Что нам даст введение режима Чрезвычайной Ситуации?

Что нам даст введение режима Чрезвычайной Ситуации? Карантин, Самоизоляция, Чрезвычайная ситуация, Длиннопост

Если честно, вначале написания этого поста я был более скептически настроен по вопросу пользы для граждан от введения режима ЧС. В конце написания чуть изменил мнение.


В этом посте я хочу порассуждать и пригласить к дискуссии на тему «А что будет, если введут режим чрезвычайной ситуации (ЧС)»? Будут ли власти нам обязаны бОльшим нежели при ныне действующем режиме повышенной готовности (ПГ)? Обязана ли будет власть взять на себя расходы ЖКХ, простить кредиты, аренду и выдать всем по 30 тысяч и прочие расхожие предположения?


Отмечу, что я стараюсь писать с долей юридического анализа на понятном НЕюристу языке. Поэтому выходит длинно, уж простите. Пишу я ни в коем случае не с позиции эксперта, а просто выкладываю свои рассуждения и мысли, опираясь на нормы права. Давайте дойдем до истины вместе. Только ПРОШУ (вот прям очень сильно), когда оспариваете что-то, то ссылайтесь на законы и иные нормативные акты. А не на статьи в интернете, соцсетях и аудио из вацапа..


Что случилось?

Сейчас весь мир и Россию, в частности, трясет из-за пандемии коронавируса. В связи с этим государство вынуждено было ввести ряд ограничительных мер для граждан и предприятий. Наиболее тяжелые для психики и экономики меры: ограничение/запрет передвижения граждан; приостановление деятельности предприятий; сохранение выплаты заработных плат за счет работодателя, потеря работы и т.д. В настоящий момент все регионы России ввели режим повышенной готовности в рамках которого установили правила поведения для граждан (ограничения). Рассуждения по поводу законности введения таких ограничений я выкладывал в этом посте. Мысли на тему «по какой статье КоАП наказывать» в этом.


По всем соц.сетям, статьям, кухням витают мысли о том, что необходимо как можно скорее ввести режим ЧС. Мол, гадостное государство специально этого не делает, поскольку в режиме ЧС ему придется взять на себя кучу обязательств (убрать налоги, оплату ЖКХ, кредиты, выдать всем денег и пр..). А в действующем режиме ПГ оно всего этого не должно. Так ли это?


Где вообще прописаны мои и государства права/обязанности по этой теме?

Необходимо правильно разделять категории «государство должно» и «государство вправе». Когда мы говорим «должно», то значит где-то в законе в статьях должно прям точно следовать, что оно должно или обязано и прочее. Или должно быть написано, что человек вправе на то и то.. Это значит, что мы можем требовать или пойти в суд и заставить. Если же из закона такой обязанности не вытекает, а мы просто взываем к своему пониманию «как должно быть», а также к «вон в Германии по 2500 евро всем раздают», то мы рассуждаем в категории «государство вправе» , а значит оно на свое усмотрение решает давать или не давать.


Права и обязанности по рассматриваемой теме расписаны много где, но основным законом, регулирующим поведение гос.органов и населения, а также их права и обязанности в условиях ПГ и ЧС является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


Давайте пороемся в этом законе на предмет интересующих нас по теме прав и обязанностей. Чтоб избыточно не перегружать текст, я не буду цитировать все статьи, смотрите, пожалуйста, сами по ссылке выше:


1. статья 10 – полномочия Правительства. В основном все пункты дают ПРАВО Правительству на разные штуки, например, вводить дополнительные правила поведения людей и прочее. НО вот есть и интересный нам пункт:

м) принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены;

Этот пункт означает, что в компетенции Правительства принимать Постановление, в котором определяется, кто из граждан, за что и сколько конкретно получит при РЕЖИМЕ ЧС. Вот оно - Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928. Из него:

4. Трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели:
а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению N 1;
б) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки);
в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека);
д) выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);

Вот это уже интересно. Вот тут реально есть разница в введении режима ЧС вместо ПГ, поскольку при ПГ, насколько я понимаю, это постановление не действует. Единственный вопрос, что в названии есть «при террористическом акте». Однако, если по тексту смотреть, что там есть пункты, как привязывающиеся к терр.акту, так и не привязывающиеся. А также «природный и техногенный характер» разобрать надо.


