34

Думали, что будет Властелин Колец, а оказался Хоббит

Думали, что будет Властелин Колец, а оказался Хоббит Космическая фантастика, Фильмы, Дюна, Дени Вильнев, Фрэнк Герберт, Арракис, Экранизация, Новинки кино, Длиннопост

Сегодня мы с супругой сходили в кинотеатр на "Дюна: часть вторая" Дени Вильнева и это...удар по мечтам.
Я читал книгу, смотрел и фильм Линча, и сериал 2000 года. Супруге показывал фильм и сериал (ей не зашли, сериал даже не досмотрела). На первую часть ходили вместе и остались под впечатлением, потом ещё дома пересматривали в оригинальной озвучке. Супруге второй фильм в большей степени понравился, а я вышел из кинозала обескураженным.

Картинка и стилистика остались с первой части и они прекрасны. Самобытно, футуристично и...атмосферно. Придуманный Гербертом мир ожил под потрясающий саундтрек Ханса Циммера.

Во второй части сильно больше экшена, полётов, езды на Шайхулудах, из-за чего фильм оказался сильно динамичнее первой части. Кто бы мог подумать, что фильму это повредит? А ведь так и произошло. Нет, бои поставлены зрелищно, спецэффекты радуют глаз, но всё это великолепие никак не может сложится в целостную картину. Зрителя гонят по серии коротких зрелищных сцен вперемешку с красивейшими съёмками местности не давая опомнится, понять смысл, сложить целостную картину. Локации сменяют друг друга без пояснений, как в первой части...вместо них зачем-то вставлены хроники принцессы Ирулан.

Магия картинки ещё сильнее рассеивается, когда герои пытаются вести диалоги. Они клишированные, там где не надо витиеватые, а там где надо слишком простые. Но это не самое страшное.

Самое страшное - это потеря логики повествования. Вот Чани уговаривает Пола принять свою судьбу, а через 15 минут, когда Пол действительно это делает, она отворачивается от него. Вот говорят, что исчезновение дома Атрейдесов самая большая тайна Арракиса, и тут же сообщают, что часть выживших переправили-таки на Каладан.

И вот тут я хочу объяснить заглавие своего поста. Я соглашусь с тем, что нельзя снимать фильм дословно по книге. Но нужно сразу определиться, будет это фильм по мотивам или максимально близко к тексту. Во Властелине Колец Питер Джексон определился, а в Хоббите не сумел. Первая часть Хоббита была очень близка к произведению, а дальше режиссёра понесло в сторону и фильм скатился в тупую борьбу добрых и злых стенка на стенку. Нечто подобное произошло и с Вильневым. Первая часть пыталась максимально держаться близко к тексту оригинального романа, а во второй части от текста начали сильно отходить, что порушило логику повествования. Даже книжные сцены, как выпуск на арену "необработанного" солдата Атрейдесов или превращение Джессики в преподобную мать без объяснения, без конкретизирующих сцен (с разговором преподобных матерей вне времени, например) приобретают в фильме совсем другой смысл.

И я готов был всё это простить фильму. И убранные линии навигаторов и ментатов, и Императора, не раскрытого, как персонажа если бы не последние 10 минут фильма...

Тут и Пол, взявший в плен императора со всем двором и взводом сардукаров, чтобы его на пару часов куда-то выгнать, а потом обратно привести. Тут и финальная дуэль, которая, сама по себе выглядит достаточно зрелищно, но Пол вывозит с двумя ножевыми, а Фейд-Раута отъезжает от одного тычка в упор прямо в нагрудную броню. Были ещё несколько моментов...

Но всё это меркнет по сравнению со следующим:
на Арракис пребывают войска Великих домов заполняя орбиту боевыми и десантными кораблями - сила, которая сметёт фременов в открытом бою при любом раскладе. Пол выходит из положения единственно возможным образом: ставит ультиматум - или никто не вмешивается, или он уничтожает все запасы пряности отбрасывая человечество в развитии на тысячи лет. Это транслируют на корабли - войска Великих домов принимают ультиматум и воздерживаются от боевых действий (всё по книге). Пол побеждает, берёт в жёны Ирулан, император отрекается в его пользу. Это тоже транслируют и тут приходит ответ, что ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТ ЕГО ИМПЕРАТОРОМ. А Пол в отместку...ГРУЗИТ ФРЕМЕНОВ НА ТРОФЕЙНЫЕ КОРАБЛИ И ОТПРАВЛЯЕТ КУДА-ТО ВОЕВАТЬ. То есть потерян смысл вообще всего, понимаете? И это в течение 5 минут экранного времени. Почему тогда Дома не вмешались в бой? Пол блефовал? А как он с блокадой планеты справляться будет? А Ирулан ему тогда зачем?



В последние 10 минут фильм не только не держится логики книги, но и рушит логику собственного повествования. Этого я ему простить не могу.

Фильм идёт 2 часа 46 минут. Будь последние 10 минут другими, этот фильм можно было назвать Хорошее кино несмотря на все огрехи. А так - ждём ещё 20 лет следующую экранизацию.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

ну джихад муаддиба примерно так и начался, по факту угрозой уничтожить спайс Пол сломал гильдию навигаторов, но не аристократию империи. Тех кто не признал Пола правителем и богом покоряли легионы фрименов... И переход повествования к детям дюны через джихад в любом случае идет

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Если следовать книге, то Джихад Муаддиба начался на несколько лет позже.

