Да пребудет с вами дедлайн: как не жертвовать качеством, когда задачу надо сделать быстро

Да пребудет с вами дедлайн: как не жертвовать качеством, когда задачу надо сделать быстро Перфекционизм, Работа, Фриланс, Дедлайн, Психология, Удаленная работа, Бизнес, Опыт, Длиннопост

Спонсор статьи — компания Profeat. team

Ребята делают продукты, благодаря которым предприниматели смогут больше продавать. Например, помогают собрать всю информацию о себе и своём деле в одном месте, чтобы привлечь больше клиентов, сделать из посетителей сайта покупателей, а также привлечь их на повторные покупки.

Тома — графический дизайнер и перфекционист. После декрета она ушла с найма, занялась фрилансом и быстро нашла постоянных клиентов. Её ценят за высокое качество услуг, коммуникабельность и адекватные цены — она всегда выполняет работу сверх ожиданий. Вот попросит заказчик набросать идеи логотипа — Тома не успокоится и забудет про сон, пока не разработает десяток вариантов.

Заказчики довольны, Тома чувствует свою востребованность и готова продолжать. Мы же против. Давайте разберёмся, что такое перфекционизм, почему им восхищаются, к чему это может привести и как с ним справиться.

Что такое перфекционизм

Перфекционизм — это стремление человека к идеальному результату в своём деле. Перфекционисты задирают планку на недостижимую высоту, а затем страдают, что не смогли дотянуться до своего же завышенного стандарта.

Перфекционизм проявляется по-разному. Человек может завышать стандарты себе, окружающим или ожидать, что у окружающих завышенные требования к нему. За этим скрывается страх, который руководит поступками человека: ему важно не столько сделать идеально, сколько избежать ошибок и критики в адрес проделанной работы.

Некоторые люди сознательно стремятся к перфекционизму, потому что у этого есть и преимущества:

  • Социальная одобряемость.

    • Если я перерабатываю и жертвую свободным временем, значит, я хороший специалист и все вокруг это ценят.

  • Мотивационный пинок.

    • Мне стыдно не сделать работу в срок, но времени не хватает и качество понижать нельзя. Поработаю ночью.

  • Внимание к мелочам.

    • Я погружаюсь в детали, долго с ними вожусь и уделяю внимание мелочам, а в результате не допускаю ошибок.

Ещё на популярность перфекционизма влияют знаменитости, которым многие хотят подражать. В 1988 году Стив Джобс работал в компании NeXT и налаживал производство персональных компьютеров в виде чёрного куба. Чтобы получить идеальный продукт, Джобс требовал окрашивать как внешние, так и внутренние стенки куба. Решение оказалось неудачным: красить было сложно и долго, а взамен компания получила только убытки.

Так вот, Стив Джобс очень успешный, а раз он был перфекционистом, значит все, кто хочет стать успешным и быть похожим на Джобса, должны быть перфекционистами. На деле своим поведением он ущерба нанёс больше, чем пользы, но кого это волнует?

К чему может привести

Недовольство собой. Перфекционист зациклен на качестве и воспринимает любое задание как нечто моментальное. Такое, которое нельзя сделать как-нибудь. Нужно идеально или никак. Если задача выполнена на 99%, то это никак — не тот результат, который позволит гордиться собой.

Хроническая усталость. Перфекционист боится ошибок и готов пожертвовать здоровьем и вбухать в работу всю энергию, чтобы их не допустить.

Если задача не привязана к дедлайну, то перфекционизм перерастает в прокрастинацию — откладывание значимых дел на потом. За прокрастинацией следует самобичевание, что прошло много времени, а задача не выполнена. Если дедлайн есть — самобичевание будет связано с отставанием от графика.

При любых условиях психика прокрастинатора закипает от напряжения и ослабляет организм. От истощения спасает только сила воли, любовь к идеальному результату и кофеин.

Профессиональная деградация. Перфекционист избегает ошибок, и поэтому его работа получает скудную обратную связь. Он теряет ценный опыт, медленно учится или зависает в развитии. Худший вариант — человек теряет веру в себя и переводится на неквалифицированную работу, где всё получается.

Заниженная самооценка. Перфекционист склонен сравнивать себя с другими. Причём не с коллегами, а мастерами — людьми, которые отшлифовали свои навыки. Подобное сравнение ведёт к неверному рассуждению: у них это получается, а у меня — нет. Значит я не способен добиться результата.

Как с ним справиться

Запишите задачу и укажите, как должен выглядеть идеальный и удовлетворительный результат.

