Dolce far niente

Стоит ли жизнь того, чтобы бездельничать?

Приходи, приляг со мной

И не спеша проведи этот чудесный день,

Мы обсудим тему праздности.

Питер Макартур (1866–1924)

В XIX-XX веках «Dolce far niente» (дольче фар ниенте) вдохновило не только американского поэта Питера Макартура, который посвятил ему целую поэму, но и многих художников, использовавших эту фразу для названия своих картин.

Итальянская фраза «dolce far niente» буквально означает "сладкое ничегонеделание" – это наслаждение бездельем, потакание расслаблению, блаженная лень.

До 1800 года, кажется, не сохранилось значительных картин с названием «Dolce Far Niente». Самая ранняя из сохранившихся – необычная работа Франца Ксавера Винтерхальтера 1836 года. На ней изображены мужчины, женщины и дети, вероятно, богатые неаполитанцы, отдыхающие в саду с видом на Везувий. Одна из женщин кормит грудью младенца, мужчина на переднем плане картины играет на маленьком лютнеподобном инструменте, а в большой бубен у ног юноши сложены фрукты. Кажется, что картина не имеет иной цели, кроме как быть искусством, лишена нарратива и символов, действий или активности, просто призывает наслаждаться музыкой и чувствами.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

 Franz Xaver Winterhalter (1836)

Еще одно раннее полотно работы Фрэнка Бухсера 1857 года, также призывает провести чудесный день. На нем изображены два мальчика, курящие и бездельничающие в тени, предположительно на юге США.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Frank Buchser (1857)

За ним следует первая из «прерафаэлитских» версий «блаженной лени», полотно Уильяма Холмана Ханта, над которым он работал несколько лет. Это первый холст, следующий позднее установившейся модели: одна красивая женщина в расслабленной позе, задумчиво смотрящая вдаль. Мы видим богато одетую даму, туалету которой художник уделил особое внимание, видим ее отражение в зеркале и замечаем обручальное кольцо на сплетенных пальцах.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

William Holman Hunt (1865-1875)

За три года до того, как Хант завершил ретушь своей картины, Уильям Куиллер-Орчардсон завершил свою. Его девушка в строгом черном платье полулежит на кушетке, она отложила книгу и задумчиво смотрит в невидимое окно, не заметив японский веер, соскользнувший на ковер.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

William Quiller Orchardson (1872)

Вскоре после этого, в 1877 году, Огюст Тульмуш написал свою версию «Dolce far niente». На коленях изображенной красавицы - открытая книга, её мысли улетели вдаль, и она безучастно взирает на зрителя.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Auguste Toulmouche (1877)

В свою очередь, Джон Уильям Уотерхаус создаёт две разные работы под названием «Dolce Far Niente». Первая, известная также как «Белый веер», имеет более классическую обстановку, с подвесной масляной лампой справа, перьевым веером и коврами вместо дивана. Чтобы чем-то себя занять дама играет с веером, выдергивая из него перья и наблюдая за их полетом. Мы не видим ее лица и можем лишь догадываться, что она чувствует, но сама поза и занятие приглашают насладиться чудесным солнечным днем.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Waterhouse, The White Feather Fan (1879)

Вторая картина Уотерхауса формально классическая римская. Женщина полулежит среди голубей и сорванных цветов, с веером из павлиньих перьев, на мятой простыне и леопардовой шкуре, словно в тихом покое.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Waterhouse (1880)

Всего пару лет спустя (в 1882 году) Чарльз Эдвард Перуджини первым применил новую формулу для своей интерпретации «Dolce far niente», изображая двух красивых женщин в своем сладком ничегонеделании. Они заманивают улитку кусочком листа, пытаясь скоротать время за этим занятием.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Charles Edward Perugini (1882)

Позднее, в 1885 году, Фредерик Артур Бриджмен создает более оригинальную интерпретацию праздной лени. Его красавица играет со своими волосами, дремлет с полузакрытыми глазами на мягких подушках в полутени сада, погружая зрителя в состояние блаженной полуденной истомы.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Frederick Arthur Bridgman (1885)

В том же году Валентин Принсеп изобразил девушку в состоянии «Сладкого покоя» в летнем саду, уставшую от чтения, которую сморил сон в гамаке. Она все еще держит японский зонтик, но раскрытая книга уже выпала из рук.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

Valentine Cameron Prinsep, Sweet Repose (1885)

Однако, самым преданным художником «Dolce Far Niente» был Джон Уильям Годвард, который создал как минимум три разных версии, начиная с 1897 года. Он возвращается к классической римской обстановке, изображая куртизанку на тигровой шкуре и в полупрозрачном платье.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward (1897)

Семь лет спустя его одинокая красавица, более скромно одетая, свернувшись в позе эмбриона, отдыхает у пруда с рыбками в Помпеях.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward, A Pompeian Fishpond, (1904)

Третий вариант сладкой лени – красавица в ярком платье, отдыхающая в саду на средиземноморской вилле. Леопардовая шкура, небрежно брошенная на мраморный парапет, отдает дань моде тех лет.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John William Godward (1906)

Разбивает этот ряд эстетической живописи, почти лишённой сюжета или символов, изображающей просто красивую одинокую женщину в покое, и возвращает нас к «Dolce far niente» неаполитанцев Винтерхальтера этюд Джона Сингера Сарджента 1907 года. На полотне снова изображены юноши и девушки, играющие в шахматы у ручья и облаченные в восточные одежды. Это не просто красивая картинка и искусство ради искусства, это возвращение к сюжету и движению.

Так обычно и заканчивается блаженная лень, как сон, прогоняемый пробуждением.

Dolce far niente Живопись, Холст, Творчество, Картина маслом, Краски, Рисование, Искусство, Длиннопост

John Singer Sargent (1907)

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников