ФРАНЧАЙЗИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ТОВАРНЫЙ ЗНАК – ВСЕ РАВНО ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ РОЯЛТИ

За время своей практики я неоднократно встречался с заблуждением, что если франчайзи, заключив договор франчайзинга (лицензионный договор или договор коммерческой концессии), не использует предоставленные ему блага, которыми как правило, являются товарный знак и ноу-хау правообладателя, то он не имеет никаких финансовых обязательств перед правообладателем.


Однако, реальность более жестока, заключая договор франчайзинга Вы должны понимать, что Вы платите правообладателю не за тот период, когда вы осуществляете использование интеллектуальной собственности правообладателя, а за период, когда Вы были вправе использовать в своей предпринимательской деятельности соответствующие активы.


Это прямо вытекает из положений главы 54 ГК РФ, так как обязанность правообладателя – это именно предоставить Вам на возмездной основе возможность использования его интеллектуальной собственности, а использовать данные объекты или нет – это Ваше право, которое не должно нарушать право франчайзера на получение вознаграждения за предоставленную Вам возможность. Данная позиция подтверждается действующей судебной практикой, например, п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 №10.


Пожалуй, можно выделить две наиболее распространённые ситуации, когда люди руководствуются данным заблуждением в связи с чем несут порой немалые финансовые убытки:


1. Человек купил франшизу, но передумал открываться и забросил договор на дальнюю полку.


Последствия: если договором не предусмотрено, что начисление роялти начинается только с даты открытия франчайзинговой точки, то правообладатель вправе с Вас взыскать роялти за весь период действия договора.


Правильный порядок действий: либо расторгайте заключенный договор коммерческой концессии, что не гарантирует Вам возврат паушального взноса если правообладатель выполнил перед Вами свои обязательства по предоставлению доступа к ноу-хау и праву пользования товарным знаком или договаривайтесь с правообладателем и заключайте, например, соглашение о приостановке действия франчайзингового договора, если ваш отказ от работы по франшизе носит временный характер.


2. Франчайзи принял решение выйти из франшизы и подумал, что снять вывеску и прекратить использование ноу-хау правообладателя более чем достаточно, чтобы не платить роялти.


Последствия: правообладатель вправе с Вас взыскать роялти за весь период, когда Вы, якобы, были вне франшизы.


Также есть риски привлечения Вас к ответственности по таким пунктам, как:· Нарушение положение о неконкуренции (в большинстве договоров франчайзинга есть пункт, запрещающий франчайзи вести аналогичный бизнес не под вывеской правообладателя);· Нарушение стандартов оформления помещения и наружной рекламы, в т.ч. вывески (также встречается в каждом 2 договоре франчайзинга);· Если вы изменили ассортиментный перечень и стоимость услуг.


В большинстве случаев за указанные нарушения предусмотрены санкции финансового характера (штраф/неустойка).


Правильный порядок действий: внимательно изучить договор на предмет условий досрочного прекращения договора и возможности продолжения предпринимательской деятельности после выхода из франшизы и на основании полученных данных разработать стратегию наиболее безболезненного для Вас выхода из франшизы.


Естественно, это не полный перечень ситуаций, когда франчайзи поступают необдуманно, в связи с чем имеют впоследствии финансовые проблемы, однако эти ситуации весьма распространены.

Молодые предприниматели

1.9K постов15.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...