Грузинские "Шкоды" или печальный конец троллейбуса
Прошлая моя запись про троллейбусы "Шкода 9тр" Донбасса собрала какой-никакой интерес к теме, поэтому я решила продолжить эту тему с фотоисторией этих милых троллейбусов-"булочек" и отправимся мы южнее, в Закавказье, на территорию бывшей Грузинской ССР. Эта республика в советское время была одной из богатейших, славилась винами, добычей угля, кухней, черноморскими курортами, урожаями цитрусовых. Население жило очень достойно, многие грузины приезжали в Москву затовариваться и легко оставляли там большие деньги - всё равно заработают и получат столько же. Грузины стояли в очередях за "Волгами", новенькими "жигулями", в меньшем почёте но всё же в ходу были "Москвичи" а вот "Запорожцы" в Грузинской ССР считались уделом нищебродов (что и породило кучу анекдотов навроде "Нэ пазорь нацию!").
Богатая республика, вместе с тем, смогла себе позволить активное развитие общественного транспорта, среди которых был и троллейбус. И очень активно, с учётом преимущественного горного характера Грузии, туда поставлялись чехословацкие "Шкоды 9тр". Фактически, в основном именно они составляли основу грузинского троллейбусного парка вплоть до 1990-х годов и до роковых нулевых...
Предлагаю вернуться немного назад, в прошлое, и посмотреть на то, как жили, выживали и погибали грузинские троллейбусы. И начать стоит со столицы - Тбилиси. Троллейбусное движение в городе было открыто 21 апреля 1937 года. После троллейбусов ЯТБ-4, МТБ-82 и ЗиУ-5 туда стали поступать чехословацкие "Шкоды 9тр". Проработали они в городе примерно до середины 1990-х годов. Своего максимума троллейбус Тбилиси достиг в 1986 году, когда в городе действовала 21 линия протяжённостью 215 километров, имевшая суммарно 225 машин.
Несколько "Шкод" было передано в другие города - к примеру, в 1982 году пятеро троллейбусов этой модели (номера 813, 822, 838, 860 и 897) были переданы в город Самтредиа, а один - в Чиатуру. Однако с обретением независимости Грузии от "тоталитарного угнетения" у неё тут же начались проблемы. Проблемы начались и у столичного троллейбуса. Во время январского путча 1992-го года когда в центре Тбилиси шли ожесточённые бои между сторонниками президента-националиста Звиада Гамсахурдии и путчистами, сильно пострадали троллейбусные линии в центре города, особенно на проспекте Руставели. В то время троллейбус вместе с трамваем вовсе не ходили.
Начавшаяся в Грузии гражданская война между Госсоветом и звиадистами разорили экономику Грузии: не хватало денег на запчасти для всех видов транспорта (более-менее сносно эксплуатировалось и ремонтировалось только метро), по всей стране регулярно отрубали электричество и Тбилиси тоже не стало исключением. Троллейбусы часто ломались, останавливались на маршруте из-за пропажи электричества, машины регулярно каннибалили ради запчастей и поддержания абы какого ходового состояния. В 1999-м году, тем не менее, троллейбус практически пережил гражданскую войну, сохранив все 21 маршрут в городе и получив даже партию хорошо сохранившихся афинских троллейбусов ЗиУ-682.
И как это часто бывает у нас на пост-советском пространстве, пережив ад 90-х, общественный транспорт стал ускоренными темпами загибаться в "мирные нулевые". Особенно иронично, что Мишико Саакашвили, тогда ещё кандидат в президенты Грузии, в 2003-м году вёл предвыборную агитацию в салоне одного из тбилисских троллейбусов, где клятвенно обещал водителю Ладо Чохелашвили что будут закуплены новые троллейбусы и запчасти к старым машинам. Но вместо этого пошло ударное сокращение троллейбусных линий и линий трамвая. Последние четыре троллейбусных маршрута и трамвайная линия в Тбилиси были закрыты 4 декабря 2006 года. А их место заняли украинские гробовозки "Богдан" и б/ушные голландские автобусы DAF.
Вообще, самой первой загнувшейся сетью в Грузии стал цхинвальский троллейбус. Основной его подвижной состав состоял из ЗиУ-682, которые обслуживались силами самих водителей, не имели собственного депо и "отдыхали" на привокзальной площади Цхинвала. В результате боевых действий в Цхинвале 1991-1992 годов часть троллейбусов была уничтожена или повреждена, контактная сеть также была повреждена, а позже разворована местным населением. Уцелевшие троллейбусы были разграблены мародёрами и выброшены на окраине Цхинвала.
Следующей загнувшейся линией стал троллейбус города Самтредиа. Город в Имеретии, имеющий древнюю историю, получил свой троллейбус 28 августа 1982 года. Основной подвижной состав состоял из машин "Шкода 9тр" (в том числе и несколько переданных из Тбилиси), ЗиУ-682 и "Шкода 14тр". Пика своего развития троллейбус Самтредиа получил в том 1986 году, когда по четырём маршрутам ездило 15 машин. Существовала троллейбусная линия из Самтредиа в посёлок Кулаши. Но сущий кошмар для системы начался с началом гражданской войны в Грузии.
Отсутствие новых запчастей, перебои с электричеством, отсутствие финансирования, хищение запчастей из депо а также ожесточённые бои за город (важный железнодорожный узел), когда сначала после жестоких боёв звиадисты заняли город 17 октября 1993-го года, и удерживали Самтредиа до 21 октября, когда город штурмовали уже войска Госсовета.
Водители и механики работали на маршруте исключительно из альтруистических побуждений, ибо стоимость проезда в 10 тетри никак не покрывала всех расходов на уход за контактной сетью и машинами. Помимо этого, особо дерзкие охотники за металлами умудрялись воровать целые участки контактной сети, отчего к 1999-му году в городе осталось работать лишь два маршрута: 3-й (Локомотивное депо Самтредиа - троллейбусный парк) и 2-й (гостиница "Самтредиа" - ж/д вокзал).
После 1999-го года судьба троллейбуса оказалась покрыта туманом. Официальная дата закрытия оставшихся маршрутов и последующего разграбления сети с оставшимся подвижным составом колеблется между 2000-м и 2004-м годами.
Портовый город Поти, один из крупных портов на Чёрном Море, расположенный на месте древней милетской колонии Фасис, в крае Самегрело и Верхняя Сванетия. Активно процветал в советские времена и получил троллейбусную систему 9 апреля 1981 года. Система была одной из молодых в Грузинской ССР и основной подвижной состав состоял из троллейбусов ЗиУ-682 и "Шкода 14тр". Состоял из двух троллейбусных маршрутов - 1-й, длиною в 12 километров, от городского района Набада, через морской порт, до посёлка Малтаква. На 1991-й год на двух маршрутах длиною в 18 километров работало 12 троллейбусов.
Но когда началась гражданская война, Поти оказался одним из центров противоборства звиадистов и войск Госсовета. 2 октября 1993-го город был захвачен звиадистами, регулярно обстреливался правительственными войсками, но 25 октября того же года на помощь войскам Шеварнадзе пришла морская пехота ЧФ РФ - высадившись с моря она помогла правительственным войска отбить город. В ходе всего периода боевых действий в городе происходило разворовывание контактной сети, умышленная порча имущества. К концу боевых действий в городе осталось всего 2 (!!!) работоспособных троллейбуса. В качестве компенсации из Тбилиси прислали одну "Шкоду 9тр".
Долгое время эта "Шкода 9тр" изо всех сил пахала на благо города вместе с "14-й" и одним ЗиУ, но вскоре ЗиУ, как не пытались его чинить, сломался бесповоротно. Но в 2001-м году в город передали три афинских ЗиУ. Несмотря на регулярные отключения электричества, часто средь бела дня, что вынуждало троллейбусы простаивать на улице, система худо но всё же жила и работала.
В конце концов агония троллейбусной системы Поти завершилась - она была официально закрыта в 2005-м году, а оставшиеся на ходу "Шкода 9тр", "Шкода 14тр" и три афинских ЗиУ были переданы в троллейбусные системы Чиатуры и Озургети. Но злой неумолимый рок "оптимизации" скоро навис и над ними...
Следующей на очереди оказался Батумский троллейбус, центр некогда мятежного региона Аджария. Не буду долго расписывать древнюю и насыщенную историю Батуми, упомяну лишь то, что в 1991-м году в Аджарской АССР накануне развала СССР плотно закрепилась власть представителя местных элит Аслана Абашидзе. При Абашидзе троллейбусная система города протяжённость в 41 километр состояла в основном из двух маршрутов, которые иногда изменялись. За подвижным составом следили, троллейбус (основная масса состояла из отечественных ЗиУ-682 (аж почти 60 штук), но наших любимых "Шкод 9тр" там было 16 штук).
В 2002-м году произошло сокращение первого маршрута и все троллейбусы были брошены на второй маршрут, весьма оживлённый. Но после аджарского кризиса 5-6 мая 2004-го года, когда Аслан Абашидзе вместе с сыном бежали из страны и в Аджарии посадили ставленника Саакашвили, последний троллейбусный маршрут был закрыт а исправные троллейбусы загнали в депо. Судьба их была печальной.
