Что под капотом: каршеринг Делимобиль

Что под капотом: каршеринг Делимобиль Закон, Суд, Юристы, Юридическая помощь, Право, Адвокат, Несправедливость, Защита прав потребителей

Привет, это DestraLegal, legalTech сервис, который борется за права потребителей. Не так давно мы публиковали разбор оферты Делимобиль, где раскрывали, чем рискованно то или иное положение. Статья получилась громкой: собрала более 100 комментариев, более 10 000 просмотров, так что свою миссию – предать огласке – мы выполнили.

Мы редко можем похвалить бизнес-игроков. Но недавно перечитывали свои прошлые материалы и заметили вот что: не только наша судебная практика идёт на пользу клиентам, но и материалы, которые мы выкладываем на различные площадки (VC, телеграм-канал, Spark.ru либо Пикабу). На этот раз привлечение внимания пользователей к оферте каршеринга помогло поменять оферту. А значит, меньшее количество пользователей каршеринга станет пользователями юридических услуг.

Не нужно быть юристом и читать договор присоединения, аренды транспортного средства и приложения к нему, чтобы видеть до и после. Мы отметили неказистость отдельных условий, спустя время они исчезли. И они не только не перешли в другие номера пунктов, но просто исчезли. Хорошее дело сделано – согласитесь?

Теперь водителя не оштрафуют за то, что он подвозит нетрезвого друга. Не нужно дезинфицировать весь салон машины перед началом движения в Нижнем Новгороде. Не снимут 15 000  рублей за опасное вождение (которое не причинило никому вред, но потенциально вредно для пешеходов). Не спишут 5 000 рублей за нанесение наклеек на автомобиль. Не оштрафуют на 7 000 рублей за курение в салоне.

Но выдыхать можно только на будущее время: договоры были изменены в апреле – мае 2023 года. Поэтому, если вас оштрафовали ранее, залезайте в Интернет и смотрите прошлую редакцию договоров в истории сайтов.

И если вы попали под раздачу, вас оштрафовали по прошлым редакциям договора с Делимобиль, вы знаете, к кому обращаться. Тем более, когда мы уже меняли судебную практику и признавали отдельные положения договора аренды не соответствующим закону.

Итак, ещё до крупных изменений в договоре, один спор дошёл до рассмотрения Верховных судом. Роспотребнадзор пришел к выводу о нарушении прав потребителя в договоре аренды и присоединения. В этих документах были выявлены пункты, ограничивающие подсудность спора, право выбора способа оплаты услуги и изменяющие сроки рассмотрения требований потребителя. Были обнаружены и другие факты злоупотребления правом со стороны сервиса каршеринга.

Некоторые аргументы Роспотребнадзора были учтены судом, и соответствующие положения договоров признаны противоречащими законодательству. Сервис изменил эти положения на более гуманные. До недавнего времени, договор присоединения устанавливал штраф в размере 0,5% от задолженности за каждый день просрочки. Однако суд признал этот размер ответственности излишне высоким по сравнению со стандартами законодательства (около 0,02% в день), и теперь в договоре предусмотрена пеня в размере 0,1% от задолженности.

В ходе нашей работы мы также сталкивались с обращениями клиентов, связанными с работой каршеринговой компании. В одном из недавних примеров сотрудники компании прислушались к доводам, которые мы изложили в претензии, и не стали доводить дело до суда. Каршеринг отменил штраф в размере 79 000 рублей за повреждение, которое было причинено до начала поездки. Хотя изначально он настаивал на том, что водитель сам виноват: не зафиксировал все поверхности машины перед тем, как сесть в нее.

Мы верим, что независимо от обстоятельств, необходимо активно защищать свои права. И делать это никогда не поздно.

[моё]