Феномен вовлечения ребенка в супружеский конфликт родителей

Данный феномен очень характерен для высоко конфликтных семей и часто встречается в практике судебных психологов, работающих с такими семьями.

Вовлечение ребенка в супружеский конфликт родителей может происходить различными способами. Чаще всего дети вовлекаются кем-либо из родителей либо путем психологического индуцирования, либо путём вовлечения в «конфликт лояльности».

Психологическое индуцирование – механизм формирования у ребенка негативного отношения к одному из родителей, запускаемый поведением другого родителя (индуктора), либо кого-либо из ближайшего окружения. Психологическое индуцирование может осуществляться в различных формах: от трансляции родителем собственного негативного мнения третьим лицам в адрес бывшего супруга в присутствии ребенка, до активного внушения ребенку установок взрослого, с которым он эмоционально объединяется. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность родителя, совместно проживающего с ребенком, враждебностью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ребенка от вовлечения в семейный конфликт.

При вовлечении ребенка в родительский конфликт с фиксацией негативного отношения к одному из родителей (конфликт лояльности) происходит объединение ребенка с одним из родителей против другого. Данное явление рассматривается как «расстройство, при котором ребенок охвачен осуждением родителя, его неоправданной или преувеличенной критикой, которая иногда доходит до ненависти к этому ранее любимому человеку». Специально для описания данного явления зарубежными учеными был введен термин «синдром отвержения одного из родителей» (PAS). Отношения привязанности ребенка к отвергаемому родителю при этом разрушаются, а враждебные высказывания не сопровождаются чувством вины. Такая реакция рассматривается судебными психологами какпатологическая форма адаптации, возникающая в результате действий другого родителя, направленных на саботаж отношений ребенка с отвергаемым родителем-мишенью и изменение отношения ребенка к нему. Отвержение ребенком родителя-мишени, чаще – отца, возникает в ответ на осознанное или неосознанное манипулятивное поведение родителя, с которым ребенок проживает [Gardner, 1989, p. 266, 228].К вовлечению ребенка в конфликт лояльности приводит нарушение характера детско-родительских взаимоотношений, когда родитель, в борьбе с бывшим супругом, не способен сфокусироваться на нуждах детей и отстраниться от своих собственных проблем, а также не способен защитить ребенка от собственного эмоционального недовольства, злости или от участия в родительских конфликтах, осознанно или неосознанно ищет в ребенке психологическую поддержку, «союзника». Это предъявляет к ребенку в психологическом плане слишком сложные требования и всегда наносит вред его психическому развитию. Эта особенность, несомненно, оказывает существенное влияние на мнение ребенка, которое может не отражать его интерес, а определяется потенциалом психологической зависимости или наведенного эмоционально значимым взрослым агрессивно-враждебного отношения к другому родителю[1].

В любом случае ситуации, при которых ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения рассматриваются как аномальные и создающие значительный риск нарушений психического развития ребенка, а любое подобного рода воздействие со стороны родителя на ребенка расценивается как вред, наносимый его психическому развитию[2].

Таким образом, можно утверждать, что вовлечение ребенка в супружеский конфликт безусловно оказывает влияние на психическое благополучие и развитие ребенка. Любые действия родителя, вовлекающие ребенка в супружеский конфликт, расцениваются как вред, наносимый его психическому развитию.Обусловлено это тем, что вовлеченность ребенка в конфликт родителей расценивается как мощный стрессогенный фактор, способствующий возникновению самых разнообразных форм нарушения адаптации (невротических реакций, психосоматических расстройств, психических расстройств и пр.). При этом психотерапевтическое вмешательство часто оказывается неэффективным.

Длительное существование в кризисе обычно приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной системе. У матери, как наиболее значимого лица для ребёнка, вовлечённой в ситуацию супружеского или межпоколенного конфликта, часто наблюдается искажение родительской позиции. Она становится или либерально-попустительской или жёстко авторитарной.

Рассмотрим ситуацию взаимодействия матери и ребёнка на фоне острого супружеского конфликта, развода. Обычно поведение матери характеризуется следующими чертами:

  • Мать не упоминает о конфликте, об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

  • Мать пытается обесценить отца, старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце, стремится убедить ребенка в том, что отец плохой, поэтому и семья страдает. Продолжая вражду с мужем (иногда уже «бывшим»), она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму.

  • Мать пытается забыть обиды, пытается увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохраняет детям обоих родителей.

В зависимости от спектра поведения матери наблюдаются следующие изменения в эмоциональном состоянии ребёнка:

  • дошкольники – чувство вины, тревога, беспомощность

  • 6-8 лет – эмоциональные нарушения, тревога, одиночество, обида на родителей

  • 9-12 лет – агрессивность, враждебность, отвержение негативно оцениваемого родителя

  • Старшие подростки – проявления девиантного поведения (стремление к уходу из семьи, отказ посещать учебное заведение, употребление ПАВ, конфликты с родителями и сверстниками, эмоциональная отгороженность и т.д.).

Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой.

Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:

  • Ролевая инверсия – ребенок становится поверенным родителя, вынужден оказывать ему эмоциональную поддержку, заботиться о нем или о младших детях. Следствие – высокая тревожность, низкая самооценка, трудности во взаимоотношениях.

  • Конфликт лояльности (интрапсихический конфликт) – ребенок вынужден скрывать свое отношение к одному из родителей, информацию о нем и свои контакты с ним. Следствие – эмоциональные нарушения.Синдром отвержения родителя – необъективная крайне негативная оценка одного из родителей.

- Ребенок охвачен осуждением родителя, его преувеличенной критикой, полностью солидаризуясь с другим родителем.

- Неадекватная критика не сопровождается чувством вины или стыда со стороны родителя.

- Привязанность к отвергаемому родителю разрушается.

- Не формируется позитивный образ лица соответствующего пола или не развиваются конструктивные представления соответствующего поло-ролевого поведения.

-Возникает как следствие сознательного или неосознаваемого манипулирования ребенком.

Часто ситуация носит более острый и опасный характер: категоричный отказ посещать школу, побеги из дома, употребление ПАВ, алкоголя.

Подобного рода проблемы должны разрешаться в консультативных кабинетах психолога учреждений социальной защиты населения (Центры помощи семьи и детям, территориальные центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.), в рамках коррекционной работы.

Пути коррекции детско-родительских отношений лежат через исследование семейной истории и личностных особенностей родителя и ребенка, поиск ресурсов матери (отца) и ребенка с помощью методов психотерапии, индивидуального и семейного консультирования, коучинга, через активизацию семейного окружения.

Учитывая важность налаживания детско-родительских отношений нельзя забывать о том, что неразрешённый супружеский конфликт будет постоянно провоцировать сбой во взаимодействии между родительской и детской подсистемами семьи. Поэтому значительная часть работы психолога должна быть направлена если не на разрешение конфликта как такового, то хотя бы на снижение степени его реактивности. Участие обоих родителей в процессе консультирования – залог более успешного урегулирования ситуации. К сожалению, на практике в работу более активно включаются отчужденные родители, в то время как отчуждающий родитель или совсем не приходит на консультацию или делают это нерегулярно. В таких случаях важно мотивировать «невключённого» родителя участвовать по мере возможностей.

Таким образом, справится с ситуативным кризисом, оказывающим непосредственное влияние на детско-родительские отношения, нарушение эмоционального состояния ребёнка, его поведение, зависит от возможности должностных лиц защищающих права ребенка. Всем специалистам, работающим с данной проблемой, важно помнить, что нельзя помочь ребёнку, исключая работу с родителями.

[1]Сафуанов Ф.С. Харитонова Н.К. Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. – М.: Генезис, 2011., стр. 83-84.

[2]Сафуанов Ф.С. Харитонова Н.К. Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. – М.: Генезис, 2011.стр.118-119

В статье использованы материалы работ клинического психолога, судебного эксперта Батухтиной Т.В. А так же семейного психолога Кузнецовой Е.А.

Список использованной литературы:

  • Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика/М. Боуэн. – М.: Когито-Центр, 2012.

  • Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: опыт терапии одной семьи/О. Нейпир, К. Витакер. – М.:Когито-Центр, 2005.

  • Ричардсон Р. Силы семейных уз/Р. Ричардсон. – Спб.:Акцидент, 1994.

  • Сатир В. Вы и ваша семья/ В. Сатир. – М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2003.

  • Шостром Э.Л., Браммер Л. Терапевтическая психология/Э. Шостром, Л. Брамер. – М.:Эксмо-Пресс, 2000.

  • Семейный кодекс российской федерации

Феномен вовлечения ребенка в супружеский конфликт родителей Общество, Культура, Развод (расторжение брака), Конфликт, Психология, Длиннопост