Озургетскому троллейбусу не помогли присланные из Поти машины. Хотя с открытия 29 ноября 1980 года и до 1990-го года в городе действовало 4 маршрута, которые обслуживались 22 троллейбусами (парой 14-х "Шкод" и остальные - ЗиУ). Троллейбусного депо в городе не было, его роль выполняла конечная остановка в селе Двабзу, где были места для отстоя машин и смотровая яма с постройками для запчастей и инструментов.
В 1992-1993 годах город оказался в зоне ожесточённых боевых действий между звиадистами и войсками Госсовета, движение троллейбусов было прервано. И хоть его восстановили в 1994-м году, оказалось, что часть линий серьёзно повреждена и из четырёх маршрутов "на работу" вышли только 1-й и 4-й. Троллейбус испытывал серьёзную нехватку запчастей, отчего приходилось каннибалить машины ради поддержания рабочего состояния оставшихся. В 2003-м из Поти прибыла та самая "Шкода 9тр" (о ней детальные фото были выше), но отпахать ей удалось только 3 года. В 2006-м местные власти решили, что выгоднее будет не содержать троллейбус с ремонтом КС и покупкой новых машин, а купить маршруток "Богдан" и "Мерседесов". Троллейбусы были все порезаны на металл, КС - разграблена, и о троллейбусах Озургети теперь напоминают только разворотные круги в сёлах Двабзу и Лихаури.
Безжалостная рука демократической оптимизации дотянулась и города Кутаиси, известный не только своими знаменитыми бескапотными грузовиками "Колхида" ("Месть за Сталина", "Страшнее тигра или рысь автомобиль из Кутаиси", "Гордость Грузии - слёзы России") но и одним из старейших троллейбусов в Грузии. В административном центре Имеретии троллейбус был запущен 11 сентября 1949 года и с тех пор активно развивался. На 1979-й год в городе было 88 километров троллейбусных линий и десять маршрутов.
Хоть Кутаиси удалось избежать уличных боёв Гражданской войны, 90-е негативно сказались на троллейбусном сообщении: нехватка запчастей, отсутствие новых кадров, работали лишь старые водители и механики, износ троллейбусного парка. Однако его поддерживали в весьма сносном состоянии и троллейбус пользовался большим спросом. Фактически линии троллейбуса в Кутаиси представляли собой один большой маршрут номер 8, к которому подходили радиальные маршруты 2, 6 и 7.
Троллейбус был рентабельным транспортом в Кутаиси, но новое "молодое демократическое" руководство добивать троллейбус решило расчётливо - 14 января 2007 года троллейбус в городе был остановлен почти на год, и заново запущен лишь в 1 ноября 2007 года. Были закрыты самый главный 8-й маршрут и 2-й, и, казалось бы, 6-й и 7-й маршруты оставшиеся должны были очень быстро скопытиться - оба "огрызка" не были связаны друг с другом и у них была отрезана дорога к троллейбусному парку. Но упорные водители троллейбусов отказались просто так сдаваться и на чистом энтузиазме дотянули свои троллейбусы до 2009-го года. Троллейбусы "ночевали" у домов водителей, чинили их на месте принося запчасти из депо.
В конце концов власти решили добивать троллейбус уже не стесняя себя в методах и просто посрывали контактную сеть с 6-го и 7-го маршрутов. Оставшиеся троллейбусы были списаны. Ходили слухи, что некоторые из них водители выкупили из депо, остальных же ждала участь отправиться в митол.
Одной из самых живописнейших троллейбусных систем в Грузии, и самой длинной в стране, между делом, была система шахтёрского города Чиатура. Основана была в 1967 году и исправно проработала до 2008-го. Основным и несменным подвижным составом Чиатурского троллейбуса стали именно "Шкоды 9тр". Всего существовало два маршрута - междугородний Чиатура-Сачхере и от Дома Культуры до жилых кварталов. Оба маршрута проходили по живописным видам набережной реки Квирила.
Распад СССР поставил троллейбус шахтёрской Чиатуры в очень тяжёлое положение: в городе закрывались шахты и связанные с ними предприятия, городской бюджет дышал на ладан и о закупке каких-либо новых запчастей не шло и речи. Очень скоро без должного ухода в аварийное состояние пришла КС - регулярные её обрывы стали обыденностью Чиатурского троллейбуса. Часть машин простаивала из-за нехватки запчастей, некоторые помятые и ржавые хосписы продолжали ездить исключительно на вере Компартию.
Ездили "Шкоды" да и функционировала вся система исключительно на чистом энтузиазме водителей и механиков. В 2006-м в Чиатуру прибыло несколько "Шкод 14тр", которые были присланы из Тбилиси, где к тому времени уже расправились с троллейбусом. Но плачевное состояние Чиатурского троллейбуса это не могло исправить - "14-е" даже на маршруты выйти не успели. В конце концов, в 2008-м году троллейбусы были загнаны на территорию депо и забыты. Контактная сеть местами была демонтирована, а местами так и осталась висеть до сих пор. Часть троллейбусов на территории депо была размародёрена и попилена на металл. Определённое количество "Шкод 9тр", предположительно, дожили до наших дней в закрытых ангарах депо.
2009-й год стал роковым и для троллейбусов городов Зугдиди и Рустави. В Зугдиди, несмотря на то, что в 1992-1994 годах Гражданской Войны город несколько раз переходил из рук в руки, троллейбус пережил страшную войну и разрушения города. В Зугдиди было два маршрута - один связывал между собой индустриальные районы Зугдиди, а второй пересекал весь город по кругу и имел конечную на улице Барамия. В 2000-х первый маршрут (номер 2) закрылся после того, как вся промышленность Зугдиди успешно накрылась медным тазом и возить стало, фактически, некого. Второй маршрут (городской, номер 1) дожил до 2009-го и был закрыт городской мэрией. Несколько машин выкупили себе на участки водители, а остальные троллейбусы ушли в митол.
Руставский троллейбус был запущен в эксплуатацию 16 февраля 1971 года и на пике своего развития в 1985 году длина сети составила 49 километров и имела 8 троллейбусных маршрутов. Девяностые троллейбус смог пережить несмотря на все тяготы, имел в своём распоряжении "Шкоды 9тр", "Шкоды 14тр", ЗиУ-682 и даже один московский Икарус-280Т (изначально был с гармошкой, а когда гармошка поломалась, его водитель отпилил заднюю часть, перенёс электродвигатель в оставшуюся и продолжил эксплуатировать до 2009-го). Несмотря на передачу 8 ЗиУ из Афин и двух из Тбилиси, троллейбус был уничтожен властями в 24 сентября 2009-го года.
К сожалению, ограничение в 50 фото или видео никак не обойти, а иллюстраций ещё много (хоть отдельный пост делай про каждую троллейбусную систему Грузии, но это уже для другого сообщества тематика подробная). Поэтому завершим последней троллейбусной системой Грузии - Горийской. Родина товарища Сталина до последнего сопротивлялась беспощадной руке "оптимизации" и всячески поддерживала свой подвижной состав на ходу. Открыт Горийский троллейбус был 30 апреля 1972 года, медленно но уверено развивался. Первыми поступившими троллейбусам в Гори стали наши любимые "Шкода 9тр" в количестве 22 штук, причём как и в двух-, так и в трёхдверном исполнении.
К девяностым годам в городе работало четыре маршрута, но едва Грузия получила независимость, то и Горийский троллейбус провалился с финансовую жопу. Нехватало запчастей, работавшие с 1970-х годов "Шкоды 9тр" уже выработали свой ресурс а на покупку машин поновее тупо не было средств. Сначала сократили 1-й маршрут от Хлебзавода до села Орташени, потом 3-й от Площади Давида Строителя и до микрорайона комбината. Часть машин пришлось каннибалить на запчасти. К 2008-му году работали лишь 2-й и 4-й маршруты.
После неудачной авантюры Саакашвили с нападением на Южную Осетию и вмешательством в дело российской армии, ВВС России подвергли Гори бомбардировкам. Из-за них был повреждён 4-й маршрут, который после войны так и не был восстановлен. В итоге остался работать лишь 2-й маршрут от ж/д вокзала до села Тинисхиди, проходивший через площадь Сталина. Испытывавший критическую нехватку средств троллейбус дожил до 29 марта 2010 года, когда был остановлен из-за , собственно, критической нехватки средств. В апреле его решили окончательно закрыть.
Так окончательно троллейбус отмучался в Грузии. Тяжёлое экономическое положение в стране, последствия Гражданской Войны до начала "революции роз" он пережил большей частью, но вот приход "европейских демократических реформаторов" во главе с Мишико он не пережил. Зато проевропейские власти получили хороший навар на распиле троллейбусов, закупке б/у автобусов из Европы и затаривании украинскими гробовозками "Богдан", и то не везде - кое-где роль маршруток в Грузии продолжают выполнять РАФ-2203.
Скажете, выгоднее было закрыть этот хоспис и заменить его на автобусы? Не соглашусь, выгоднее было купить те же б/у троллейбусы из Европы и бывшей Чехословакии, купить те же троллейбусы с Украины (ЮМЗ и ЛАЗ), но самым важным в этом деле был бы ремонт контактной сети. Но не захотели, наплевали на это дело и на свой транспорт. И что смешное, даже за украинскими "Богданами" следят абы как, и многие из них тоже ездят латанные-перелатанные, иногда собранные из нескольких других уже списанных "Богданов". А благосостояние Грузии так и не сильно увеличилось, увы и ах.
Автомобильное сообщество
27K постов48.7K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.