Идеальный результат — это всё, что бы вы сделали с неограниченными ресурсами. Удовлетворительный результат — это минимальное количество подзадач, после завершения которых задачу можно считать выполненной.

Заканчивайте работу, когда получите удовлетворительный результат. Не беритесь за подзадачи, связанные с идеальным результатом. Потренируйтесь делать так месяц, и вы заметите, как много задач можете делать и как выглядит ваше лицо без мешков под глазами.

Вернёмся к Томе. На этот раз ей нужно проработать две версии логотипа: для заказчика и для его сестры. Идеальный результат — 50 вариантов, по 25 логотипов на каждого заказчика. Из них ну точно можно найти что-то крутое и стоящее! Удовлетворительный результат — 10 вариантов, по 5 на каждого.

Подружитесь с дедлайном

Если вы не ограничите задачу по времени, то она растянется на неопределённый срок. Поэтому установите два дедлайна: для идеального и удовлетворительного результата. Посчитайте разницу — это то время, которое вы можете сэкономить и потратить на себя, а не на работу.

Тома рисует один логотип в час. Для идеального результата ей нужно 50 чистых часов — а это 5 дней с 10-часовым рабочим графиком. Удовлетворительный результат можно получить за 10 часов или один рабочий день. Разница — 4 дня, а это уже мини-отпуск.

Повышайте профессионализм через обратную связь

Для развития вам нужно прокачивать знания в проблемных областях. Чтобы выявить эти области, полезно учитывать замечания заказчиков, клиентов или менторов.

Представим, что на идеальный результат у Томы не хватало сил. Поэтому она решила сделать заказ за 10 часов и показала варианты заказчику. Согласование заняло полчаса, столько же ушло на доработку мелочей. В итоге заказчик и его сестра оказались довольны, а Тома и новые знания получила, и в загул сходить успела.

У многих людей проблема перфекционизма связана с воспитанием. Типичный сценарий: тревожная мама хочет сделать своего ребёнка лучшим во всём: чтобы учился на пятёрки, всегда слушался, поддерживал, хорошо выглядел.

В какой-то момент ребёнок понимает, что не соответствует идеалу, и меняет поведение — старается сделать всё, лишь бы понравиться маме. Появляется закономерность: за идеальное поведение мама хвалит, за любое другое — нет. Ребёнок из-за этого переживает и закрепляет психологическую установку: я достоин любви только тогда, когда делаю всё на пятёрку.

Теперь посмотрим на разницу между перфекционистом и квалифицированным профессионалом. Для перфекциониста важна реакция людей на его результат; для профессионала имеет значение только качественный результат.

Справиться со страхом на реакцию людей сложно, и многим не обойтись без психотерапевта. Нужно учитывать чувствительность, темперамент, семейный сценарий и прочие причины развития перфекционизма. Только в глянцевых журналах всё просто и есть универсальные советы, которые всем помогут.

Во время сеанса перфекционисту важно объяснить, что он не боится плохого результата. Его пугает реакция других людей. Когда появится осознание, нужно донести следующее: в интернете многие называют себя экспертами и спорят по любому вопросу. Поэтому всех не удовлетворить. Обязательно найдётся кто-то, кто будет с чем-то не согласен или доказывать обратное.

Если человек поработал над собой и перестал бояться реакции окружающих — останавливаться рано. Бывшему перфекционисту нужны положительные подкрепления, пока его сознательная реакция не станет бессознательной. Работает это примерно так: у человека появляется задание, которое он хочет сделать идеально по старой привычке. В этот момент ему важно сказать себе «Стоп!» и выбрать другую модель поведения.

Поначалу новая модель поведения будет вызывать дискомфорт и переживания. И вот здесь для человека важны положительные подкрепления — он должен напоминать себе, какой он молодец, что решился и делает всё по-другому.

Со временем сознательное руководство поведением станет бессознательным и сформируется новая привычка: человек сместит акцент с реакции других людей на качественный результат. А любой результат идеальным не бывает.

Анастасия Пономаренко, психолог-практик, более 10 лет помогает людям жить счастливо

Перфекционизм — это бездонная тема, которой посвящены сотни статей, книг и исследований. Можно рассказать про шкалы перфекционизма, углубиться в его природу и дать на выбор несколько сотен техник по его избавлению.

Информации тонна, но мы не захотели превращаться в перфекционистов, поэтому заканчиваем. Пойдём восстанавливать силы и готовить материал для новой статьи, которую постараемся сделать лучше этой. Да пребудет с вами дедлайн.

Что ещё почитать: