Чек лист стартапера. Серия 1

Если вы хотите запустить бизнес или у вас он уже есть , но хочется его систематизировать, вам пригодится этот материал.

Если нет , идите мимо.


Важно, если большую часть из этого вы уже слышали / видели / читали - молодцы. Но возможно именно составление и заполнение этого чек листа поможет уложить все это в голове.


Да, кстати важно , я не собираюсь проводить тренинги или продавать книги , этим гавном и так занимается пол страны.

Просто хочу иногда сюда что-то писать , возможно это будет кому-то полезно и в стране станет больше нормального бизнеса, но как говорит нам популярный мем-  " но это не точно " )



Так уж получилось, что у некоторых людей есть невероятная тяга к созданию активности вокруг себя, периодически проявляющаяся в форме идеи создания бизнеса.

Безусловно , работать только на себя, а не на «дядю» намного более приятно с ментальной точки зрения , но вопреки заблуждениям в разы сложнее. Поэтому , в случае если вы человек , которого Сергей Довлатов называл «людьми средней ответственности» это точно не для вас. Если же вы считаете, что организовать бизнес и зарабатывать в разы больше, чем работая по найму вы не только хотите , но ещё и сможете- флаг вам в руки.

Но прежде взгляните на обязательный набор стартапера. Это что-то вроде чек листа , который поможет вам ответить на вопрос , все ли у меня готово для начала.


Чек лист ( возьмите листок / выпишите себе ответы на эти вопросы)


1) определение рынка и ниши рынка, в которых вы собрались работать.

2) чёткое описание проблемы , за решение которой люди готовы платить , в нише , в которой вы решили работать.

Проблема должна быть:а) не выдуманной б) достаточно массовой в) решаемой


Так например проблема глобального потепления , не может быть для вас целью решения , так как очень маловероятно , что ваш бизнес действительно сможет ее решить в обозримом будущем.


4) ценностное предложение .


Расскажите о той ценности, которую несёт ваш бизнес вашим потенциальным потребителям. Простым и понятным языком укажите на проблему потребителя , и на то как ваш бизнес Ее решает. Говорите на языке клиента, умные слова и термины оставьте для вечера встреч выпускников Гарварда.

5) модель дистрибьюции


Что вы собираетесь продавать , сколько это будет стоить , как будет складываться стоимость , какая себестоимость у продуктов или услуг , которые вы собираетесь продавать, какие форматы продажи будут ( подписка , единовременные платежи , и тд) , по каким каналам вы будете распространять свои продукты / товары / услуги / контент.


6. Кто ваши конкуренты ?


И в чем ваша уникальное торговое предложение ? Что делают ваши конкуренты их сильные и слабые стороны – протестируйте на себе. И ответьте на вопрос , что вы делаете лучше чем конкуренты? В чем добавочная стоимость вашего продукта?


7. Как вы собираетесь привлекать клиентов ?


Опишите основные каналы , которыми вы сможете квалифицированно управлять. Не нужно перечислять 150 каналов привлечения, если 149 из них вы видите впервые и вряд ли сможете их эффективно использовать. Знание теории , без практического применения не стоят ничего.


8. Фин модель


Первым делом составьте простую таблицу прибылей / убытков. Включите все, что вы знаете о затратах , а что не знаете – предположите от средне рыночных значений + 30%. Поймите когда вы выйдете на точку безубыточности и какой объём инвестиций необходим для этого. Вторым распишите Unit экономику ( экономику вашего бизнеса на одного уникального покупателя ) – об этом я расскажу подробнее в следующих постах. Будьте честны с собой, не нужно рисовать невероятных объёмов продаж в первые же 2 квартала , и минимальные расходы. Вы не супермен, вы только хотите им стать. Так что объективность к самому себе и вашему бизнесу – ваш главный союзник.


9. Смоделируйте риски и варианты управлениям ими.


Что может помешать развитию вашего бизнеса ? Как этим управлять / минимизировать


10. Определите необходимую команду – начните Ее собирать / выращивать .


11. Сформулируйте правила клиентского сервиса , маркетинговую стратегию и ключевые цели на год вперёд.Ответив на эти вопросы, вы сделаете важную вещь – попробуете продать свой проект самому главному инвестору – самому себе. Вы вкладываете время , силы , деньги и энергию в проект как никто другой, поэтому должны быть на 100% уверены в том , что вы делаете правильные вещи , а не тратите впустую время.В следующем посте я расскажу подробнее о важных пунктах этого списка. Подписывайтесь , следите за обновлениями , и удачи вам!