Но проблема не в этом, а в отсутствии внутренней логики фильма. Ни в первом, ни во втором фильме космическая гильдия не раскрыта. Если убрали космическую гильдию, то и этот момент с прибытием Великих домов и угрозу уничтожить спайс тоже можно было убрать, тогда всё выглядело бы логично.
Пол с помощью ядерок ломает горы и выпускает бурю, побеждает императорские войска и объявляет о своём праве на престол. С других планет приходит отказ в признании его притязаний. Пол сажает свою армию на отремонтированные корабли и начинается джихад.

И вот это несоответствие в фильме меня больше всего и возмутило. Фильм пытается следовать тексту книги очень выборочно, в итоге не работает ни книжная логика, так как для неё не хватает событий, персонажей и диалогов, ни собственная логика фильма, так как персонажи действуют вопреки логики происходящего на экране.

раскрыть ветку (9)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, наоборот максимально складно вырезали гильдию. Тут надо было бы тогда или делать 3 фильма из 1 книги ( я была бы за, но я так понимаю, это уже вопросы чисто экономические и практические).


Насчет почему джихад начался сразу: потому что Дени Вильнев хотел абсолютно точно обозначить, что Пол скурвился и дороги назад нет. Я читала книги и там честно говоря все далеко неоднозначно: о том, насколько это все было выбором Пола можно очень долго дискутировать, т е грубо говоря это " не мы такие, жизнь такая" или Пол сознательно, просто из властолюбия и мести устроил геноцид галактического масштаба. + там еще вводится идея Золотого пути ( аки - а может это дейтсвительно было самым правильным выходом и Пол выбрал меньшее из зол...). Это все настолько закручено, что когда Херберт опубликовал книгу, он охренел от факта, что многие читатели восприняли историю просто как классную закрученную приключенческую фантастику и посчитали Пола протагонистом, который всех нагнул.

Это же его и побудило написать вторую книгу, где по сути большую часть времени разжевывается, почему то ,что наворотил Пол - плохо.

Дени Вильнев сознательно хотел четко обозначить позицию и подвести зрителя к мысли, что то, что сделал Пол - плохо. Собственно потому фильм заканчивается тем, что Пол принимает 2 очень пидорских решения: кинуть Чани ради политически выгодного альянса с Ирулан и начать геноцид. И это не прикрывается фиговым листочком как в книге, это типа " Да ладно, она будет типа жена понарошку, а геноцид там когда-то потом случился".

ИМХО, это правильное решение. Дени Вильневу еще надо бюджет на третий фильм апрувнуть, а не стать случайно отмененным за то, что показал неоднозначно фременского Гитлера.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

пол не скурвился, он выбрал нименьшее зло. Джина выпущенного из бутылки не загнать назад, распад империи приводил бы к тысячилетиям хаоса (а фримены все равно начали бы воевать, культ насилия у них процветающий задолго до пришествия Пола может только воевать). Поэтому империя была снова восстановлена и другого пути пророк не видел. В то же время если брать тот же Джейди Прайм или Салусту Секундус то война это не самое большое зло в империи :)

следуя вашей логики пол "скурвился" в тот момент когда решил остаться жить и решил отомстить врагам

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

В вашей интерпретация получается, что иногда быть диктатором- это в общем хорошо. Вильнев не хотел передавать этот мессадж, потому что наверное сам так не считает

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

не в моей... "золотой путь" описал сам автор книги, и он был типа лучшим вариантом который видели пророки...

вы забываете что теже бене гессерит по книге генетически создавали сверхчеловека который должен был стать богом императором человечества (и шаддам был в курсе), и Пол собственно им и стал, хотя и добровольно самоустранился от этого в итоге оставив эту роль сыну

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это все прекрасно, но это не то, что хотел сделать Вильнев по разным причинам и это ок. Это его фильм, его бабки, его риски

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну зачем тогда сцены с прибытием Великих домов на Арракис и последняя фраза Пола о том, что он буде любить Чани всегда? Ну вырежте их, добавив, например, больше битвы за Арракин (в которой Раббана убили), или расцирьте сцену отправки войск на джихад, чтобы пол им прямо лететь командовал.
Поймите, моя претензия не к видению Вильнева, не к тому, как он изменил события или персонажей.
Моя претензия в том, что он вместо переделки сцен под своё видение взял в некоторых сценах текст дословно, в итоге картинка не склеилась.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Резонно

Автор поста оценил этот комментарий

Ну так пока флоты домов тусуются на Аракисе, его флот поехал убивать мирное население планет.

Ну то, что он " будет её любить " это хорошо, это его видение, а то, как он у ней по фактам относится- это другое. По сути за всю её помощь за прошлые 5 лет( по книге) предложил ей должность любовницы без прав на ничего. В фильме вообще можно трактовать как " я буду тебя любить, но сорян, править и делать наследников буду с Ирулан". Логично, что она оскобилась.

1
Автор поста оценил этот комментарий

там подробностей мало на эту тему к сожалению, в книге их вообще нет, сжатие линии событий, это вполне себе вольная условность, вполне допустимая в фильме где все события сжимаются в хронометраж. Как там говорилось в известной классике "Джонни сделай мне монтаж"


ну логика и Вильнев... хотя этой логики нет во всех экранизациях Дюны.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку