Что почитать. Лирика. Есенин и Лермонтов

Что почитать. Лирика. Есенин и Лермонтов Что почитать?, Сергей Есенин, Михаил Лермонтов, Поэзия, Литература, Длиннопост

Сложно писать про лирику, и все, что написано ниже, является чисто моим субъективным мнением. Я решил, что лучше посвятить пост сравнению двух поэтов, нежели рассказу об одном. Так особые черты поэтов выглядят наглядней. Почему я выбрал именно Сергея Есенина и Михаила Лермонтова? Первым поэтом, которого я начал читать всерьез, стал Есенин. Поэтом же, которого же я первым прочел полностью, стал Лермонтов, а потом уже я дочитал Есенина, совсем недавно.

М.Ю.Лермонтов – российский дворянский поэт, живший в начале 19 века. С.Есенин – русский народный поэт, живший в начале 20 века – разница между их временами чуть менее ста лет, оба умерли молодыми, и оба неразрывно вплелись в российскую литературу, историю и культуру. Оба эти поэты весьма хороши, и читать стоит стихи обоих. Но впечатления от этих двух лириков однозначно будут разными. Лично мне больше приглянулась лирика Есенина. В чем же разница между ними?


- Происхождение, народность, российскость, русскость. Во времена Лермонтова дворянское сословие, еще не размытое, находилось у власти – меньшинство, владевшее основными ресурсами страны, обладавшее лучшим уровнем жизни, лучшим образованием, возможностью знакомиться с культурой зарубежных стран. Есенин же вырос хоть и в зажиточной, но крестьянской семье. По сути это две разных культурных классовых среды, если не два разных народа, проживавших на территории Российской Империи. Разное воспитание, имущественное положение, классовые привилегии и обязанности, быт, окружение, образование - естественно сформировали разные жизненные взгляды и стремления, языковые средства у поэтов. Лермонтов скорее российский поэт, но не русский – он дворянин, который может любить свою страну, сражаться за неё, умирать, приносить жертвы, но страна для дворянина есть вотчина и источник безбедного житья, и российский культурный пласт для него основной, но единственный. Есенин же – поэт народный, выросший в глубинке Рязанской губернии, дитя “крестьянского-народного” культурного пласта, для которого Россия - единственное возможное культурное пространство, в котором он может существовать и творить, сохраняя идентичность и величие таланта. В чем же это проявляется конкретно? На мой взгляд - в построении стихов, используемой лексике и выборе поднимаемых тем. Стихи Лермонтова более “образованные”, лексика Лермонтова в стихотворениях, да и в прозе, более “литературная”/академическая. Слог же Есенина же более понятен для обывателя и певуч; Сергей Есенин более просторечен (но не прост), начиная с лексики и заканчивая формой своих стихотворений/прозы. Лишь по тематическим стихам Лермонтова можно догадаться, что он жил и творил в России – если бы мне дали какой-нибудь его романтический стих («Пир», «Заблуждение Купидона», «30 июля.-(Париж.) 1830 года», «1831-го июня 11 дня» - прим.), и сказали, что это Байрон в переводе, я бы поверил. Со стихом Есенина такое прошло бы гораздо труднее.


- Тема Родины. И у Лермонтова и у Есенина много стихов про Россию, как в отрицательном, так и в положительном ключе. Одно стихотворение «Прощай немытая Россия» М.Ю.Лермонтова чего стоит. Я слышал о теориях, что всё клевета, и Лермонтов на самом деле не писал этого стиха, но я как раз верю, что написать такое он мог. Злопыхателям же, берущим на щиты этот стих при спорах с патриотами, стоит напомнить о таких стихах Михаила Юрьевича, как «Родина», «Прекрасны вы, поля земли родной…», где как раз таки посыл совершенно противоположный. Но Родина – не основная тема стихов Михаила Юрьевича. У Есенина же, наоборот, тема Родины - одна из основных, и шанс стать патриотом после ознакомления с его творчеством увеличивается. Однако, на месте нынешней, да и всякой российской власти, я не стал бы активно пропагандировать чтение Есенина, ибо его патриотизм есть патриотизм самый “опасный”. Прочитав Есенина, проникнешься любовью к Родине, но и впитаешь в себя грусть и печаль его стихов, относительно её положения и судьбы, ведь в них он открыто и косвенно говорит о недостатках устройства нашей страны, о бедственном положении народа, о том, что люди должны и имеют право поменять существующий порядок. Воспитываемый Есенином патриотизм - не слепое повиновение власти (хотя в его творчестве есть похвала Ленину и Советской власти - «Капитан Земли», «Анна Снегина») – наоборот, поэт прямо говорит, что его не устраивает в старом и новом режиме, критично выставляя напоказ недостатки («Страна негодяев»). Но при этом он не опускается до хулы и клеветы родной страны, сохраняя к ней искреннюю любовь, так что полное знакомство с Есениным не подойдёт ни либерастам, ни ватникам.


- Природа. Что у Есенина неоспоримо хорошо получается – писать о природе. Тема природы у Есенина часто неразрывно связана со стихами о России, и природа воспеваемая им – среднерусская, из родных мест поэта. Признаюсь – я сам с Южного Урала, и в тех местах ни разу не был - больше по Сибири и Дальнему Востоку, но все равно отчасти проникся искренними и в чем-то наивными восхвалениями Есениным родного края. У Лермонтова описание природы тоже неплохое – оно более “изысканное”, и предпочтение он отдает природе Кавказа, там я ни разу тоже не был – мне сложно судить, насколько он верно/искренне передал красоту тех мест.


- Мятежность/бунт. Оба поэты мятежны, но каждый по-разному. Мятеж Лермонтова – мятеж индивидуальный, либеральный, романтический, вызов одиночки обществу (точнее не всему обществу, а лишь его части – высшему свету, собственно в котором поэт и обитал), выступление за свободу личности. Мятеж же народный, стихийный Лермонтовым представляется как трагедия и ужас («Предсказание»). Есенин же – поэт стихийного, русского народного бунта, сторонник “пугачевщины”. Его мятежность, опять же, возникает из “крестьянского” культурного пласта, в котором веками копилось недовольство и гнев на существовавший в Российской Империи порядок вещей. Он прославляет этот бунт, сочувствует ему, показывает неизбежность смены формации общества, и справедливость такого изменения. Так, в поэме «Пугачев» Емельян и его восстание представляется в положительном свете, что контрастирует с позицией Пушкина в «Капитанской дочке» и Лермонтова в «Вадиме». Ряд его стихотворений, как упоминалось выше, воспевают, или же просто отзываются положительно о Советской власти, как к провозвестнице этих изменений. В последствии, правда, в ряде стихов звучит разочарование Октябрём, а в «Стране Негодяев» Есенин пишет о борцах с новым режимом, и выставляет уже Советскую власть в нелицеприятном свете.


- Война/насилие. У Лермонтова много стихотворений о войне, оно и понятно – поэт принимал участие в конфликтах на Кавказе, в том числе находясь на передовой. Благодаря пережитому опыту описание боев интересное и красочное («Валерик» и др.). При этом и во многих остальных стихотворениях, тематически не связанных с войной, Лермонтов прямо описывает сцены убийства и насилия. У Есенина же практически описаний убийства и насильственной смерти (говорю про лирику) гораздо меньше, за редким исключением («Пугачев»). Тоже самое относится и к теме войны – казалось бы, за жизнь Есенина прошли Первая Мировая война и Гражданская война – поворотные вехи в истории России, но Есенин именно боевым событиям практически не уделяет внимания. Есть несколько патриотичных стихотворений, относимых к началу Первой Мировой, а затем – ни про Первую Мировую, ни про Гражданскую практически прямо не пишется, лишь косвенно, скорее о последствиях для страны и народа, и очень часто в негативном ключе.


- Любовь и женщины. Оба поэта были весьма падки на женщин, чего греха таить, но не моральные же качества я тут обсуждаю. Стихи про любовь (про неудачную в частности) и прекрасный пол занимают значительное место в творчестве обоих. При этом стихи Лермонтова об отвергнутой и неудачной любви звучат обвинительно в адрес отвергающей и эмоционально вызывающе, в них чувствуется боль и сердитость поэта, его терзания от переживаемых чувств. Если же Есенин пишет о неудачной любви – то более спокойно и грустно, просто как про констатацию факта, без лишних обвинений и упреков; в отдельных стихах поэт сам сознаёт собственную ветреность и честно признаётся о своей полигамности.


Реакция Лермонтова на отказ девушки – “Ах ты, да как ты можешь, обманщица, соблазнительница, зачем ты мне глазки строила, да ты потом сама пожалеешь, будешь сама страдать и метаться и т.д. и т.п.”.

Реакция Есенина на отказ девушки – “Не дашь? точно не дашь? точно-точно? Ээээх, жалко...Ну и хер с тобой!” (пошел подкатывать к девушке за соседним столиком или же бухать с друзьями).


- Романтизм - эгоизм. Тут уже чистый субъективизм. Лермонтов - поэт чувственного эгоизма, который в своих стихах много пишет о своих отношения с другими людьми, с обществом, о конфликте общества и личности, на примере себя. Пишет он частенько колко, по-злому, обвинительно. Отсюда, кстати, превосходность его эпиграмм и сатиры («Булевар»), жаль, что он мало творил в этом направлении. Есенин же – поэт восторженный, который писал обо всем что видел и чувствовал, переживал, и взаимоотношения с людьми занимает не первое место в его творчестве. Да он тоже бы свободолюбивым и романтиком, но в нем нет излишних эмоциональных метаний и колкости в отношении к другим людям.


- Скорость чтения и сложность восприятия. Лермонтова у меня не получалось читать быстро – в день я осиливал максимум 3-5 стихотворений, больше мозг буквально отказывался воспринимать, и ушло более трех месяцев на прочтение всего его лирического сборника. Есенин же, напротив, воспринимался легко, его стихами я зачитывался без перерыва, прочитав весь сборник меньше, чем за месяц.


- Если сравнить поэзию с музыкой, то стихотворения Лермонтова по звучанию похожи на громкое и звонкое стакатто, играемое на рояле. Стихи Есенина же – мелодичное непрерывное легато, играемое на аккордеоне.


- Словесность. После полного ознакомления с творчеством Лермонтова и Есенина забавно слышать слова иных борцов за чистоту русского языка, видя, как “исконно русские поэты, столпы российской культуры” сами частенько игрались с правилами словесности. Нарушение ударений и изменение правописания слова для лучшей рифмы, использование матерных слов - это к Есенину. Частое использование заимствованных из иностранных языков слов, название произведений иноязычными словами и даже вставка иностранных слов в стихотворение – это к Лермонтову.


***

В общем, если вы хотите прочесть неплохие стихи, при этому лёгкие для понимания, которые наверняка вам понравятся, если хотите прочитать что-то, в чем однозначно чувствуется “русскость” – то лирика Есенина для вас.


Если вас интересует больше индивидуализм, чувственность, эгоизм, если вы хотите прочесть что-то, что может “размятежить” вам душу и получить эмоциональный заряд– то Лермонтов для вас


Ниже список стихотворений и поэм у двух авторов, которые мне особо понравились, и которые советую прочесть, если не хочется читать всё:


Лирика Есенина, которая мне больше всего понравились:

«Поёт зима аукает…»

«Гой ты Русь моя родная…»

«Русь»

«Русь советская»

«Письмо женщине»

«Мы все уходим понемногу…»

«Отговорила роща золотая…»

«Инония»

«Страна негодяев»

«Узоры»

«Ты ушла и ко мне не вернешься…»

«Черёмуха»

«Побирушка»

«Тебе одной плету венок…»

«Белая свитка, алый кушак…»

«Нищий с паперти»

«Грубым даётся радость…»

«Цветы»

«Неуютная жидкая лунность…»

«Синий туман, снеговое раздолье…»

«Кто я? Что я?... »

«Какая ночь, я не могу…»

«Ты меня не любишь, не жалеешь…»

«До свиданья мой друг, до свиданья…»


Лирика Лермонтова, понравившееся мне больше всего:


«Предсказание»

«1830 Майя 16 число»

«Булевар»

«Мой дом»

«Великий муж»

«Кинжал»

«Поэт»

«Ночь II»

«Журналист, читатель, писатель»

«Измаил-Бей»

«Демон»

«Мцыри»

«Джюлио»

«Кавказский пленник»

«Каллы»


P.S. Если вам понравился формат поста - сравнение двух поэтов, то отпишитесь, какое сравнение мне лучше взять следующим – Блока (которого я читаю сейчас) с Лермонтовым, или Блока с Есениным.

Баяны

257K поста14.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.