Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Лучший, хотя это и спорно, армейский связной самолет, использовавшийся обеими сторонами во время Второй мировой войны. Самолет «Шторьх» (Storch — аист) был самой успешной машиной, выпущенной компанией, основанной асом Первой мировой войны (и величайшим в мире мастером высшего пилотажа межвоенного периода) Герхардом Физелером.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Главный конструктор Рейнольд Мевес (нем. Reinhold Mewes) и технический директор компании Эрих Бахен (нем. Erich Bachen) предложили конструкцию, которая обеспечивала возможность практически вертикального взлёта в случае сильного фронтального ветра, крылья на земле у самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа, пружинные рессоры подавляли около 45 см амплитуды при посадке. Самолёт мог сесть практически везде — взлётной полосы длиной всего 60 метров оказывалось достаточно, а при посадке со встречным ветром пробег был ещё короче. При транспортировке самолёт можно было перевозить сложенным в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой. Эта модель с лёгкостью выиграла тендер.


Из-за характеристик взлёта-посадки самолёту было присвоено название «Аист» (нем. «Storch»).

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Самолет Fi 156 отличался изумительными взлетно-посадочными характеристиками, благодаря крылу с фиксированным предкрылком вдоль всего размаха передней его кромки, а также щелевым закрылкам и зависающим элеронам.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор – боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору "Шторьх" не имел себе равных.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Самолет «Шторьх» впоследствии участвовал во всех боевых действиях, и, несмотря на свой хрупкий вид, этот самолет, по сообщениям, имел на фронте среднюю продолжительность жизни в десять раз большую, чем  Bf 109.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

На самом деле именно последний упомянутый тип самолета, строившийся по лицензии фирмой «Физелер», вынудил эту компанию передать в 1942 году строительство своего самолета Fi 156 во Францию и Чехословакию. К концу войны более 2000 самолетов было передано ВВС Германии, причем наиболее распространенной модификацией была серия С

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

После войны производство Fi 156 продолжалось как во Франции, так и в Чехословакии. Во Франции самолет строился компанией «Моран-Солнье» и оснащался либо перевернутым рядным двигателем 6Q компании «Рено», либо звездообразным двигателем 9АВ компании «Сальмсон». До конца 1990-х годов в Европе оставалось более 30 самолетов «Шторьх» и несколько в Северной Америке, из них две трети сохранились в состоянии летной годности.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Первые два "Шторьха" попали в Советский Союз после поездки советской делегации в Германию. Одна машина использовалась в НИИ ВВС в качестве курьерской и на ней любили летать летчики - испытатели Петр Стефановский, Александр Николаев, Степан Супрун и другие. В то время как второй самолет стал основой для создания Олегом Антоновым советского аналога - ОКА-38 "Аист".


Во время ВОВ в руки советских летчиков попало большое количество летнопригодных "шторьхов" и они стали весьма популярными связными машинами. Так, с декабря 1942 года одна такая машина была в распоряжении командира 205-й ИАД генерал-майор Савицкого.

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

По крайней мере два раза советские пленные угоняли "Шторьхи" с баз Люфтваффе. Так, 11 августа 1943 года младший лейтенант 14-го ГвИАП Николай Лошаков вместе с Иваном Денисюком смогли улететь на таком самолете. Контрразведка 'Смерш' не поверила, что они не предатели. Лошакову определили заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года, начиная с 12 августа 1943 года. Он был отправлен в Воркуту. Ивану Денисюку дали 20 лет - добывать медную руду на одной из шахт Грузии...

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост
Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

Летчики, привыкшие к тому, что Fi-156 прощает ошибки, пилотировали самолет крайне небрежно. Особенно много аварий и катастроф происходило при посадке. Часто можно было видеть, как "Шторьх" с задранным носом буквально падал вертикально, держатсь воздухе на одних закрылках и элеронах. Перед касанием следовало немного прибавить газу, но многие пилоты игнорировали это правило и сажали самолет почти вертикально. Часто такой маневр приводил к поломкам шасси и пропеллера, а то и к вырванному из моторамы двигателю. На удивление мало аварий приводило к гибели летчиков, хотя кабина не имела антикапотажных дуг. После войны в Великобританию для испытаний перегнали один из "Шторьхов". В его эксплуатационной книжке толстым карандашом было написано: Auch der Storch is nich narrensicher! "Даже у "Шторьха" есть границы дуракоустойчивости!".

Fieseler Fi 156 Storch .Аист над фронтом. Вторая мировая война, Германия, Авиация, Шторьх, Длиннопост

ЛТХ:

Модификация Fi.156c-2

Размах крыла, м 14.25

Длина, м 9.90

Высота, м 3.05

Площадь крыла, м2 25.20

Масса, кг

пустого самолета 930

нормальная взлетная 1325

Тип двигателя 1 ПД Аргус As-10-С3

Мощность, л.с. 1 х 240

Максимальная скорость , км/ч 175

Крейсерская скорость , км/ч 150

Практическая дальность, км 385

Максимальная скороподъемность, м/мин 280

Практический потолок, м 4600

Экипаж, чел 2

Вооружение: один 7.92-мм пулемет МG-15 в задней части кабины

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу