Генри Фюзели "Ночной кошмар"

Фильм-триггер, фильм-шаблон - "50 оттенков серого".

Препарирование от Наталии Шашковой


В названии фильма есть ключ к интерпретации фильма, для тех, кто умеет "читать" символизм.


Серый цвет символизирует


Отречение, смирение, меланхолия, безразличие и, в современной терминологии, сравнение для скучной рассудительности — возможно, несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает бесцветность. Как цвет праха, он ассоциируется со смертью, трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует отречение.


Сочетание белого, цвета невинности, и черного, цвета вины, серый был христианским символом земной смерти и духовного бессмертия; оклеветанной, очерненной невинности, осужденной общественным мнением или законами.


Серый цвет соответствует тональности грусти, тревоги, смутной мечтательности.


В Библии это цвет пепла, символ покаяния (раньше в первый день поста во время публичного покаяния епископ посыпал пеплом головы кающихся грешников) и траура (древние евреи посыпали себя пеплом, чтобы выразить свою скорбь во время похорон).


Двусмысленный серый цвет означает бессилие и подавленность, но также эгоизм, отказ от обязательств, нарциссизм, а в снах — чрезмерное безразличие, скуку, холодность, потребность в покое.


Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).


В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся.


В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед —

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет».


В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)



В обществе фильм спозиционирован, как фильм о любви, недаром его премьера состоялась на День святого Валентина.

В феминистических кругах фильм рассматривается, как легализация гендреного насилия и абьюза.

В политических кругах, ратующих за скрепы и истерящих про фильм-зеркало "Левиафан", 50 оттенков отлично ложится на выступление РПЦ против ратификации международной конвенции по борьбе с домашним насилием.


Меня фильм почти на сутки погрузил в эмоции и размышления. Эти мысли не связанны с художественной ценностью произведения культуры - для меня это фильм о гендерном насилии, абьюзе, психопатии, точках выбора и моральных вопросах.


Так написать книгу мог только тот, кто пережил это все сам. Нюансы, эмоции, ощущения, чувства, мысли..такое не придумаешь. Пронаблюдать до конца не сможет ни один профессионал. Чтобы такое создать - это надо пережить. Аналогия тут такая: те, кто пережил онкологию, быстро и легко понимают, что испытывают и будут испытывать те, кому диагноз только сказали. Мысли, эмоции, чувства - понятны без называния. Разница проявится в способах реагирования на ситуацию, в действиях.


Я размышляла - с какой стороны пережила это автор книги? может с обеих? Не важно. Важно, что она написала что-то такое, на что бурно отозвалось общество, что сработало как триггер.


Что мы видим? История любви: загадочный, богатый, молодой, умный, красивый и холостой (мужчина-мечта) и ...Обычная? нет! - умная, начитанная, наполненная жизнью и энергией, наивная в своей порядочности женщина, воспитанная на книгах, ждущая Его - единственного, чтобы любить. Сказка про Золушку с вариациями БДСМ. "Золушка" заканчивается свадьбой и "жили они долго и счастливо". А фильм именно про это долгое "счастливое" безумие на двоих.


Анестейша


Классически социализированная женщина. Родительская семья, формирующая опоры, жизнестойкость и самооценку: воспитана отчимом, мама четвертый раз замужем. Мама-девочка, мама-подруженька, выбирающая сломанную ногу супруга, вместо выпускного единственной дочери. Мама, как поведенческая модель - вечно молодая фея с коктейлем, порхающая вокруг мужчин.

Такое количество браков у матери позволяет предполагать об отсутствии у Ане представлений о норме, как должно быть в отношениях, что значит любить, что значит заботиться, что значит нести ответственность. Ее представления о норме из книг могут быть просто изумительно хороши, но они всегда будут проверяться на истинность, так как в них нет уверенности - они не интегрированы в личность.


В книгах веками воспевается любовь-жертва, любовь-страдание, любовь-рок, более того, именно такая любовь маркируется, как истинная, настоящая. Такая любовь культивируется больше всего. Фромм назвал такую любовь эротической. "...эротическая любовь есть страстное желание слияния, соединения с одним человеком.[...] Прежде всего ее часто путают с похожим на взрыв переживанием "влюбления", "впадения" в любовь, с внезапным разрушением барьеров, которые существовали до этого между двумя чужими людьми." (с) Э.Фромм "Искусство любить"


Ане достаточно одинокий человек, этакий синий чулок.


"Для немногих, особенно для тех, кто не знает иных способов облегчить свое одиночество, стремление к половому оргазму выполняет почти такую же роль, как алкоголизм и наркомания."


Одинокая, умная и красивая героиня - классика сентиментальных женских романов и многих сказок. Сидит такая девушка в башне и ждет принца. Принц, конечно же, приходит, и, как правило, под фантиками из машин, вертолетов, ресторанов, денег прячется жуткий урод такой человек-загадка, которому давно нужна помощь психиатра нужна любовь-дар, любовь-исцеление.


Кристиан

Сразу, без затей - он психопат. Все, конечно, имеет традиционное объяснение - тяжелое детство. И меня удивляет этот феномен, что практически всегда тяжелое детство у мужчин ведет к расстройству личности (их, бедняжек, все жалеют), а у женщин формирует паттерн поведения жертвы (а их обвиняют - самадуравиновата). Тяжелое детство не является оправданием для проявления насилия в отношении кого-либо. Тем более, не является оправданием для личности с блестящим интеллектом, как у Кристиана (бизнес-империя, игра на фортепиано и т.д.), и уж совсем не оправдывает насилие у человека, осознающего свой дефект - дефицитарность и убогость личности. И он, пострадавший от ужасной матери, от соблазнившей его тетки, имеет отличный противовес - любящую и социально успешную семью приемных родителей.

Когда-то этот человек родился, оповестив мир о своей жизни криком. Дальше следует череда разных событий, которая в этом ребенке приводит к психической смерти, к гибели души. Он растет, развивается, у него прекрасный интеллект, но он больше не жив. Его цветной мир души окрасился в серый. Психологическое развитие замерло в момент смерти души - не развиваются высшие психические функции - способность к любви, эмпатии, состраданию, совесть. Кристиан называет возраст - 4 года. Я думаю, чуть раньше - период от 1-3лет.


Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:

- отсутствием эмпатии

- характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями

- неумением выбирать и принимать решения

- эгоцентризмом

- зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший)

- не умением видеть последствия действий

- важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.


В структуре личностной организации психопата всегда есть садизм. "Однако суть садизма заключается в желании осуществлять контроль над другим живым существом, контроль полный и абсолютный. Таким другим существом может быть животное, ребенок или другой взрослый человек, но в каждом случае садист превращает другое существо в свою собственность, вещь, объект подчинения. " (с) Э. Фромм "Ради любви к жизни"

Генри Фюзели "Ночной кошмар" Абьюз, Феминизм, Порно, Психология, Репост, Длиннопост

Что в результате:

Встретились красавица и чудовище.


Эротическая любовь у Ане вспыхивает моментально (она ведь так долго ждала этого). А его сущность психопата-абьюзера работает на быстрое и полное устранение психологических границ Ане. Хотя в фильме это "завернуто" в романтические ухаживания. Мило же - и книги раритетные, и ягуар, и вертолет, и ноутбук, и полет на дельтаплане, и к ее маме примчался, и на вечеринку.


У Ане работа критического мышления постепенно заглушается нарастающей сексуальной аддикцией. Кристиан ничего, ничего не дает как личность, кроме секса. Одна из самых мощных связок, способствующих формирования аддикции - страх (дающий возбуждение) + удовольствие (физическая сексуальная разрядка). Любая аддикция имеет тенденцию со временем нарастать: требуется доза все больше, все чаще. И, к сожалению, это не "влюбленная аддикция", которая проживается всеми людьми в период влюбленности - это аддикция к психопату.


Под прикрытием игры в БДСМ (хотя это отдельная тема для разговора) идет объективизация Ане. Договор - интересная фикция: в нем прописано, как она должна слить свои границы личности, чтобы получить...Его, мужчину-приз. Ане уже аддикт, потому что Кристиан умело, с помощью простых пикаперских приемов, формирует в ней зависимость: "спас" с вечеринки; сказал, что он не для нее, намекая, что он с изъяном; подарки; игра в притяни-оттолкни; он становится первым мужчиной Ане. Даже поход в его кладовку страха не включил критическое мышление, хоть и вызвал переживание страха и отвращения.

Кстати, именно в кладовке спрятан еще один ключ к фильму, ключ к пониманию психологии психопатов, он же ключ к выходу из этого безумия. Когда наши герои оказались к кроваво-красной кладовке Ане "зависла". А ведь Кристиан пустил ее в святая святых - в свой внутренний мир..."Только не молчи." (с) Это был момент, когда он не контролировал Ане. Потрясение, вызвавшее страх и отвращение, могло заставить ее убежать, что совершенно не входило в интересы Кристиана. Одна из черт психопата, плюсом к садизму, это потребность тотального контроля жертвы, что равно отсутствию у психопатов способности идентифицировать чувства и мотивы, движущие другим человеком, если человек о них не говорит.


Но Ане не ушла:

1. уже была в аддикции, с разрушенными психологическими границами, отключенным критическим мышлением;

2. сработала сама сущность Ане - спасать. Спасающая любовь, жертвенная любовь, помноженная на загадку при встрече с чем-то совершенно иным, отличным от нее.


Я много раз задавалась вопросом, почему такие люди включают в женщине Спасателя? И много разных ответов есть на этот вопрос: дисфункциональная родительская семья, попытка отыграть детскую травму, гендерное воспитание, и может что-то еще... Но именно этот фильм и анализ личности Кристиана натолкнул на мысль, что такие люди активируют в женщине материнский комплекс (паттерн поведения) - психопаты (конечно, я говорю о социально-адаптированных) ведут себя как дети от 1,5 до 3х - самый мимишный возраст.


Ане остается и начинается абьюз, который верно ведет ее к распаду личности. Кристиан становится единственным источником радости и удовольствия, которые сопровождаются странными чувствами, всегда появляющимися при разрушение души. Эти непонятные ощущения, которые она пытается объяснить себе тем, что он не засыпает с ней в одной кровати, не позволяет прикасаться к нему, командует ей и т.д. нарастают, а с ними нарастают тревога, страх и.. сексуальное влечение. Ане жаждет усиления насилия, потому что это ведет к бешенной разрядке, к фееричному удовольствию.


"Это становится безнадежной попыткой избавится от беспокойства, порожденного отчуждением, и ведет лишь к постоянному возрастанию чувств отчуждения, поскольку половой акт без любви не может перекинуть мост через пропасть между людьми, разве что на мгновение." Э. Фромм "Искусство любить"


А что взамен? Взамен материальные подарки и ...убийство души, оправдываемое тяжелым детством и своей сущностью.


"Но самое важное - отдавать не материальные, а специфические человеческие ценности. Что же отдает один человек другому? Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самым дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать своей жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, настроением, своей печалью - всеми проявлениями своей жизни. Итак, делясь своей жизнью, человек обогащает другого, увеличивая его жизненную силу и тем самым так же свою." Э. Фромм


Ане отдавая свою жизненную силу, пытается получить от Кристиана человеческое тепло, разделить с ним свою жизнь. Она даже идет ради этого на то, что Кристиан называет игрой.

Хотя то, что ей подается как игра, в которой есть правила, для него есть жизнь. Он живет, используя жизненную силу другого человека, страшно завидуя этой жизненной энергии живой души. Именно эта зависть движет им в его садизме - убийстве души Другого.


Ане решает проверить на человечность психопата, задаваясь вопросом, как далеко он может зайти? Она считает удары, заливаясь слезами, и после каждого удара ждет, что он остановится, увидев ее боль и страдания.


Жертва абьюза всегда надеется, что агрессор одумается, очнется, осознает. Но этого не происходит...никогда. Потому что садист питается болью, страхом и страданием. Потому что внутри у него 50 оттенков серого. Его душа давно психически мертва. Эти 50 оттенков серого для жертвы становятся 50 оттенками смерти. Градус насилия (глубина цвета) будет только нарастать. А жертва, желая спасти, отыскать и оживить мертвую душу ребенка, будет открывать эти оттенки один за другим, расплачиваясь за это своей жизнью. У кого-то необратимые изменения личности наступят после 5го оттенка, а кто-то может дойдет и до 40го, но цена этой дороги - человеческая жизнь.


Чтобы спасать, надо не любить, не быть зависимым и обладать профессиональными знаниями.

Хирург спасает, онколог спасает. Если они будут любить человеческой любовью своих пациентов - они не смогут их резать и травить химией. Хирурги и онкологи, спасая, выполняют работу - оплачиваемый труд. Они не спасают ценой своей души, ценой своей жизни (хотя близко к этому) - они не спасают ценой своей жизни и души ОДНОГО человека.


Перед врачующими и близкими всегда встает моральный вопрос - об излечимости и операбельности. И это очень сложный вопрос... Хорошо, когда у тяжелобольных есть рядом близкие и любящие их люди, которые будут лечить и спасать даже тогда, когда дело будет казаться безнадежным, ибо чудеса иногда случаются. Но для того, чтобы случилось чудо, нужна вера - вера, что существует нечто большее, чем человек.


Одна из последних фраз Ане: " ты больше никогда не сделаешь этого со мной" говорит только о захлопнувшейся ловушке. Они оба в ловушке его безумия на двоих.


"Садистическая личность так же зависима от того, кто ей покоряется, как этот последний зависим от нее; ни один из них не может жить без другого. Различие лишь в том, что садистическая личность распоряжается, эксплуатирует, причиняет боль, а мазохическая - подчиняется распоряжениям, терпит эксплуатацию, боль. В реальном смысле это значительное различие; но в смысле более глубоком, эмоциональном, здесь больше общего, нежели различного: и то, и другое есть слияние без целостности." (с) Э. Фромм "Искусство любить"


И чтобы выскочить из подобной ловушки, надо, как Эйнштейн при создании теории относительности, прийти к смене парадигмы своего мышления, пережив почти безумие и сразившись с догмами своего и коллективного сознания. А это далеко не каждому под силу.


"Деятельность души, возможна только при условии внутренней свободы и независимости. Одно понятие деятельности - принятое в наше время - означает затрату энергии ради достижения внешних целей; другое понятие деятельности означает работу внутренних сил человека, независимо от того, изменится ли что-нибудь от этого во внешнем мире.

Любовь - это деятельность, активность, а не пассивный эффект; это "пребывание" в некотором состоянии, а не "впадение" в него." (с) Э. Фромм "Искусство любить"


Страшно представить, что будет твориться в российских спальнях и головах после просмотра 50 оттенков и типичных синдромах выходного дня.

Потому что это иллюзия, что в насилие можно поиграть и остановится. Насилие запускает в психике и агрессора и жертвы такие процессы, которые практически не поддаются контролю. Для примера Стенфордский тюремный эксперимент (см. Википедию)


Но, наверное, поиграть можно, если есть уверенность, что "не откажут тормоза" ни у вас, ни у вашего партнера...


Берегите себя!

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати. Какое это имеет отношение к психотерапии?

Информационно насыщенное сообщество, где на темы современной психологии и психотерапии говорят на высоком профессиональном уровне.

Где профессиональный уровень? Где клинические заключения? Где медицина, чёрт возьми?

Почему пост, состоящий исключительно из воды, кидают в сообщество, заявленное как сборник серьёзных профессиональных статей, обсуждений? Что это вообще за чёрт возьми в ленте? Весь смысл поста укладывается в пару строк:

"БДСМ - это опасно, плохо. Садисты бывают или ужасные злые твари или вообще не бывают, no exceptions." В довесок ни разу не профессиональный психоклинический поиск символизма и натянутые обвинения в мизогинии и объективации женщин на заднем фоне.


Автор, Вы вообще знаете смысл используемого в тексте слова "психопат"? Вы знаете критерии постановки диагноза по F60.2 МКБ-10? Вы готовы заявить, что ГГ этого весьма переоценённого фильма действительно психопат, имеющий Dissocial personality disorder? Нет? Тогда что этот пост делает в "Лиге Психотерапии"? Да? Тогда мне интересны реальные медицинские критерии, по которым Вы делаете подобный вывод.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Полный, сумасшедший бред.

СПГС во все поля, откровенно херовая аналогия между БДСМ-щиком и реальным садистом (автор никогда не задумывался, почему в БДСМ-среде практически не происходит настоящих драм?), ну и, конечно же, полный зоопарк разнообразных метафор и выспренных оборотов речи, от концентрации которых начинает мутить.


В феминистических кругах фильм рассматривается, как легализация гендреного насилия и абьюза.

А что феминистические круги говорят о БДСМ-парах, в которых доминант - женщина, а сабмиссив - мужчина?


Отсылки к Библии - сразу минус 100 очков к адекватности анализа.


И, конечно же, синие занавески.


Жертва абьюза всегда надеется, что агрессор одумается, очнется, осознает. Но этого не происходит... никогда.

Это происходит практически всегда, за исключением клинических случаев.


Потому что это иллюзия, что в насилие можно поиграть и остановится. Насилие запускает в психике и агрессора и жертвы такие процессы, которые практически не поддаются контролю.

Вот только среднестатистическому человеку в жизни рано или поздно приходится сталкиваться с насилием в том или ином проявлении. Причём не постельно-игровом - а вполне серьёзном. Но... большинство не ломается сразу же, не правда ли?


Автор намалевал страшного БДСМ-самца, садизм воплощённый, дьявола постельных дел. Но к реальности это имеет... весьма мало отношения.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Фильм не смотрела, за серый цвет обидно. Хотя если и Кандинский его не любит..

В общем, меня та часть статьи, где говорится про значение цвета, больше всего заинтересовала, спасибо.

Хотя. Замечаю, что когда о какой-то книге составляешь впечатление только с чужих слов - результат её прочтения может сильно удивить. Мне вот "Код Да Винчи" как-то случайно попался, имхо, добротная была приключенческая книга, хотя её сильно ругали вроде.

Но тут я опасаюсь эмоции отвращения, от неё потом фиг избавишься, поэтому не читаю/не смотрю вышеназванное произведение. Кстати, и Сорокина поэтому боюсь читать, открыла книжку как-то в магазине на случайной странице, там какого-то мальчика вырвало на другого мальчика; закрыла, положила книжку обратно, всё. Между "быть в курсе" и душевным равновесием выбираю равновесие.

раскрыть ветку
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А теперь давайте синие занавески разберем на досуге. С Фроммами и прочими Хорни.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Я не смотрела этот фильм. Но судя по отзыву это 9 1/2 недель на новый лад? Мне сложно понять, почему секс на грани психопатии столь популярен. Возможно красивые декорации его романтизируют? Реальной боли нет, картинка красиво подана. Многие культовые эротические фильмы об этом. Весь Тинто Брасс об этом. Психопатия в обе стороны, жертв женщин достаточно, жертв мужчин тоже. Чем вдруг возмутились феминистки?
раскрыть ветку