ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок".

В своем прошлом посте я рассказывал об одной из самых интересных "догонялок", вышедших с конвейера ГАЗа – ГАЗ-23. Подобные автомобили, начиная с ГАЗ М-1 V8, около половины века верой и правдой служили советским спецслужбам. Но, как это всегда бывает, любая история когда-нибудь заканчивается. Закончилась и история "догонялок". Что ж, приступим к рассказу о точке в их истории – ГАЗ-31013.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Автомобиль ГАЗ-31013, созданный на Горьковском автозаводе по заданию всесильного, в советское время, комитета госбезопасности, на сегодняшний день незаслуженно забыт. Разработка и производство проводились под грифом: "Совершенно секретно" на основе серийного ГАЗ-3102.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

ГАЗ-3102. Внешне идентичен нашему герою, за исключением более низкой посадки.

Несмотря на то, что прошло столько лет, мощь ГАЗ-31013 и на сегодняшний день остается впечатляющей. Представьте, какой фурор произвела модель 31013 в 1982 году, впервые появившись на наших дорогах. Равных по скорости ей просто не было.

ГАЗ-31013 по праву считается уникальным примером тюнинга в заводских условиях. В то далекое время на советском пространстве о таком понятии как тюнинг никто не слышал, но само явление имело место быть. Еще до выпуска ГАЗ-31013 на заводе уже имелся опыт разработок ограниченных серий автомобилей, по спецзаказам все того же КГБ. Принцип предельно прост: брался серийный автомобиль, из которого вынимали двигатель и устанавливали более мощный. Ставили автоматическую коробку передач (начиная с ГАЗ-23), незначительно дорабатывали подвеску, кузов (только изнутри) и тормоза. В народе их быстро прозвали "догонялками", чем очень точно подметили предназначение спецмоделей.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Сверху вниз: ГАЗ-М-1 V8, ГАЗ-М-20Г, ГАЗ-23 и ГАЗ-24-24. Ветераны КГБ.

Время шло и ничто не оставалось на месте, несмотря на застойный период. На заводе запустили в серийное производство легендарные ГАЗ-24. Но цех по выпуску автомобилей специального назначения продолжал работать не смотря ни на что. Апогеем стала разработка уникального автомобиля ГАЗ-31013 для эксплуатации в экстремальных условиях различными спецслужбами (в основном КГБ). Как я уже писал выше, основой разработок был кузов серийного ГАЗ-3102.

Сотрудники спецслужб, да и, пожалуй, простые граждане, которым довелось управлять "догонялкой", вспоминают про нее с гордостью. Уже тогда по многим параметрам ГАЗ-31013 не уступал Mercedes-Benz E500, который появился намного позже. Объем двигателя ЗМЗ-505.10 равен 5,53 литра. Мощность двигателя была несколько скромнее, чем у Мерседеса, всего 195 л. с. при 4-х тыс. об/мин, но крутящий момент равный 405 Н/м при 2200 об/мин впечатляет. К слову, двигатель этот знаком нам по предыдущему посту. Это легкая модернизация ЗМЗ-23, который, в свою очередь, являлся не менее легкой модернизацией ЗМЗ-13 для установки в ГАЗ-23. Не могу не упомянуть тот факт, что наша машина разрабатывалась собственными силами и умами, тогда как для разработки "штутгардского волка" привлекались инженеры компании Porsche.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

ЗМЗ-505.10.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Mercedes-Benz E500 W124. Производился с 1993 года.

Непременным условием в техническом задании было максимальное сходство, в целях конспирации, с серийной моделью ГАЗ-3102. Но все же внешние отличия имелись, очевидно, сказывалась близость перестройки. В числе первых, кто безошибочно распознавал "волка в овечьей шкуре" были работники ГАИ: машину выдавали антенны спецсвязи "Кавказ", более низкая посадка, два выхлопных патрубка сзади. Но имелись автомобили, которые маскировали с особенной тщательностью, соединяя оба тракта в одной выхлопной трубе. Высшим пилотажем конспирации стало размещение в салоне трех педалей управления и маскировка селектора переключения передач под "механику". Напомню, автомобиль был оборудован автоматической трансмиссией.
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео
ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

Салон ГАЗ-31013.

ГАЗ-31013 был автомобилем ручной сборки и подвергался, говоря современным языком, настоящему тюнингу: кузова лудили, оборудовали дополнительной шумоизоляцией, покраску производили по "чайковским" технологиям, нанося несколько слоев эмали и лака. Устанавливалось еще дополнительное оборудование, в числе которых: гидроусилитель руля, стеклоподъемники с электроприводом, некоторые даже оснащались кондиционером!

Управление таким автомобилем требовало недюжинных навыков, особенно при езде на скользких дорогах. 70% веса ГАЗ-31013 приходилось на переднюю ось, и это при заднем приводе! Зад, как и на ГАЗ-23, приходилось загружать, благо в 80-е сотрудникам уже выдавали "штатные" чугунные и стальные плиты, и им не приходилось импровизировать.

ГАЗ-31013. Последняя из "догонялок". Газ-31013, Газ-3102, Газ, Волга, СССР, КГБ, Спецслужбы, Длиннопост, Видео

После ГАЗ-31013 Горьковский автозавод прекратил проектирование и производство подобных автомобилей. Первые машины, которые можно было списать, были разукомплектованы. С них снимали "восьмерки" и другие нестандартные узлы, и ставили стандартные агрегаты. В таком виде их продавали частникам. Снятые узлы шли либо на консервацию, либо под разбор. Сейчас найти этот автомобиль в первозданном виде практически невозможно. Мало хороших фотографий, еще меньше информации. Гриф "совершенно секретно", как-никак. Автомобиль ушел вместе с Советским Союзом, ушел вместе с той эпохой, затерявшись, не найдя себе места в новом государстве. Его жизненный путь окончательно обрывается примерно в начале двухтысячных, вежливо уступив свое место зарубежным коллегам.  

Обзор и небольшой тест-драйв.

Звук выхлопа без "глушилок".

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий
И в чем он превосходил E500? По каким это многим параметрам? Потому что в разгоне уж точно не сравнится. Уточните пожалуйста.
раскрыть ветку (20)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Просто кто-то не в теме, что такое волчок ) а так, наверное можно сравнить с трехлитровиками, там как раз 200 сил в восьмидесятые было.

раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Плюсую. НАКОНЕЦ-ТО, Хоть кто-то знает что такое E500. А то все пытаются то крутящим моментом тягаться с ним, то прочностью кузова. Понимаю патриотизм патриотизмом, но не надо переходить в маразм. E500 был легендой своего времени, с которым никто не мог тягаться в своем классе, разве что М-ка, повторюсь во всем МИРЕ! А тут пытаются втолкать что авто 11 летней давности в СССР, не уступал ему. Да блин даже сегодня ни автоваз, ни ГАЗ не может выпустить ничего даже близко похожего на "волчка", это 20 лет спустя. Помню раньше форсировали двигатели и разгоняли их, бывало, но таз был тазом. А прочность кузова - что это за сравнение? Возьмите старый УАЗ, он мину выдерживает и продолжает ехать, давайте его сравнивать с мерсом.

Предпросмотр
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
не обращай внимания на этих колхозников, они максимум 3 числа из технических характеристик понимают, но не понимают, как они влияют на автомобиль.


разница в конструкции подвески, тормозов, двигателя и всего остального для них - пустой звук.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

+

Предпросмотр
Автор поста оценил этот комментарий
Ладно волчок, как то раз меня пытались убедить что он ничем не хуже кабана, мне кажется это уже мараз...
3
Автор поста оценил этот комментарий

Тут может немного преувеличил, исправил этот момент. Не уступал ему. В разгонной динамике особо не уступал тем версиям, которые позже использовались в наших спецслужбах. Оснащен, по факту, тоже не хуже. По прочности конструкции превосходил на голову.

раскрыть ветку (14)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Прочность конструкции - спорить не буду. Но Е500 это был верхом инженерной мысли своего времени. 195 л.с. сил при том же весе против 320 л.с. это не называется "особо не уступал".
раскрыть ветку (10)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Учитывайте тот факт, что Волга появилась на 11 лет раньше

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

е500

Максимальная скорость, км/ч 250 (ограничена электроникой)

Разгон до 100 км/ч, с 5.9


ГАЗ 31013

Максимальная скорость, км/ч 160

Разгон до 100 км/ч, с 13


ну да, практически одинаковые характеристики. в следующий раз сравнивай волги с феррари и порше, тоже практически не будут отличиться

11
Автор поста оценил этот комментарий
Я-то учитываю, но это вы взялись сравнивать с мерсом и что он ему особо не уступал. Просто сравнение в никуда
раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

У мерса крутящий момент 470 на 4400 оборотах, у газа почти такой же (405) на 2200, уже с низов выдает максимальный крутящий, при такой массе тоже важный пункт. И вообще еще Энцо Феррари говорил, что лошадиные силы продают автомобили, а гонки выигрывает крутящий момент)

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Все верно, забыл упомянуть. Советский двигатель низкооборотистый и прекрасно тянет с низов.

6
Автор поста оценил этот комментарий

А у дизельного Pajero крутящий момент 441/2000. Значит он победит все гонки по твоей логике. Что за бред сравнивать 320 л.с. и 195 л.с. и опираться исключительно на крутящий момент.

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

А у Вольво FH750 аж 750 лошадей и 3350 момента при 950-1400 оборотах, вот только это седельный тягач)
Тут речь об автомобилях одного класса, крутящий момент важен для разгона, и гонки имелись в виду кольцевые с множеством поворотов, где ускорение важнее скорости. Я думаю, теоретически волгу и мерс можно отнести к одному классу, и как выше упомянули, нужно делать скидку на возраст)

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда давай сравним Волгу с современным AMG с 585 л.с., а потом сделаем скидку на возраст. Я не говорю, что Волга фигня или что-то подобное, просто сравнение бредовое. Можно было спокойной сравнить с другими авто своего времени.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, во-первых паджеро потяжелее будет. Во-вторых выше коэффициент аэродинамического сопротивления. В-третьих это дизель, сравнивать их разгонную динамику в этом ключе не совсем корректно. В-четвертых - кто-то тут разве говорил что решает все только крутящий момент? Маркус сказал что это важный пункт, но не единственный.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Аэродинамика играет роль на больших скоростях. Согласен, что дизель не корректно сравнивать, но я это сказал, чтоб просто развеять иллюзию про крутящие моменты.

1
Автор поста оценил этот комментарий
что значит прочность конструкции? мерседес делали специально с зонами деформации, что бы в случае дтп пострадал автомобиль, а не водитель.


волга во все времена была гробом на колесах, несмотря на огромный вес. этот вес помогал только при столкновении с маленькими ладами, да и то не сильно

2
Автор поста оценил этот комментарий

Не понимаю почему тебя минусуют. Ибо действительно, это несравнимые автомобили совершенно в плане динамики. От слова совсем. Е500 и сейчас будет быстрее 95% потока, а Волга с неохотно раскручивающимся примитивным мотором и допотопной коробкой - кардинально другой уровень.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Максимальная скорость автомобиля ГАЗ 31013 по заводской инструкции достигала 160 км/ч, а 100 км/ч он набирал за 13 с.


"В разгонной динамике особо не уступал тем версиям, которые позже использовались в наших спецслужбах." это кому он не особо уступал? форд фокусу 1.6 с автоматом? и ты его с е500 сравниваешь???

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку