Главная беда и спасение в вокале. Дыхание
Ибо без воздуха мы все умрём, как минимум. Однако в вокале проблема явно глубже
Вы неправильно дышите
Это именно то, что 90% учеников первым делом слышат на уроке. Конечно, часто это бывает по факту. Однако истинный смысл кроется в том, что лишь малая часть вокалистов реально понимает, как и куда дышать, и данная фраза отличный способ выразить, мол: "петь ты не умеешь, поэтому будешь заниматься, хошь не хошь".
Опирай
Это - второе заклинание, которое слетает с уст педагога. Мол пой на опоре, и будет тебе счастье. Глобальная проблема термина "опора" состоит именно в этом термине. Само слово "опора" образно представляется большинству певцов как нечто большое, незыблемое, твердое, на ней что-то зиждется, она напряжена, ибо на ней груз.
Так вот, данное представление в корне неверно, и влечёт за собой массу проблем:
Зажатый звук
Проблемы с диапазоном
Качку голоса
Фальшивую интонацию (как правило, поют выше нот)
Резкий некрасивый звук
Малую подвижность голоса (в быстрых произведениях это фиаско)
Подробно данный феномен "опирания" и то, почему так делать нельзя я рассмотрел на видео ниже. однако дыхание действительно очень важно и его постановкой нужно заниматься много и вдумчиво. Зачем и как я расскажу ниже.
Как же дыханием управлять в таком случае, если не "опирать"?
Отпусти ситуацию
Большинство именитых педагогов сходятся на том, что на начальных этапах ученику достаточно свободно, глубоко и медленно вдохнуть. И не напрягаться. И оно само задышится. А если утрированно что то делать с вдохом и выдохом - будет хуже.
Глубина
Дышать нужно глубоко, без спешки и медленно. Иначе резкий вдох спровоцирует зажим и плохой звук. Конечно, в быстрых произведениях и дышать придётся быстро. Но это только после отработки в медленном темпе.
Опора
Опора - это поток воздуха, который из вас исходит. Ровно столько, сколько нужно. Ровно с той скоростью и давлением, которые минимально необходимы. Напор скорее, а не опора. Как в кране с водой. Об упражнениях, которые наладят расход воздуха вам - на видео выше.
Усилие делает только хуже
На начальных этапах активный выдох или активная работа чего то ещё, чтобы "опереть" делает только хуже, ибо зажимает. А ведь мышцы пресса и диафрагма должны быть свободны и эластичны, чтобы пелось хорошо. Поэтому отпустите ситуацию до поры до времени, серьезно.
Эмпирика
Вы никогда не рассчитаете сколько воздуха нужно в тот или иной момент времени, только путём проб и ошибок. Ускорить этот процесс может помочь педагог. А так - это нужно и долго, если целенаправленно и внимательно заниматься дыханием. Есть отличные материалы на этот счёт, кстати: https://t.me/MorozovOperaBesplatnoe/49
Куда дышать
Знаменитые итальянские мастера писали о том, что дышать лучше всего медленно, глубоко и в нижние рёбра. Описывали они сей процесс как "почувствуй запах дивной розы". А выдыхать - широко и активно, ибо попытка удержать воздух в себе для создания некого давления или "опирания" делает в разы хуже.
Больше инфы - тут: https://vk.com/morozovoperavokal
Приходится переезжать с ютуба на волне последних событий