Быт скопцов

Говоря о быте скопцов, важно отметить, что они по своему характеру и принципам религиозно-нравственная община, но с политическими тенденциями и направлением. Исходя из вышесказанного видно, что все скопцы мечтают о том, что во главе государства будет их искупитель Селиванов. Конечно же, это прямое неподчинение власти, и желание произвести переворот, с целью поставления во главе государства своего лидера. Да и сами скопцы смотрят на свое общество не иначе, как на особое царство.

Скопцы вообще всегда интересовались политическими делами, и всегда истолковывают их с своей точки зрения. Так, например, война с Наполеоном была из-за того, что искупитель, недовольный Екатериною за то, что она давала предпочтение французам перед русскими, повелел своему любимому казаку Емельяну Пугачеву назваться его именем, т. е. Петром III и возвратить ему престол. Екатерина, видя, что немцев бьют, послала к нему Суворова, который от лица его супруги желавшей все же прославить Россию, просил разрешения у отца и искупителя не лить крови. Искупитель уступил этой просьбе и велел Пугачеву перестать. Собственно, что тот и сделал, отдавшись добровольно на муки.

Усмирение бунта при Николае Павловиче объясняется просто тем, что искупитель Петр III Федорович помолился, и бунтующие помешались умом.

Признание своего общества отдельным, самостоятельным царством естественно влечет скопцов к фактическому осуществлению этой идеи. Во главе скопческого царства стоял сам основатель секты. Он был полным хозяином не только в том корабле, в котором жил, но и во всех других. Все последователи относились к нему всегда, как к своему верховному главе. Самые приближенные к нему, имевшие значительное влияние в обществе скопцов, носили скромный титул искупительских слуг. Для того чтобы подчинить своей власти провинциальных учителей и пророков, лжецарь придумал особый род посвящения, состоявший в личном вручении креста и платка.

Тот правитель, что стоял у светской власти, именовался у скопцов «явным правителем», и был неким противоречием между теориею и действительностью. Понимая, что в случае неповиновения государю им грозит смерть, они исполняли все, что требуется законом наружно, не повинуясь внутренне. Так они поступали, по их собственному признанию «страха ради иудейска». Однако, были и более радикально настроенные скопцы, желавшие остаться верными догме своего учения. При любом удобном случае высказывают свое убеждение вполне открыто. Известны многочисленные протесты против некоторых императоров, заканчивающихся в большинстве случаев публичной поркой и ссылками в Сибирь. Стоит отметить, что наказание они принимали с благодарностью, считая, что идут по пути своего отца батюшки искупителя.

После того, как Селиванова заточили в Суздальский монастырь, он передал управление сыну Михаила Солодовникова, при котором все обстояло так же, как и прежде. Дух монархизма господствовал некоторое время и после смерти лжецаря. Есть в обществе скопцов и влечение сближаться между собой, если не жить вместе, то хотя по соседству друг с другом. Объясняется это тем, что сближаясь, избирая определенные пункты для взаимных встреч, скопцы преследуют коллективные цели и задачи, относящиеся к благосостоянию всего царства скопцов, как единого и нераздельного.

Не менее интересны и их главнейшие пункты, где сосредоточиваются все их дела. Главные города это, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. Как было сказано выше, это места будущего славного царствования искупителя Петра III. Город Одесса, была выбрана скопцами в роли запасной столицы, которая будет вторым Питером. Города Яссы и Бухарест, стали сосредоточием новых прозелитов скопцов.

Однако, постоянные преследования, которым подвергались скопцы, постепенно лишали их возможности соединиться вместе. Та вожделенная мечта образовать особое царство, оставалась мечтой. Лишенные возможности жить вместе, разбросанные по разным уголкам России, Сибири, Кавказа и Задунайских княжеств, скопцы, разделяются на множество мелких общин. Эти общины уже становятся независимы друг от друга. Каждый корабль уже имеет своего особого правителя. Каждый вступающий в общество скопцов был обязан привести все свое имущество к учителю того корабля. С этого дня новый брат секты уже не в чем не нуждался. Его не только кормили, поили за счет общины, но и одевали. Известна также заботливость скопцов об освобождении из мест заключения своих братьев по вере.

Принимая в свое распоряжение имущество вновь поступающих, учителя нередко производили сборы денег с членов корабля во время молений. Однако, целью сборов было не личное обогащение, а подкуп чиновников и полиции. Есть интересные факты, согласно которым, саратовская полиция была подкуплена в полном своем составе скопцами корабля Панова.

Немаловажно отметить, что хотя физически скопческие общества и зачастую не могли общаться, эпистолярное творчество у них было весьма развито. До нашего времени дошли сотни писем, написанных скопцами. На самом деле это важный пласт документов, описывающих быт сектантов разных уголков России. Сама переписка имела несколько таинственный язык, не понятный простому обывателю. Особенно с осторожностью они пишут о конкретных лицах.

Благодаря такому простому, но в то же время верному и быстрому способу общения, они имели возможность следить за всем, что происходить в их среде не только по всей России, но и далеко за пределами ее. Благодаря этому же способу, скопцы имеют полную возможность своевременно узнавать о распоряжениях правительства и сообщать о них по всем скопческим кораблям.

В домашней жизни, скопцы отличаются трудолюбием. Вообще богатство и трудолюбие были, идеалом самого Селиванова. Факты трудолюбия и промышленности скопцов засвидетельствованы многими очевидцами их жизни. Они часто перестраивали дома в более обширном виде, одевались чище, жили лучше и опрятнее своих односельчан. Подобно своему искупителю, скопцы соблюдали трезвость, чуждались нарядов и украшений, не подчинялись моде. Некоторые начинали вести мелочную торговлю. Мастерские скопцов всегда находились в порядке и чистоте, работницы занимались своим делом с трудолюбием и аккуратностью.

Товары, изготовленные скопцами, ценились выше других, прежде всего за качество. Чаще всего своими изделиями, скопцы снабжали жителей на пространстве более 300т верст. Среди скопцов было много успешных земледельцев, скотоводцев. Нередко случалось, что страсть скопцов к промышленности вредно отзывалась на благосостоянии местных жителей, пытающихся нечестно вести бизнес, обманывать своих покупателей, подсовывая товар низкого качества. Приходя на городские рынки в качестве менял, скопцы весьма часто причиняли существенный вред денежной торговле: отказываясь принимать монету старого чекана под предлогом, что она потерта, они роняли ее в стоимости, потом скупали их за бесценок, и вновь пускали в оборот, предварительно подняв их курс. Занимались они и ввозом в Империю золотой французской монеты с повышением нарицательной ценности ее свыше настоящей.

Немаловажно отметить и отношения скопцов к иноверным. Так, например, к православным, скопцы всегда испытывали чувство непримиримой вражды и ненависти. К иным конфессиям, все их отношения может характеризоваться как преступления, основанные на религиозно-фанатической почве. Конечно же, это отношение исходит из их догматического учения, которые, как и было отмечено выше, гласит, что как только их количество «паствы» достигнет 144 тысяч человек, то явится их батюшка искупитель Селиванов и возьмет бразды правления в своих святые руки. Поэтому при насаждении скопчества были все средства хороши. По судебным документам 1822 года по делу о скопцах курской губернии обнаружено, что каждый, принимаемый в общество был обязан клятвой совращать других. Тот, кто приобретает десять последователей, почитается святым.

Вообще за все время скопцы разработали много способов вербовки новых прозелитов. Приведем лишь некоторые из них:

Первый способ, рекомендованный самим Селивановым, примером видимого благочестия убеждать вступить к ним. Здесь они используют и свое красноречие, и «знание» Священного Писания и т.п. Причем можно поражаться их терпеливости. Иногда уговаривание могли длиться не один год. Убеждая других в необходимости принятия чистоты, скопцы нередко указывают на свою воздержную жизнь и противопоставляют ее жизни православных.

Второй способ – обещание за вступление в их ряды хорошей суммы денег. Особенно такой способ действовал на бывших заключенных, которые, иногда так спешили оскопиться, что использовали для операции кусок отточенной жестянки и даже стекло. Происходил уговор в то время, когда под видом благотворителей, скопцы приходили к арестантам для раздачи милостыни. Само собой, когда арестанту предлагают много денег, за небольшое условие, жажда наживы берет вверх.

Были и откровенно насильственные случаи. Так, например, известен случай, когда молодых людей останавливали некие прохожие, предлагали денег за то, чтобы тот сходил с ними. Тот, кто соглашался, чаще всего отводился в подвал местного «корабля», где в темноте, при свете лучины, ничего не подозревающих гостей валили на пол, и совершали «убеление». От шока и боли, люди впадали в беспамятство, а когда приходили в себя, их ожидал «неприятный сюрприз».

Иногда на операции шли от безысходности. Некоторые богатые скопцы выкупали крестьян из крепостного состояния у особо «злых» господ. Когда терпеть уже было невмоготу, крестьянин шел к скопцам, и письменно обещав, что примет их верование, выкупался у хозяина.

Третий способ – один из самых часто используемых, хотя и требующий более долгого времени. Богатые скопцы ссудою денег или предложением каких-либо выгодны“ торговых сделок втягивали нуждающихся в долговые обязательства. Причем, материальные средства своего должника скопцы, конечно же, очень хорошо знали, ведь на то и был расчет. За неуплату долга в срок, их не наказывали, а терпеливо ждали того, когда сумма будет настолько велика, что человеку нечем будет отдать никогда в жизни. После этого, должнику предлагается на выбор одно из двух: или уплатить долг или вступить в секту и получить прощение долга. Ни для кого не секрет, что выбирали чаще второе. Особенно этот способ был распространен в Тамбовской губернии.

Четвертый способ – наем или покупка детей для услужения господам. Чаще всего это были мальчики, которых в отроческом возрасте скопили. Были случаи, когда детей насильно «убеляли»; были и другие сами желавшие этого. Так, например, известен случай, когда одна 10ти летняя девочка на суде заявила, что по достижении совершеннолетия непременно намерена оскопиться. Были случаи, когда дети в малом возрасте, попав в секту, сами себе наносили признаки «убеления».

Пятый способ – насильственного оскопления человека в бесчувственном состоянии. Чаще всего, оскопление производилось во время «накачивания» кандидата одурманивающим питьем, усыпительной водицей, просто вином и другими наркотическими средствами. Некоторые скопцы утверждали, что их связывали полотенцами или вожжами.

Шестой способ – оскопления всей семьи скопцами–родителями или родственниками. Данный способ также активно использовался. Нередко, родители систематически избивали своих домашних, с целью склонить вступить в секту.

Таким образом, видно, что скопцы на пути пропаганды скопчества не останавливаются ни пред какими средствами, только достичь желаемой цели. Поэтому, если цель оправдывает средства, то скопцы ни мало не стесняются совершать любые преступления, главное достичь желаемого. Попавшись в руки правосудия по доносу кого-либо, скопцы жестоко потом мстят доносчику через свои дружественные сети, и нередко доводит его до нищеты. Примеры скопческой мстительности поражают. Есть примеры, когда, донесшему на скопцов, потом приходилось жить в другом городе, под чужим именем и с фальшивым паспортом. Таким образом, подводя итог вышесказанному, преступность скопческой секты и вредное значение ее для общества и государства не могут подлежать сомнению. Политический же оттенок, присущий ей, делает ее еще более опасной для государства.

Читайте далее "Культ секты скопцов"