Дети и психоанализ ч.3

Сегодня на рассмотрении такой психологический механизм защиты как имитация. Я считаю, что этот механизм очень недооценен исследователями, поэтому информации о нем немного. Скорее всего из – за того, что он является ранней формой уже взрослой психологической защиты под названием идентификация. Логично, что у ребенка и взрослого разнятся механизмы защиты и их проявление. Так же из возможных причин я выделяю то, что данный механизм встречается редко. В своей жизни я видела его только один раз.


Имитация – это такая реакция психики ребенка, которая состоит в подражании поведения, мимики, повадок и тд. любимого персонажа из мультика, авторитетного человека или кого то еще, кто очень понравился или не понравился ребенку.


Дети, используя этот механизм, абсолютно полностью и глобально перенимают и принимают черты выбранного персонажа. Если сравнить это со взрослыми, то они умеют подражать кому - то выборочно. Выделить для себя те или иные черты, которые, по их мнению, им не характерны и внедрить их в свою жизнь. Ребенок так не умеет.


Как известно, механизмы психологической защиты были разработаны в психоанализе. В описании стадий психосексуального развития Фрейд не часто, но упоминает, различные такие механизмы. Имитацию он рассматривал в контексте фаллической стадии (4 – 6 лет), когда ребенок проходит Эдипов комплекс (в случае с девочками это комплекс Электры). Во время прохождения этого комплекса мальчик боится агрессивного ревностного поведения отца, поэтому ради своей безопасности имитирует его поведение. По идее это должно сглаживать отношения между ребенком и отцом и льстить второму.


Так же есть еще одно интересное проявление этого механизма психологической защиты – физическая имитация антагониста. У ребенка существует страх чего либо и он имитирует то же поведение, черты или что либо еще, чтобы быть «внутри» этого и обезопасить себя. Например, ребенок, которого не любят в семье, пытается имитировать поведение родителей, чтобы быть достойным их любви.


Анна Фрейд, которая была исследовательницей детской психологической защиты, приводит такой пример физической имитации антагониста: маленькая девочка очень боялась проходить темный зал из – за привидений. Тогда она сама с помощью жестов стала изображать привидение и пришла к выводу, что если ты сам привидение можно не бояться идти.


В своем детстве я считала, что если закрыть свои глаза и не видеть воображаемого монстра, то и он не увидит меня. Таким образом я должна была обеспечить себе безопасность.


Картина "Призрак Оивы" автора Кацусика Хокусай (1832г.)

Дети и психоанализ ч.3 Психолог, Психология, Имитация, Защита, Фрейд, Психоанализ, Дети, Детство, Познавательно, Длиннопост