Бывает ли критика конструктивной?

Бывает ли критика конструктивной? Психология, Статья, Критика, Длиннопост

Почему так развита критика?


Потому что мы с самого раннего детства привыкаем, что мы не совершенны, и нужно совершенствовать себя, чтобы достичь некоего идеала.


Нам постоянно показывают эти "идеалы". Это девочка, которая лучше других учится, это успешный бизнесмен, это женщина, ухаживающая за своей красотой.


И все бы хорошо, если бы не подмена понятий. Критика не стимулирует нас становиться лучше. Она заставляет чувствовать себя плохо, ничтожно и недостойно.


Для защиты самоуважения начинают формироваться токсичные процессы в психике. Одна часть человека нападает на другую, "несовершенную" его часть. Несовершенная часть страдает и сопротивляется. Повлиять на это нельзя, потому что это психика, там не удастся рулить руками. Но вот заметить последствия психологических травм вполне можно.


Но... все это так привычно - считать, что только поругав себя или ребенка, можно получить желательные изменения.


Привычное, тем не менее, оказывается в корне неверным и токсичным.


Необходимо сохранить достоинство и самоуважение человека. Это можно достичь принятием.


Когда мы научимся принимать себя, считая себя достойными просто по факту рождения, мы научимся ставить задачи, если хотим что-то реализовать. И эти задачи не будут включать токсичную внутреннюю цепочку: сравнения себя с кем-то, нападки на себя, защиты от нападок... В конечном итоге не остается сил ни на какие достижения. Все силы ушли на сравнения и защиты от них.


Итак, бывает ли критика конструктивной? Я бы ставила по-другому вопрос: а когда она бывает уместной?


Очевидно, что оценка и критика уместны там, где учатся. Вы чему-то учитесь, и вас обучают мастерству, тренируя и оттачивая ваши навыки. Это институты для взрослых. Не для детей.


Дети очень чувствительны к оценке и обесцениванию. Они не могут защититься от сравнений, унижений и критики. Их самоощущение себя деформируется. Они учатся токсичному обращению с собой и с близкими людьми.


Школе хорошо бы избавиться от оценок. Школа немалый вклад вносит в общих фон токсичности между людьми. Как я уже сказала, там мы учимся тому, что оценивать личность - это нормально и правильно. Но это не так.


По-хорошему, учитель - это тот, кто терпеливо и щедро выращивает и поощряет нужные для жизни навыки, избегая при этом критики.


А в отношениях между людьми это яд, который портит нам жизнь. Посудите сами. Что вы чувствуете, когда вас критикуют?


Какая существует альтернатива? Да просто говорим о себе - сообщая, что нам нравится, а что не подходит. Что нам важно, а что нет. Этот живой, человеческий вклад в отношения способствует тому, что возникает и укрепляется доверие. Критика разрушает отношения, делая их формальными и обременительными для участников этих отношений.

Автор: Вероника Хлебникова.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/veronikahlebova/byvaet-li-kritik...

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.