БРАТ будет жить вечно

БРАТ будет жить вечно Брат, Алексей Балабанов, Сергей Бодров, Русский рок, Философия, Режиссер, Родина, Длиннопост

25 февраля 1959 года в свердловской партноменклатурной семье родился будущий режиссер Алексей Октябринович Балабанов. Отец мальчика работал на «Свердловской киностудии», а мама была директором местного «НИИ курортологии и физиотерапии.

Семья водила знакомство с первым секретарем Свердловского обкома КПСС Ельциным. Позже Балабанов вспоминал, что когда однажды он восьмиклассник приехал с отцом на дачу Юрия Серафимовича Мелентьева, министра культуры РСФСР, и увидел его красавицу дочь Ольгу, то тут же попросил у папеньки её руки. Байка, или это нет я не знаю, но по-моему правда, поскольку в этом поступке был весь Балабанов.

Алексей достаточно рано начал всерьез заниматься английским языком, и после окончания школы легко поступил на переводческий факультет «Горьковского педагогического института иностранных языков».

В 1980 году в числе лучших студентов он проходил стажировку на берегах Туманного Альбиона. Балабанову понравилась простота английских студентов и преподавателей, еще не зараженных тотальной русофобией и откровенно обсуждавших с русскими самые острые темы.

На «островах» рисковый парень, которому предстояло возвращаться еще в брежневский «Союз», посетил концерт скинхедов и познакомился с поп-рок-исполнителем Гари Глиттером.

Под старость у этого «английского автора песен всех времен» начались ломовые проблемы с законом. В конце 90-х после скандала с хранением детской порнографии Гари отлучили от музыки. В 2006-2008 году музыкант отбыл срок во вьетнамской тюрьме за домогательство к детям. В начале 2015 года английский суд приговорил 71-летного педофила к 16 годам тюрьмы за изнасилование, домогательства и сексуальную связь с девочками, не достигшими 13 лет. В феврале 2023 года Глиттера выпустили из тюрьмы под подписку об освобождении, а спустя месяц вернули обратно в камеру за нарушение условий освобождения.

Забавно, но помимо коллекции музыкальных пластинок Алексей привез в Союз внезапно вспыхнувшую страсть к кинематографу. Теперь после просмотра каждого фильма он записывал свои впечатления в «зрительский дневник».

Например, после михалковских «Пяти вечеров» в его заветной тетради появились такие строчки: «Вчера поздно вечером Одесса показывала «Пять вечеров», но писать я уже не стал. Я после него себя очень нехорошо ощущал. Появилась мрачность и меланхолия. Но фильм мне очень понравился. Но на этот раз мне показалось, что в нем есть ряд технических недоработок, а может быть, просто копия была уж очень затертой. Я слышал, что его сделали очень быстро, в перерыве между съемками «Обломова». Только вчера обратил внимание, что там играет Адабашьян. Интересно было на него посмотреть. Мне почему-то не хочется писать свои впечатления о фильме. Наверное, это следует делать сразу после просмотра, пока живо впечатление».

В 1981-1983 году он в звании лейтенанта служил в 339-м военно-транспортном авиационном полку. Борт-переводчик Балабанов летал в Африку, на Ближний Восток и в Афганистан. Из «ДРА» их экипаж доставлял в «Союз» печально знаменитый «Груз 200». Последние три месяца Алексей дослуживал в «Военно-морском флоте», причиной перевода стал рассказанный в общей компании политический анекдот. Благодаря ВМФ кинорежиссер на всю оставшуюся жизнь полюбил тельняшку, в которой его и похоронили.

После армии Алексей четыре года работал ассистентом режиссера документальных фильмов на «Свердловской киностудии».

В 1985 году Балабанов за несколько ночных часов написал сценарий и снял в ресторане свой первый игровой фильм «Раньше было другое время». Вместе с простыми посетителями «кабака» в картине сыграли Вячеслав Бутусов и группа «Nautilus Pompilius». Рок-музыка и непрофессиональные актеры станут отличительными фишками режиссера Балабанова.

Интересно, что в «Брате» он хотел снимать Гребенщикова, Шевчука и Кинчева, а когда те отказались вновь пригласил Бутусова.

В 1990 году он закончил «Высшие курсы сценаристов и режиссёров» по специализации «авторское кино».

В 1991 году Балабанов пригласил на главную роль в своей картине «Счастливые дни» не известного широкой публике 40-летнего актера Виктора Сухорукова. Эта встреча была судьбоносной для одного и для другого, кто на кого из них повлиял больше стается только гадать. Фильм высоко оценили отечественные кинематографисты и критики.

В 1994 году режиссер снял в Выборе картину «Замок» по одноименному роману Франца Кафки. К концу работы над проектом Балабанов предложил продюсерам свой сценарий фильма «Про уродов и людей», но те оказались не готовы спонсировать съемки «артхаусной картины».

Вместо того чтобы опустить руки режиссер сделал прославившего его «Брата» с Сергеем Бодровым и Виктором Сухоруковым в главных ролях. Три дня писался сценарий, месяц стучала кинохлопушка, а в результате «Брат» стал самым народным российским фильмом, и остается таким до сих пор.

На съемках Алексей серьезно подружился с Сергеем Бодровым, гениально исполнившим роль Данилы Багрова. Впервые Балабанов увидел Сергея в 1996 году в фильме «Кавказский пленник», снятым его отцом Бодровым-старшим. Наблюдая на экране за жизненными перипетиями рядового Ивана Жилина, режиссер интуитивно понял, что в следующей его картине этот парень будет играть главную роль.

«Брат» как бы продолжает идею «Кавказского пленника». Жилин в образе Данилы Багрова возвращается с войны, воскрешенным человеком, побывавшим в царстве смерти.

В 1997 году фильм получил 15 кинонаград.

16-я догнала «Брата» в 2023 году, когда на радиостанции «Нашего радио» она победила в номинации «Наше кино».

В 1998 году Балабанов исполнил давнишнюю мечту сделав кино «Про уродов и людей». Фильм, стилизованный под немое кино и снятый на черно-белую пленку публике впервые показали на 51-м Канском кинофестивале в программе «Двухнедельник режиссеров». В этой работе, как и во всех своих картинах Балабанов, пригласил зрителей степенно погрузиться в бочку нечистот. При этом еще до полного «заглубления» человек начинает смотреть на происходящее, на экране глазами режиссера и постепенно осозновать, что мир соткан из крайностей, в которые бросается большинство людей.

В 2000 году Алексей Октябринович выпустил долгожданный криминальный боевик «Брат-2». Как и большинство его картин «Второй брат» провалился в прокате, но со временем получил оглушительный успех у телезрителей.

Виктор Сухоруков приходил к Балабанову с идеей о съемках «Брата-3». По задумке актера бывший киллер Виктор Багров отбывая наказание в южно-калифорнийской тюрьме скорешился с мексиканцами из могущественной американской банды «La Eme». Новые друзья помогли безбашенному русскому совершить побег.

Виктор прибыл в Россию морем. Дождавшись удобного момента, беглец высунул голову из бочки эксклюзивного машинного масла, белозубо улыбнулся и сказал: «Я там не остался! Я там не остался! Я буду здесь жить!». Балабанов отклонил идею Сухорукова, хотя вплоть до самой смерти на вопрос будет ли сниматься «Брат-3» отвечал: «Поживем - увидим».

В 2000 году мастер получил от инфернальных сил первую черную метку, это жуткое событие произошло с ним на съемках фильма «Река».

20 ноября на 82-м километре трассы «Умба-Кандалакша» Балабанов с женой и пятилетним сыном попал в автомобильною аварию, все они, получив ранения разной степени тяжести, остались живы, но погибла Туйара Свинобоева, главная актриса в «Реке». Балабанов сразу же открестился от завершения картины, и только спустя 2 года после трагедии используя отснятый материал, выпустил короткометражку с одноименным названием.

В 2002 году режиссер сделал «Войну» в которой Алексей Чадов сыграл сержанта Ермакова, а Сергей Бодров капитана Медведева.

В июле-сентябре 2002 года в «Кармадонском ущелье» Сергей Бодров снимал свой второй фильм «Связной». 20 сентября сошедший с гор ледник «Колка» забрал жизни 125 человек, в том числе 42 мужчин и женщин, входивших в съемочную группу Бодрова.

Известие о гибели Сергея и его ребят Балабанов расценил как второе предупреждение, полученное от судьбы. Режиссера долго тяготила мысль, что он лично попросил некоторых членов своей съемочной группы помочь Бодрову на съемках «Связного».

Три года Алексей Октябринович отходил от пережитых потерь. Позже он рассказывал, что должен был в тот роковой день помогать Сергею на съемках, но не смог приехать в Северную Осетию из-за какой-то как ему тогда показалось дурацкой накладки. Иногда приняв изрядную дозу водки Балабанов, утверждал, что на самом деле его давно нет в мире живых, 20 сентября 2002 года он умер вместе с Сергеем Бодровым.

В 2005 году режиссер развеселил зрителей «Жмурками», несмотря на название, этот гангста-боевик оказался для мэтра глотком живой воды. Трагикомичный фильм-насмешка не только получил хорошие кассовые сборы, но и зрительскую любовь, которая, судя по рейтингам, не затухает и поныне.

Спустя год после «Жмурок» на экраны вышла мелодрама-комедия «Мне больно». Фильм не понравился критикам и оставил безразличие в душах зрителей. Позже кто-то из профессионалов киноиндустрии написал, что фильм-обманку нужно смотреть под определенным для него Балабановым углом зрения и тогда картина реально зацепит.

В 2006 году Алексей Октябринович написал сценарий, по которому сделал «Груз 200» триллер о распаде красивейшей страны и погублении миллионов душ советских людей. Тяжелую для восприятия картину сначала не пустили на Канский кинофестиваль, а потом и в российский прокат.

Премьера «Груза» состоявшаяся летом 2007 года у четверти зрителей вызвала восхищение идеей, мастерством режиссера и игрой актеров, большинство же с трудом сдерживало рвотные позывы. Французская пресса задавалась вопросом, не попробует ли в следующий раз месье Балабанов запечатлеть на кинопленке реальные муки и смерть «добровольца» лицедея?

Алексей Полуян сыгравший в картине маньяка Журова скрывавшегося под личиной капитана милиции рассказал, что после премьеры его в Питере просто чудом не порезали на ремни агрессивные парни, решившие отомстить киноподонку за мучения главной героини Анжелики. Актеру удалось успокоить размахивающих «тесаками» кинозрителей, убедив их что в «Грузе 200» он всего лишь делал свою работу, и, судя по тому, что его хотят его грохнуть, он добился максимального результата.

Кинокритики, как профессионалы, так и любители сошлись в одном «Груз 200» это черная комедия снятая режиссером в стиле «Техасской резни бензопилой».

В 2008 году Балабанов по сценарию Сергея Бодрова экранизировал булгаковские «Записки юного врача» объединив их с рассказом «Морфий». Сегодня 90% зрителей рекомендуют этот фильм, к просмотру называя его мастерски снятым фильмом-биографией Михаила Булгакова.

В 2010 году Алексей Октябринович за три недели сделал «Кочегара», съемки проходили в квартире режиссера и котельной кронштадтской мореходной школы, где работал «Якут» бывший майор-афганец, получивший за ратные подвиги Золотую Звезду Героя. «Кочегара» называют биографической картиной автора, полной тоскливой лирики сотканной из молчаливых слов, и говорящих букв. Фильм собран по очень сложному и одновременно простому кино-чертежу, позволяющему зрителю балансировать на грани балабановской гениальности и его же безумия.

В 2012 году мастер швырнул в публику драму «Я тоже хочу» ставшую его кинематографической эпитафией напоминающей зрителям, что рано или поздно каждый из нас предстанет перед Господом.

В фильме Бандит, Алкоголик, Музыкант, Старик и Проститутка пускаются в дальний путь, стремясь найти призрачную «Колокольню Счастья». На пути путники встречают мальчика провидца, который говорит что башня примет Музыканта, Бандита она не пропустит, а Алкоголик сам не захочет идти дальше, опасаясь отказа. Старик и Проститутка остаются в неведение своей судьбы.

Когда внезапно Старик умирает, Алкоголик остается его хоронить, остальные герои продолжают свой путь и на рассвете выходят к «Белоснежной Колокольне». Перед Музыкантом и Проституткой открываются солнечные двери, и они радостно входят в свое СЧАСТЬЕ, а вот Бандита башня внутрь не пускает.

Неподалеку от отвергнувшей его «Колокольни» Бандит встречает незнакомца, представившегося Кинорежиссером, которого играет сам Балабанов.

Режиссер предлагает Бандиту сходить в Храм вдруг им подфартит, и прямо от алтаря их возьмут в СЧАСТЬЕ. Церковь остается глуха к мольбам искателей «СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО» , они вновь возвращаются к звоннице и неожиданно Режиссер умирает на ее пороге.

Внезапно Бандит осознает, что смерть и является для человека истинным СЧАСТЬЕМ. С криком «Я ТОЖЕ ТАК ХОЧУ», он бросается к двери и падает замертво.

Премьера картины состоялась 6 сентября 2012 года, а 18 мая 2013 года 54-летний Алексей Октябринович Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности.

«Колокольня Счастья» показанная в последнем фильме режиссера, обрушилась на 40-й день после его смерти.

Одни считают Балабанова националистом, другие русофобом, третьи западником, четвертые славянофилом. Кто-то говорит о том, что он святой, в то время как его оппонент с пеной у рта доказывает, что на этом грешнике в Аду и пробы ставить будет негде.

Сам же великий режиссер всегда хотел снимать кино о своей многострадальной Родине. Вышедший из потерянного поколения, он создавал депрессивные фильмы, с умной поэзией и музыкой лучших отечественных рок-групп.