Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции?

Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции? История, История России, Российская империя, Дореволюционная Россия, Длиннопост, Семья, Секс, Яндекс Дзен

Сегодняшний пост – продолжение рассказа об особенностях дореволюционных семейных отношений и того, что часто остается скрытым. Исполнение «супружеских обязанностей», беременности и появление на свет новых россиян. В 1774 году брачный возраст для мужчин составил 15 лет, для невесты 13. В 1834 году его повысили до 18 и 16 соответственно. При выдаче дочерей замуж обычно старались делать это по старшинству, хотя и не всегда получалось. Среди крестьян большинство вступало в брак до 20 лет, и по статистике конца 19 века к 50 годам там «побывало» 96-97% (среди более привилегированных сословий процент мог быть ниже, но все равно абсолютное большинство). И так, что же их ждало? Ну и как всегда, тут опять часто вмешивалось сословное неравенство.


Церковь традиционно считает, что интимные отношения возможны только в браке, хотя, разумеется, на практике это было далеко не всегда так. И тут молодоженов могло поджидать первое испытание, особенно невесту. А именно отсутствие полового воспитания. Сельская молодежь имела представление в общих чертах, потому что при весьма скученном проживании могла случайно увидеть интимные моменты жизни своих родственников, и, ухаживая за домашними животными, понимала в общих чертах процесс их размножения. Да и фривольные разговорчики и частушки не были табу. А вот аристократок всячески оберегали от любой подобной информации, считая, что половое просвещение – дело будущего супруга. С учетом того, что долгое время их нередко выдавали замуж исходя из воли родителей, а не личного выбора и тем более чувственных желаний, то супружеская жизнь оказывалась для многих неприятным сюрпризом. К тому же, если сами женихи до этого имели опыт, то, как правило, с «профессионалками», и не очень понимали, как вести себя с юными неопытными девами. Да и половое воспитание мужчин в семьях обычно сводилось к двум противоположным вариантам. Первый – рассказ об ужасах зппп, а иногда и наглядной их демонстрацией. Николай I рассказывал, что в подростковом возрасте ему показали больных на последних стадиях «срамных» недугов. Он реально испугался, и его первая брачная ночь стала и его первым опытом (что не мешало ему позже заводить любовниц). Тот же метод Николай I применил и к своему сыну, будущему императору Александру II, и на нем это не сработало. Либо родственники наоборот подсовывали молодому человеку симпатичную прислугу, отводили к жрицам любви и никак не препятствовали добрачным похождениям.

Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции? История, История России, Российская империя, Дореволюционная Россия, Длиннопост, Семья, Секс, Яндекс Дзен

После свадьбы первую брачную ночь молодожены обычно проводили в доме жениха. Если речь шла о крестьянах, то тут были свои традиции в каждой местности. Но суть сводилась к тому, что пара уединялась в отдельной комнате или каморке, а на утро выходила и, исходя из того, была невеста целомудренна или нет, ее либо поздравляли, либо ругали, всячески выражали фи ей и ее родителям. Где-то демонстрировали окровавленную рубашку, где-то верили на слово. Но в некоторых местах, особенно в северных регионах, вопросом девственности особо не интересовались. Дальше супружеская пара обычно получала себе в избе спальное место, отделенное занавеской (спали все равно все в одном общем помещении, поэтому с приватностью дела обстояли плохо), иногда супруги могли проводить досуг в бане или на сеновале. Ну а после свадьбы молодая жена становилась полноценной работницей в новом доме и начинала работать наравне со всеми остальными домочадцами. Аристократы такой демонстрацией не занимались. Тем более что по указанным выше причинам не целомудренных невест было очень мало, за ними бдительно следили, а если не уследили, закладывали обычно «компенсацию» в размер приданого. После свадьбы супруги часто уезжали в свадебное путешествие (если, конечно, были на это деньги, а еще довольно часто невеста отправлялась с мужем к месту его службы (если служил в другом регионе). Спальни у супругов могли быть общими, но нередко они были и раздельными, а муж навещал супругу время от времени. При этом было обычным делом, если это самое время случалось редко, а чаще супруг проводил время в компании любовниц и жриц любви (а некоторые «редиски» еще и на это приданое жен проматывали, и в результате случались конфузы и скандалы, но это уже другая история). Жены относились к изменам по-разному. Некоторые возмущались и даже пытались развестись, но часто сквозь пальцы. Наоборот, были рады, что «долг» с них не требуют.

Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции? История, История России, Российская империя, Дореволюционная Россия, Длиннопост, Семья, Секс, Яндекс Дзен

Долгое время сама формулировка «супружеские обязанности», «долг» как бы напоминала семейной паре, что сие занятие имеет целью исключительно деторождение, а об удовольствии речи не идет. Более того, стандартный набор вопросов на исповеди включал в себя обязательные и о том, не занимались ли супруги чем-то недозволительным. А недозволительными считались все варианты кроме традиционного. Остальное называлось «мужеложеством с женщиной» и даже формально было уголовным преступлением, каралось тем же законом, что и мужеложество обычное. Правда, как всегда, строгость законов компенсировалась необязательностью их исполнения, поэтому случаи реальных судов и наказаний за это было единичными. Да и истинной религиозностью многие россияне особо не отличались, а больше просто соблюдали ритуалы как дань традициям и приличиям. Обычно кающихся на исповеди призывали больше так не делать и в качестве наказания накладывали епитимью, например, временно запрещали посещать церковные службы или велели дополнительно поститься.


Но все же традиционное воздержание во время постов многими соблюдалось, особенно крестьянами. Также не занимались этим в церковные праздники, и даже в обычное время по средам и пятницам. На супружескую жизнь влияли еще и сельскохозяйственные работы и иные дела хозяйские. Как пишет известная бытописательница Ольга Тянь-Шаньская в «Жизни Ивана», «отъевшийся осенью Иван, да еще после шкалика, всегда неумерен. А Иван голодный, в рабочую пору, например, собственно, не живет с женой». Писатель Глеб Успенский также отмечал «существование в крестьянском быту желания сохранить женщину для возможно большего количества рабочих дней – желания, чтобы баба в трудную рабочую пору страды была здорова, не лежала в родах и не была брюхата». К детям, предположительно зачатым во время поста, особенно перед Пасхой, отношение было негативным. Их называли «постниками» и считали, что зачатый во грехе имеет повышенную склонность к свершению преступлений.

Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции? История, История России, Российская империя, Дореволюционная Россия, Длиннопост, Семья, Секс, Яндекс Дзен

Максимов В.М. Мечта о будущем. 1868


Беременность и роды не освобождали женщину от домашней работы. «В строй» она возвращалась всего через несколько дней после рождения ребенка (хотя многое зависело от семьи, ее достатка, а также физического состояния самой женщины). Естественно, это неизбежно вело к гинекологическим проблемам. Ольга Тянь-Шаньская пишет об этом в «Жизни Ивана» так: «От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки («золотника») принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже «совсем» ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: «живот сорвала». Пьют от этого «киндербальзам — подъемные капли». Ну или применяли для лечения разные сомнительные народные методы. При этом к врачам крестьяне относились с большой опаской, поэтому обращались к ним редко. Свекровь Аксиньи из «Тихого Дона» сильно страдала от некого гинекологического заболевания, но к врачам не обращалась.


Роды в деревне принимали повитухи. Методы их по современным меркам были весьма спорными. Рожали женщины часто в бане. Профессиональных акушерок начали готовить только в 18 веке. Кстати это была одно из редких занятий, для которого было предусмотрено профессиональное женское образование. Павел Михайлович Кондоиди, старший врач Медицинской канцелярии, выдвинул предложение в Сенате об организации школ «бабьего дела», которые должны были заниматься подготовкой и повышением квалификации акушерок. В 1754 году предложение было принято. Теорию преподавали в том числе с помощью вскрытия трупов, а практические занятия непосредственно во время реальных родов. С 1758 года в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме). Петербургскую «бабичью школу» прославил известный медик Нестор Максимович-Амбодик. Им было написано первое русское пособие по акушерству под названием "Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле" (1784— 1786), а также опробованы оригинальные методы преподавания. С 1790 года акушеров стали готовить и в Московском университете. Но все равно долгое время квалифицированных специалистов катастрофически не хватало.

Долг платежом красен. А как было с супружеским до революции? История, История России, Российская империя, Дореволюционная Россия, Длиннопост, Семья, Секс, Яндекс Дзен

Карл Лемох. "Новое знакомство"


С контрацепцией до революции дела были не очень, об этом у меня уже был подробный пост Как боролись с "аистом" в 19 веке

Рождаемость была высокой, но и детская смертность тоже, поэтому к потере ребенка отношение было проще. Вообще в плане супружеской жизни аристократов показательны мемуары Андрея Болотова (известного исследователя и селекционера 18 века). О потере сына он пишет так: «Оспа... похитила у нас сего первенца к великому огорчению его матери. Я и сам, хотя и пожертвовал ему несколькими каплями слез, однако перенес сей случай с нарочитым твердодушием: философия помогла мне много в том, а надежда... вскоре видеть у себя детей, ибо жена моя была опять беременна, помогла нам через короткое время и забыть сие несчастие, буде сие несчастием назвать можно». Детей у пары родилось 9, выжило из них 5. Кстати женился известный мемуарист с помощью свахи, а при первой встрече невесте оказалось 12 лет. Из-за слишком юного возраста она его сначала не заинтересовала, но через 2 года неудачных поисков та же сваха все же сосватала ему ее. И первые впечатления от невесты были такими: «Сколько ни старался, и даже сколько ни желал я в образе ее найтить что-нибудь для себя в особливости пленительное, но не мог никак ничего найтить тому подобного: великая ее молодость была всему тому причиной… Со всем тем доволен я был, по крайней мере, тем, что не находил в ней ничего для себя противного и отвратительного». Ну а после свадьбы сетовал: «Я, полюбив ее с первого дня искреннею супружескую любовью, сколько ни старался к ней со своей стороны ласкаться и как ни приискивал и не употреблял все, что мог, чем бы ее забавить, увеселить и к себе теснее прилепить можно было, но успех имел в том очень малый… Не мог я от ней ни малейших взаимных и таких ласк и приветливостей, какие обыкновенно молодые жены оказывают и при людях и без них мужьям своим. Нет, сего удовольствия не имел я в жизни!» Супруга не разделяла интереса мужа к наукам, но все же друга и соратника Болотов приобрел, и это оказалась теща.


Но были и совсем грустные ситуации, когда после свадьбы пара вынуждена была жить раздельно. Прежде всего речь о солдатках. К тому же многие крестьяне уезжали на заработки в город и домой наведывались редко. Бывали случаи с вынужденным раздельным проживанием и среди дворян, когда жена и дети постоянно проживали в имении, а муж находился на службе в другом регионе.  Естественно, такая ситуация могла провоцировать измены, да и вообще супружеские отношения не укрепляла. Но это уже отдельная история.


Не буду ни в коем случае утверждать, что все жены отдавали "долг" неохотно, а мужья смотрели налево. Были и счастливые пары, которые отлично проводили время. Просто официальная мораль гласила, что для семейного счастья телесные удовольствия не обязательны, а особенности жизни и просвещения могли мешать. Но в перечне приданого всегда фигурирует красивое нижнее белье. Эротическая литература и другой пикантный контент были популярны и среди дам. Секс-игрушки тоже встречались (просто продавались не открыто, а через каталоги).


Ну а в завершу пост цитатой из стихотворения Пушкина о  жене:

О, как милее ты, смиренница моя!

О, как мучительно тобою счастлив я,

Когда, склоняяся на долгие моленья,

Ты предаешься мне нежна без упоенья,

Стыдливо-холодна, восторгу моему

Едва ответствуешь, не внемлишь ничему

И оживляешься потом всё боле, боле -

И делишь наконец мой пламень по неволе!


Другие мои посты об особенностях дореволюционных отношений

О дореволюционных знакомствах и ухаживаниях

Немного о  дореволюционном целомудрии

Про это до революции. Добрачная жизнь мужчин

Когда брак бракованный. Можно ли было развестись в дореволюционной России

Брак по любви к деньгам. О приданом и бесприданницах до революции

Житейские истории в картинах Василия Пукирев (о свадьбах и двоеженцах)


Мой дзен, там тоже есть интересное

https://zen.yandex.ru/id/5edf83405d6a463a369793b5

Лига историков

12.5K постов47.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее