Что такое русский геймдев и надо ли вам в него попасть на самом деле

Всем привет!

Некоторое время назад писал о своей игрушке. Разработка движется - медленно, но верно. Не вижу смысла засорять эфир регулярными рассказами о мелких изменениях в проекте - все желающие и так могут следить за этим в группе в вк. На этот раз хотелось бы поговорить о другом.


Игрой занимаюсь в свободное время, при этом моя основная деятельность - работа в геймдеве в качестве продюсера. Карьеру в геймдеве я начал в 2011 году, с тех пор поработал в нескольких игровых компаниях, успел перегореть и попробовать уйти из геймдева (не получилось), видел много нестандартных рабочих ситуаций и самых разных людей.

По роду деятельности часто работаю с потоком людей, которые хотят попасть в геймдев в качестве геймдизайнеров или программистов - многие из них не достигают своей цели, совершая одни и те же ошибки. Также я не встречаю в сети публикаций, которые могут в достаточной степени помочь таким людям, как-то пролить свет на нюансы ру-геймдева. Какая-то информация есть, но она разрознена, ее приходится собирать по кусочкам. Планирую написать ряд статей, чтобы:

- сделать выжимку тезисов из опыта последних лет, которая, может, будет интересна или полезна людям, решившим связать свою жизнь с профессиональной разработкой игр;

- повысить свою информационную видимость (что будет полезно для релиза моей игры в будущем) - если материал найдет отклик у читателей.


Список запланированных для освещения тем:

1) Что такое русский геймдев и нужно ли вам в него на самом деле.

2) Советы по составлению резюме для тех, кто проетендует на должность программиста или геймдизайнера. Разбор самых частых ошибок.

3) Я попал в геймдев - что дальше? Лучшие практики, чтобы работать долго и счастливо.

4) Ожидания vs реальность. Чем на самом деле занимаются геймдизайнеры, программисты, проджект менеджеры, художники и продюсеры.

5) Как стать продюсером.


В этой публикации мы начнем с первой темы - что такое русский геймдев и надо ли вам в него попасть на самом деле.

Не претендую на абсолютную истину, этот текст отражает только мою картину мира, мой опыт, то, с чем я сталкивался и чему научился. Надеюсь, это будет для кого-то полезным или интересным. В основном этот текст предназначен для тех, кто только собирается попасть в геймдев. Заранее прошу прощения за изрядную долю капитанства, но, если бы мне кто-то предоставил такую информацию в начале пути, это бы сильно помогло в свое время.


Что такое русский геймдев и почему вам в него, возможно, не надо:


1) Большинство приходящих в геймдев новичков вдохновлены любимыми играми детства (или чем-то современным). Реальное положение дел таково, что вы с высокой вероятностью не будете работать над подобными проектами. Русский геймдев преимущественно ориентирован на мобильные и социальные игры. Синглплеерные игры с сильным сюжетом, цепляющим за душу игровым экспириенсом - нет, здесь заняты не этим. Матч-3, фермы для женщин 30+, коллекционные карточные баттлеры - примерно этим занят русский геймдев. Игры рассматриваются не как произведение искусства, а как продукт. Работа в геймдеве - это проявление креативности только 10% времени. Остальное - анализ рынка, показателей продукта, и рутинная работа.


2) Также многие приходят в геймдев с желанием воплотить свои задумки, творчески реализоваться. Большинству таких намерений также не суждено сбыться. Шанс того, что идеи новичка, не имеющего опыта в геймдеве, уложатся в специфику проекта или совпадут с видением продюсера проекта и ведущего геймдизайнера - крайне мал. На каждую свежую идею будет множество разумных причин, почему ее нельзя реализовать - понимание этих причин придет только через несколько лет работы в геймдеве. У новичков такого опыта, конечно, нет.


3) Работа в геймдеве - работа в команде. Придется забыть об уникальности своих идей и своей исключительности - многие яркие творческие одиночки не могут нормально перенести этот момент. Надо быть способным воспринимать критику своих идей, уметь договариваться, помогать другим членам команды, думать в первую очередь о качестве продукта, а не о своем эго.


4) Вам часто придется делать то, с чем вы не согласны. Давайте прикинем - насколько велик шанс, что ваши представления о том, как надо делать игры, совпадут с таковыми у людей с многолетним опытом разработки? Вы придете к настоящему пониманию этих вещей только через годы работы. Первое же время - многое будет не совпадать с вашим мнением.


5) Если вы сторонник нормированной рабочей недели - для вас также неприятностью станут неизбежные и регулярные переработки. Если у компании есть выпущенный проект, требующий постоянных контентных обновлений - переработки неотъемлемая часть работы. Например, надо успеть доделать ивентовый релиз к новому году, чтобы приурочить событие к конкретной дате. Или, внезапно, в 2 ночи может быть найдена критическая ошибка, которая позволяет игрокам получать ресурсы бесплатно. В таких ситуациях компания несет значительные материальные потери пока проблема не устранена, и как-то считается само собой разумеющимся, что все причастные будут работать столько, сколько нужно, чтобы устранить кризис. Обычно в таких условиях остаются люди, получающие удовольствие от работы, знающие, на что идут - недовольств по поводу переработок практически не встречал.

6) В этой сфере не самые высокие зарплаты. Да, в идеале вы можете дослужиться до больших цифр через несколько лет работы в качестве программиста или продюсера - но не факт, что вы к тому времени будете настолько хорошим программистом и продюсером. Есть множество других, более выгодных вариантов обмена своего времени и навыков на деньги. Если вас будет терзать, что на какой-то другой (но более скучной) работе вы могли бы получать больше - возможно, лучше сразу попробовать свои силы где-то еще.

Надо четко понимать:

Если вы идете в корпоративный геймдев, чтобы творчески реализоваться, делать глубокие и интересные игры, а не короткосессионные доилки денег - вам лучше выбрать путь инди-разработчика или примкнуть к аналогичной небольшой команде, разделяющей ваши взгляды. В русском корпоративном геймдеве вы не найдете искомое.



Какие реальные положительные моменты работы в корпоративном геймдеве:


1)  Если вы находитесь на распутье и выбираете, в какой сфере лучше построить карьеру. Без ложных ожиданий и фантазий - геймдев весьма хороший вариант. Сейчас много геймдев-компаний, где устройство по ТК РФ и белая зарплата. Но переехать, скорее всего, придется в Москву или Петербург - чтобы всегда иметь под рукой соответствующие предложения о работе, в других городах России корпоративный геймдев развит только мелкими вкраплениями.


2) По сравнению с другими сферами в геймдеве жизнь просто бьет ключом - постоянное развитие проектов и отслеживание реакции аудитории, наблюдение за меняющимся рынком, изучение разных кейсов и проверка теорий на практике. Если сравнивать с гос. учреждениями и заводами, где часто в перерывах между интересными задачами жизнь "застывает" - тут просто непрерывный экшен, который будет держать вас занятым много лет подряд, пока вам не надоест. Здесь действительно интересно работать.


3) В геймдеве собраны интереснейшие люди - самые талантливые художники, аниматоры, программисты и геймдизайнеры нашей страны. Практически все - творческие люди, следят за современной культурой, кино, комиксами, играми, сериалами. Многие делают какие-то свои проекты в свободное время. В таком окружении вы точно не зачахнете, как личность - вам всегда будет, кем вдохновиться или с кем обсудить актуальные события мира технологий и разработки игр. Если вы гик, нерд или геймер - вы точно будете чувствовать себя в своей тарелке в таком окружении.


4) Получение опыта - посмотреть на самые различные ситуации с самыми разными проектами. Делая игры сами - вы едва ли сможете получить такое количество опыта и знаний.


5) Научиться работать в команде. В корпоративном геймдеве можно отлично наблюдать то, как формируются команды, как находят общий язык специалисты с разными характерами, как решаются кризисные и проблемные ситуации, как организуется рабочий процесс команды. Если вы планируете когда-нибудь руководить командой разработки или, может, открыть свою геймдев-компанию - это бесценный опыт.


6) Наличие рядом крутых специалистов, у которых можно перенять опыт.


7) Заведение полезных знакомств - чем дольше вы работаете в тесном российском геймдеве, тем больше у вас знакомых из индустрии. Это повышает ваши шансы на получение интересных предложений по работе в будущем. Плюс растет ваш список контактов крутых специалистов, с которыми вы уже работали вместе и представляете, на что они способны - программисты, художники, геймдизайнеры.


В итоге:

Хотя при всем вышесказанном картина все еще выглядит радужно и увлекательно - работа в геймдеве это достаточно тяжелая нагрузка, которая многим не по плечу. Большинство новичков не находит здесь то, что ищет. Кто-то выгорает от переработок. Кто-то страдает от недостатка творческой свободы. Многие уходят с разочарованием - кто-то почти сразу, кто-то через пару лет.

Если вы хотите работать в геймдеве - почти наверняка это будет не так, как вы себе представляете. Не стоит слепо ломиться туда, имея только свои фантазии и мечты - поговорите с людьми, которые уже работают в индустрии какое-то время. Это может сэкономить вам пару лет и кучу нервов.

Лига Разработчиков Видеоигр

6.5K постов22K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

- Никакой политики


СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

- Обучающие материалы, туториалы

- Интервью с опытными разработчиками

- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры

- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры

- Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

ЗАПРЕЩЕНО:

- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

- Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.


О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"