Что я узнала, проработав четверть века турагентом
Чтобы стать успешным продажником, необязательно знать страну/отельную базу, иметь высшее образование или виртуозно изъясняться. Для формирования клиентской базы достаточно иметь обширный круг знакомств, быть общительным и уверенным в себе. Знавала я одну турагентшу возраста 50+, которая не была ни разу за границей и даже загранпаспорта не имела, но на вопрос клиентов "а вы сами там были/видели?" уверенно отвечала "ну уж если я рекомендую, то точно знаю!" И наоборот, довелось поработать с интеллигентной дамой, которая настолько хорошо знала "предмет" и так увлекательно рассказывала, что туристы говорили: спасибо, вы так интересно рассказали, что мы уже как будто побывали на отдыхе, всё увидели и вернулись домой. Излишне говорить, что бронировались у неё мало и неохотно.
Скидки не всегда хорошо, а иногда даже чревато. По моим наблюдениям, скорым банкротствам туроператоров всегда предшествовал обвал цен на путёвки. Причём бесполезно предостерегать туристов от бронирований. Как правило, большинство падки на скидки. Всегда найдутся готовые уехать по "хорошей" цене неважно куда. Примеров много: цунами в ЮВА в 2004, теракт в Египте в 2015, ежегодные августовские пожары в Европе, вспышки заболеваний из-за массовых заражений вирусом Коксаки, лихорадки Денге, птичьим/свиным гриппом/короновирусом и т.д. Аргумент: никто не едет, цены должны уронить, а мы не боимся ничего, лишь бы задёшево уехать.
3. Турагент и туроператор находятся по разные стороны баррикад в борьбе за туриста. Когда случаются проблемы с заселением/возвратом денег за тур/разбор претензии за неудачно сложившийся отдых, турагент всегда примет сторону клиента, тогда как туроператор с лёгкостью готов распрощаться и с тем, и с другим.
4. Турагент, хочет он того или нет, волей-неволей периодически оказывается свидетелем семейных разборок клиентов, адюльтеров, разводов, болезней, запоев, смертей, банкротств, увольнений, финансовых накоплений. Пару раз бывало, что турист, будучи в браке, подбирая кандидатку в попутчицы на отдых, одну за другой приводил их в наше агентство, а потом ещё спрашивал совета, кого ему лучше выбрать. Бывает, что турист просит турагента соблюдать конфиденциальность, но при утечке информации не по его вине всё равно обвинит турагента.
5. Что бы ни случилось на отдыхе, турагент всегда должен быть начеку. У туриста украли дорогую видеокамеру, оставленную им в автобусе - написана претензия на имя турагентства с требованием вернуть стоимость камеры. У ребёнка на отдыхе в европейской стране воспалился аппендикс, его госпитализировали и прооперировали, родители без знания языка были вынуждены через турагентство общаться и с врачами, и со страховой компанией. Всё закончилось хорошо, но больше эти клиенты к нам не вернулись. Как говорится, ложки нашлись, а осадочек остался. По той же причине не обратятся больше туристы, получившие отказ в выдаче визы или не вылетевшие на отдых по иной причине, даже если ты помог им вернуть уплаченные за тур деньги. Поэтому "долголетие" в профессии турагента невозможно без таких качеств, как терпение и стрессоустойчивость.
6. Несмотря на многочисленные и частые предсказания того, что организованный туризм вот-вот отомрёт, ответственно заявляю: не бывать этому! Есть среди наших постоянных клиентов объездившие всю Европу, есть имеющие шенгенскую мультивизу, есть отлично владеющие английским языком - т.е. те категории, которым сам бог велел не нести свои деньги в турагентство. По какой же причине они снова и снова обращаются к нам? Кто-то ценит знания турагента, кто-то экономит своё время, кто-то хочет лишний раз пообщаться, кто-то открытым текстом заявляет, что в случае чего ему надо знать, кому адресовать претензию и на кого в суд подавать, кто-то уже столкнулся с тем, что с оператора легче стрясти деньги за несостояшийся тур, чем с иностранного перевозчика/отельера, которым российские законы не писаны, а кто-то оценил риски самотуристов, застрявших на чужбине во время пандемии, тогда как операторы за свой счёт вывозили организованных туристов.
Всем пис и грамотных турагентов!