, как не пытались его чинить, сломался бесповоротно. Но в 2001-м году в город передали три афинских ЗиУ. Несмотря на регулярные отключения электричества, часто средь бела дня, что вынуждало троллейбусы простаивать на улице, система худо но всё же жила и работала.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост
Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

В конце концов агония троллейбусной системы Поти завершилась - она была официально закрыта в 2005-м году, а оставшиеся на ходу "Шкода 9тр", "Шкода 14тр" и три афинских ЗиУ были переданы в троллейбусные системы Чиатуры и Озургети. Но злой неумолимый рок "оптимизации" скоро навис и над ними...

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Следующей на очереди оказался Батумский троллейбус, центр некогда мятежного региона Аджария. Не буду долго расписывать древнюю и насыщенную историю Батуми, упомяну лишь то, что в 1991-м году в Аджарской АССР накануне развала СССР плотно закрепилась власть представителя местных элит Аслана Абашидзе. При Абашидзе троллейбусная система города протяжённость в 41 километр состояла в основном из двух маршрутов, которые иногда изменялись. За подвижным составом следили, троллейбус (основная масса состояла из отечественных ЗиУ-682 (аж почти 60 штук), но наших любимых "Шкод 9тр" там было 16 штук).

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

В 2002-м году произошло сокращение первого маршрута и все троллейбусы были брошены на второй маршрут, весьма оживлённый. Но после аджарского кризиса 5-6 мая 2004-го года, когда Аслан Абашидзе вместе с сыном бежали из страны и в Аджарии посадили ставленника Саакашвили, последний троллейбусный маршрут был закрыт а исправные троллейбусы загнали в депо. Судьба их была печальной.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост
Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост
Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Озургетскому троллейбусу не помогли присланные из Поти машины. Хотя с открытия 29 ноября 1980 года и до 1990-го года в городе действовало 4 маршрута, которые обслуживались 22 троллейбусами (парой 14-х "Шкод" и остальные - ЗиУ). Троллейбусного депо в городе не было, его роль выполняла конечная остановка в селе Двабзу, где были места для отстоя машин и смотровая яма с постройками для запчастей и инструментов.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

В 1992-1993 годах город оказался в зоне ожесточённых боевых действий между звиадистами и войсками Госсовета, движение троллейбусов было прервано. И хоть его восстановили в 1994-м году, оказалось, что часть линий серьёзно повреждена и из четырёх маршрутов "на работу" вышли только 1-й и 4-й. Троллейбус испытывал серьёзную нехватку запчастей, отчего приходилось каннибалить машины ради поддержания рабочего состояния оставшихся. В 2003-м из Поти прибыла та самая "Шкода 9тр" (о ней детальные фото были выше), но отпахать ей удалось только 3 года. В 2006-м местные власти решили, что выгоднее будет не содержать троллейбус с ремонтом КС и покупкой новых машин, а купить маршруток "Богдан" и "Мерседесов". Троллейбусы были все порезаны на металл, КС - разграблена, и о троллейбусах Озургети теперь напоминают только разворотные круги в сёлах Двабзу и Лихаури.


Безжалостная рука демократической оптимизации дотянулась и города Кутаиси, известный не только своими знаменитыми бескапотными грузовиками "Колхида" ("Месть за Сталина", "Страшнее тигра или рысь автомобиль из Кутаиси", "Гордость Грузии - слёзы России") но и одним из старейших троллейбусов в Грузии. В административном центре Имеретии троллейбус был запущен 11 сентября 1949 года и с тех пор активно развивался. На 1979-й год в городе было 88 километров троллейбусных линий и десять маршрутов.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Хоть Кутаиси удалось избежать уличных боёв Гражданской войны, 90-е негативно сказались на троллейбусном сообщении: нехватка запчастей, отсутствие новых кадров, работали лишь старые водители и механики, износ троллейбусного парка. Однако его поддерживали в весьма сносном состоянии и троллейбус пользовался большим спросом. Фактически линии троллейбуса в Кутаиси представляли собой один большой маршрут номер 8, к которому подходили радиальные маршруты 2, 6 и 7.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Троллейбус был рентабельным транспортом в Кутаиси, но новое "молодое демократическое" руководство добивать троллейбус решило расчётливо - 14 января 2007 года троллейбус в городе был остановлен почти на год, и заново запущен лишь в 1 ноября 2007 года. Были закрыты самый главный 8-й маршрут и 2-й, и, казалось бы, 6-й и 7-й маршруты оставшиеся должны были очень быстро скопытиться - оба "огрызка" не были связаны друг с другом и у них была отрезана дорога к троллейбусному парку. Но упорные водители троллейбусов отказались просто так сдаваться и на чистом энтузиазме дотянули свои троллейбусы до 2009-го года. Троллейбусы "ночевали" у домов водителей, чинили их на месте принося запчасти из депо.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

В конце концов власти решили добивать троллейбус уже не стесняя себя в методах и просто посрывали контактную сеть с 6-го и 7-го маршрутов. Оставшиеся троллейбусы были списаны. Ходили слухи, что некоторые из них водители выкупили из депо, остальных же ждала участь отправиться в митол.


Одной из самых живописнейших троллейбусных систем в Грузии, и самой длинной в стране, между делом, была система шахтёрского города Чиатура. Основана была в 1967 году и исправно проработала до 2008-го. Основным и несменным подвижным составом Чиатурского троллейбуса стали именно "Шкоды 9тр". Всего существовало два маршрута - междугородний Чиатура-Сачхере и от Дома Культуры до жилых кварталов. Оба маршрута проходили по живописным видам набережной реки Квирила.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Распад СССР поставил троллейбус шахтёрской Чиатуры в очень тяжёлое положение: в городе закрывались шахты и связанные с ними предприятия, городской бюджет дышал на ладан и о закупке каких-либо новых запчастей не шло и речи. Очень скоро без должного ухода в аварийное состояние пришла КС - регулярные её обрывы стали обыденностью Чиатурского троллейбуса. Часть машин простаивала из-за нехватки запчастей, некоторые помятые и ржавые хосписы продолжали ездить исключительно на вере Компартию.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

Ездили "Шкоды" да и функционировала вся система исключительно на чистом энтузиазме водителей и механиков. В 2006-м в Чиатуру прибыло несколько "Шкод 14тр", которые были присланы из Тбилиси, где к тому времени уже расправились с троллейбусом. Но плачевное состояние Чиатурского троллейбуса это не могло исправить - "14-е" даже на маршруты выйти не успели. В конце концов, в 2008-м году троллейбусы были загнаны на территорию депо и забыты. Контактная сеть местами была демонтирована, а местами так и осталась висеть до сих пор. Часть троллейбусов на территории депо была размародёрена и попилена на металл. Определённое количество "Шкод 9тр", предположительно, дожили до наших дней в закрытых ангарах депо.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

2009-й год стал роковым и для троллейбусов городов Зугдиди и Рустави. В Зугдиди, несмотря на то, что в 1992-1994 годах Гражданской Войны город несколько раз переходил из рук в руки, троллейбус пережил страшную войну и разрушения города. В Зугдиди было два маршрута - один связывал между собой индустриальные районы Зугдиди, а второй пересекал весь город по кругу и имел конечную на улице Барамия. В 2000-х первый маршрут (номер 2) закрылся после того, как вся промышленность Зугдиди успешно накрылась медным тазом и возить стало, фактически, некого. Второй маршрут (городской, номер 1) дожил до 2009-го и был закрыт городской мэрией. Несколько машин выкупили себе на участки водители, а остальные троллейбусы ушли в митол.


Руставский троллейбус был запущен в эксплуатацию 16 февраля 1971 года и на пике своего развития в 1985 году длина сети составила 49 километров и имела 8 троллейбусных маршрутов. Девяностые троллейбус смог пережить несмотря на все тяготы, имел в своём распоряжении "Шкоды 9тр", "Шкоды 14тр", ЗиУ-682 и даже один московский Икарус-280Т (изначально был с гармошкой, а когда гармошка поломалась, его водитель отпилил заднюю часть, перенёс электродвигатель в оставшуюся и продолжил эксплуатировать до 2009-го). Несмотря на передачу 8 ЗиУ из Афин и двух из Тбилиси, троллейбус был уничтожен властями в 24 сентября 2009-го года.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

К сожалению, ограничение в 50 фото или видео никак не обойти, а иллюстраций ещё много (хоть отдельный пост делай про каждую троллейбусную систему Грузии, но это уже для другого сообщества тематика подробная). Поэтому завершим последней троллейбусной системой Грузии - Горийской. Родина товарища Сталина до последнего сопротивлялась беспощадной руке "оптимизации" и всячески поддерживала свой подвижной состав на ходу. Открыт Горийский троллейбус был 30 апреля 1972 года, медленно но уверено развивался. Первыми поступившими троллейбусам в Гори стали наши любимые "Шкода 9тр" в количестве 22 штук, причём как и в двух-, так и в трёхдверном исполнении.


К девяностым годам в городе работало четыре маршрута, но едва Грузия получила независимость, то и Горийский троллейбус провалился с финансовую жопу. Нехватало запчастей, работавшие с 1970-х годов "Шкоды 9тр" уже выработали свой ресурс а на покупку машин поновее тупо не было средств. Сначала сократили 1-й маршрут от Хлебзавода до села Орташени, потом 3-й от Площади Давида Строителя и до микрорайона комбината. Часть машин пришлось каннибалить на запчасти. К 2008-му году работали лишь 2-й и 4-й маршруты.

Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса История, Интересное, Транспорт, Троллейбус, Грузия, Старое фото, Грусть, Длиннопост

После неудачной авантюры Саакашвили с нападением на Южную Осетию и вмешательством в дело российской армии, ВВС России подвергли Гори бомбардировкам. Из-за них был повреждён 4-й маршрут, который после войны так и не был восстановлен. В итоге остался работать лишь 2-й маршрут от ж/д вокзала до села Тинисхиди, проходивший через площадь Сталина. Испытывавший критическую нехватку средств троллейбус дожил до 29 марта 2010 года, когда был остановлен из-за , собственно, критической нехватки средств. В апреле его решили окончательно закрыть.



Так окончательно троллейбус отмучался в Грузии. Тяжёлое экономическое положение в стране, последствия Гражданской Войны до начала "революции роз" он пережил большей частью, но вот приход "европейских демократических реформаторов" во главе с Мишико он не пережил. Зато проевропейские власти получили хороший навар на распиле троллейбусов, закупке б/у автобусов из Европы и затаривании украинскими гробовозками "Богдан", и то не везде - кое-где роль маршруток в Грузии продолжают выполнять РАФ-2203.


Скажете, выгоднее было закрыть этот хоспис и заменить его на автобусы? Не соглашусь, выгоднее было купить те же б/у троллейбусы из Европы и бывшей Чехословакии, купить те же троллейбусы с Украины (ЮМЗ и ЛАЗ), но самым важным в этом деле был бы ремонт контактной сети. Но не захотели, наплевали на это дело и на свой транспорт. И что смешное, даже за украинскими "Богданами" следят абы как, и многие из них тоже ездят латанные-перелатанные, иногда собранные из нескольких других уже списанных "Богданов". А благосостояние Грузии так и не сильно увеличилось, увы и ах.

Автомобильное сообщество

27K постов48.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.