2. пункт 1 статья 11 – полномочия органов регионов. Тоже куча полномочий. Есть также нас волнующее:

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

Примерно всё то же самое, что и с указанным выше пунктом. Только теперь органы региона должны принять постановление, в котором определены критерии кому и сколько платить при режиме ЧС. В Краснодарском крае это постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022. Из него:

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и условия выплаты единовременных пособий в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края (далее - чрезвычайная ситуация).
2. Члены семьи гражданина Российской Федерации, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на выплату:
1) единовременного пособия в размере 1 млн. рублей за каждого погибшего (умершего);
2) единовременного пособия в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.


Из цитированного отрывка я делаю вывод, что, если бы в крае был введен режим ЧС в связи с пандемией коронавируса, то при смерти от коронавируса члены семьи имели бы право на выплату 1 миллион. Я прав? Другое дело, что фиг бы справки выдавали о смерти от него, а потом докажи в суде.. Но всё же..


В других регионах, полагаю, тоже есть свои постановления, содержание которых плюс-минус одинаковое. Как это постановление губернатора соотносится с постановлением Правительства? Думаю, что если режим ЧС введен Правительством на всей территории РФ, то действует постановление Правительства. Если отдельный регион ввел ЧС у себя – то постановление этого региона. Но, опять-таки, отмечу, что эти выплаты, исходя из формулировок, обязаны дать только при режиме ЧС, а не ПГ.


3. пункт 2 статьи 11 - полномочия местного самоуправления. Нам интересно:

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Логика та же. Если режим ЧС введен в границах муниципального образования, то органы местного самоуправления разрабатывают акт по финансированию мероприятий в области защиты населения. Вот пример: постановление администрации муниципального образования Динской район (Краснодарский край) № 967 от 04.07.2016, где была определена выплата гражданам, пострадавшим в результате подтопления (при введенном режиме ЧС).


4. статья 11.1 – полномочия регионов по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате ЧС. Здесь про ущерб зданиям. Вряд ли это наш случай при коронавирусе.


5. статья 18 – права граждан. Граждане Российской Федерации имеют право:

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций

Эта норма в совокупности с указанными выше постановлениями Правительства/региона/местного самоуправления позволяет при введенном режиме ЧС получить гражданам  компенсации и возмещение ущерба. Другое дело, что тут стоит слово «ущерб», а не «убытки». Если быть дотошным юристом, то ущерб – это материальное повреждение какого-то имущества или его потеря (например дом развалился). В то время, как убытки – это, в том числе, и упущенная выгода, то есть то чего сейчас жаждет возместить бизнес, а также расходы людей. Но будем надеяться, что государство не доколупается до такого..

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций

Более ничего из волнующего нас в этом законе я не нашел.

Однако из найденного очевидно усматривается, что именно при режиме ЧС у государства появляется больше обязанностей перед гражданами. Важно отметить, что данные обязанности конкретно в цифрах регламентированы в законах и подзаконных актах. То есть что там есть, то и можно требовать. Нужно внимательно всё изучить, чтобы понимать, кто на что имеет право.


Ни о каком приостановлении оплаты ЖКХ или прощения налогов/кредитов и прочее в этом законе нет (я не нашел). То есть послабление в налогах, кредитах, доп.выплатах и прочее – это право государства (чисто с юридической точки зрения), которое оно может реализовать, исходя из экономического дна экономической ситуации, в любых режимах, а не обязательно только в режиме ЧС.


В рамках этого поста меня хватило только на среднее изучение указанного выше закона. Возможно какие-то гарантии перед гражданами в режиме ЧС раскиданы ещё по каким-то иным законам и нормам. Если знаете - пишите.

Лига Юристов

32.6K поста37.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.