Газлайтинг - это всегда танец на двоих

Я на Дзене, где фильмы разбираю, написала про фильм "Газовый свет" – да-да, тот самый, классический, от названия которого пошёл термин "газлайтинг". Так вот, что я имею сказать про газлайтинг.

Дело в том, что это всегда – танец на двоих. Поясню: вот про газлайтеров пишут, что вот такие они и этакие, выворачивают правду наизнанку, называют чёрное белым, требуют от жертвы, чтобы та читала их мысли, опорочивают всё самое святое и обвиняют, обвиняют, обвиняют.

Но, если честно, в ситуации газлайтинга всегда есть один момент, который упускается из виду.

Вот он: ЖЕРТВА ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ В ЭТИХ ОТНОШЕНИЯХ.

Уточню: газлайтинг, конечно, подразумевает изоляцию и, по мере сил, изгнание всех близких, которые могут послужить опорой и поддержкой жертвы. Но её не запирают в подвале и не держат там насильно (это называется уже другим словом).

Газлайтинг – это когда мама говорит: "Вот что ты всё время жалуешься, что я тебя в детстве обижала, не было такого" – "Но мама, ты же сожгла все мои детские куклы на даче и била меня ремнём за тройки!" – "Не было этого не выдумывай".

Газлайтинг – это начальник, который сперва требует сверстать макет "в классическом стиле", а потом кривит лицо: "Фу, как старообразно получилось, некрасиво" – "Но я же взял тот самый шрифт, на котором вы настаивали" – "Никогда такого не говорил, вы всегда очень невнимательны в работе".

Или в том самом фильме "Газовый свет". Героиня кино, Пола, очень хотела вернуть те счастливые дни ухаживания и медового месяца, когда её муж, Грегори, был нежен и заботлив, когда он проявлял любовь и предугадывал все её желания. Короче, она хотела, чтобы он обратно стал из монстра (таким его нарисовали в сюжете) в любящего супруга.

Личного ограничения свободы газлайтинг точно не подразумевает. А подразумевает, что жертва, которой раз за разом наносят обиды, которую ранят и травмируют, всё ещё продолжает находиться в тех отношениях, где ей плохо.

И не уходит.

И, что важнее – не выходит из нездоровых отношений.

Это важно, очень важно. Иногда ведь отношения не прервать, человека из жизни не выгнать – мама, как бы она ни изощрялась в своём "да не делала я с тобой такого в детстве", продолжает оставаться мамой, любимой и родной. Да, что-то она никогда не признает и будет вечно уверять, что никогда не била и не наказывала. Ну и с работы, от плохого начальника, бывает, сложно уйти по разным причинам (стаж зарабатываешь; зарплата хорошая; ну мало ли?)

Так вот, продолжая уговаривать маму признать вашу точку зрения – вы остаётесь в позиции жертвы.

Если жертва газлайтинга не согласна и решает прекратить переубеждать начальника, мужа, маму, лживую соседку и так далее, то всякий газлайтинг прекращается. На месте газлайтера остаётся только человек, который врёт и говорит гадости. И с которым приходится поддерживать вот такое, не всегда приятное общение. (И, если не нравится, то это общение можно и прекратить).

Газлайтинг всегда подразумевает, что жертва пытается уговорить газлайтера стать кем-то, кем он не является: справедливым начальником, любящим супругом, честным другом и так далее. А он превращаться не желает – и газлайтит, газлайтит, газлайтит. Врёт, выворачивает факты, давит эмоциями, вынуждает делать что-то, чего жертва не хотела.

Просто стоит увидеть правду – и перестать пытаться сделать человека тем, кем он быть не хочет.

Да, он неприятный. Но заставить вас верить в то, что чёрное – это белое, он не в силах.

Короче, ключ от вашей тюрьмы всегда был в вашем кармане.