23

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик»

После вступления в строй эсминцев типа 1936 стали понятны реальные слабые стороны этого проекта: ненадёжная силовая установка, неудовлетворительный запас хода, повышенный расход пара на вспомогательные механизмы, слабые средства ПЛО, высокая аварийность и частый выход из строя различных узлов, например, вентиляционной и водоотливной систем. Поэтому уже в 1937 году конструкторы внесли в проект 1936 ряд существенных изменений. В 1938 году на верфи компании Deschimag A.G в Бремене был заложен первый из восьми планируемых эсминцев нового типа, получившего обозначение «Тип 1936А».

После того, как практически все эсминцы 1936 типа были потеряны во время операции «Везерюбунг», уже в ходе строительства в проект 1936А внесли ряд модификаций с учетом полученного боевого опыта. Поэтому все эсминцы этого типа получили неофициальное название «тип ”Нарвик”», хотя имён не имели и являлись номерными — с Z23 по Z30.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Немецкий эсминец Z-39 типа 1936А (Mob) в Бостоне, 12 сентября 1945 года

Из-за внесения изменений в конструкцию, а также нехватки стратегических материалов сроки вступления серии в строй затянулись. Головной корабль, получивший бортовой номер Z-23, был спущен на воду уже в конце 1939 года, а вступил в строй только в сентябре 1940 года. Последний из эсминцев этого типа — Z-30 — был принят на вооружение Кригсмарине в ноябре 1941 года.

Описание конструкции

Корпус этой серии практически без изменений перешел с типа 1936. Он выполнялся цельносварным, с многочисленными водонепроницаемыми продольными и поперечными переборками, повышавшими живучесть, «атлантическим» форштевнем и уменьшенной высотой надстройки и дымовых труб для снижения вертикальной массы. Дополнительно форштевень обзавелся скуловыми килями и специфическим подводным носовым бульбом для снижения нагрузки на несущие элементы. Незначительное увеличение длины и ширины корпуса позволило улучшить остойчивость корабля и его мореходные качества.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

ТТХ и идентификационные параметры эсминцев типа 1936А («Нарвик»), изданные отделом Военно-Морской разведки Военно-морского министерства США

В качестве энергетической установки использовались шесть высоконапорных котлов Wagner, сгруппированных попарно. Котлы были доработаны с учетом недостатков, выявленных при эксплуатации на эсминцах типа 1936. Управление котлами производилось автоматической системой Ascania, что позволило значительно повысить надежность их работы в различных условиях, а также сократить количество матросов в вахте до 3 человек на 1 котельную.

Проектная суммарная мощность энергетической установки составляла 70000 л.с., но на короткое время ЭУ позволяла развить мощность в 78000 л.с.

На ходовых испытаниях эсминцы показали проектную скорость в 36 узлов. В дальнейшем в открытом море максимальная скорость не превышала 33-34 узла, так как иначе корабль начинал зарываться носом в волну.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Разрез эскадренного миноносца Z-32 типа 1936A (Mob). Копия подлинного чертежа, датированного 24 апреля 1942 года

Главной проблемой эсминцев 1936 серии являлась недостаточная автономность, составлявшая фактически 2,5 дня, а также дальность плавания не более 2000 миль. Именно поэтому и были потеряны практически все корабли этого типа — чтобы увеличить вместимость, запас горючего в баках был снижен. Эсминцам просто не хватило топлива, чтобы уйти от британских кораблей. Повышение надёжности энергетической установки позволило поднять фактическую автономность до 4 суток, но дальность плавания осталась на прежнем уровне в 2000-2500 миль при крейсерской скорости в 19 узлов. Этого вполне хватало для действий в Баренцевом и Балтийском морях.

Вооружение

С целью увеличения огневой мощи было принято решение установить вместо 127-мм орудий более мощные орудия ТВК С/36 калибра 150 мм с длиной ствола 48 калибров и дальностью стрельбы в 118 кабельтовых (почти 22 км).

Одно орудие устанавливалось в носовой части в облегчённой одноорудийной установке. Его угол возвышения составлял +30° против +65° у LC/38, практическая скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту. Еще три таких орудия размещались на корме и полубаке.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Орудия главного калибра эсминца Z-29. После капитуляции Германии корабль был передан США. Причал Бремена, 6 июня 1945 года

В 1942 году все эсминцы в серии были модернизированы. На носу установили спаренную башенную установку, являющуюся облегчённой модификацией крейсерских башен. Благодаря достаточно высокому углу возвышения она позволяла вести огонь по самолетам, но практическая скорострельность 7-8 выстрелов в минуту и ручное заряжание не позволяли использовать главный калибр в качестве полноценных орудий ПВО. К тому же башня существенно утяжеляла носовую часть, что приводило к ухудшению мореходности и «зарыванию» эсминца носом в волну.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Носовая орудийная башня эсминца Z-39. Фото сделано после капитуляции Германии. Бостонская верфь, август 1945 года

Для защиты от авиации на спонсонных площадках за второй трубой с каждого борта располагалось по одной спаренной лафетной установке с 37-мм зенитными полуавтоматами SKC/30, имевшими угол возвышения 85°. Реальная скорострельность установки достигала 80-90 выстрелов в минуту. А отдельные системы гидростабилизации люльки и орудия обеспечивали высокую точность стрельбы даже в условиях сильной бортовой или килевой качки.

ПВО ближнего радиуса была представлена 10 одноорудийными 20-мм автоматами С/30, на тот момент бывшими одними из лучших в мире лёгких зенитных орудий. По своим параметрам (дальность, скорострельность и точность стрельбы) С/30 уступала только швейцарской артиллерийской системе «Эрликон».

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Кормовой торпедный аппарат эсминца Z-39. В 1943 г. посты торпедистов на германских эсминцах сделали закрытыми и оснастили сферическими куполами из оргстекла.

В центральной части устанавливались два четырёхтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата. Стрельба производилась парогазовыми торпедами типа G7a. Штатный боекомплект составлял 16 торпед, но в реальности зачастую 8 торпед находились в боевом положении и готовыми к стрельбе. Еще 4 торпеды оставались в хранилище.

Каждый эскадренный миноносец мог привлекаться к постановкам минных заграждений и принимать на борт 74 стандартные якорные мины с магнитным (EMF) или контактным (ЕМС) взрывателем. Также в комплект вооружения могли входить специальные ложные мины типа EMR и противотральные буи, предназначенные для борьбы с тральщиками противника. Постановка производилась с расположенных в корме минных рельсов. Впоследствии из-за необходимости усиления средств ПВО количество принимаемых мин ограничили до 42 штук.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Мины на палубе немецкого эсминца

Для борьбы с субмаринами на каждом эсминце имелась гидрофонная станция с двумя антеннами, а также глубинные бомбы. Сброс бомб мог производиться либо с помощью расположенных на палубе четырёх бомбомётов, либо с двух кормовых бомбосбрасывателей. Стандартный боекомплект составлял 30 малых глубинных бомб.

Боевое применение

Все эсминцы типа 1936A были сведены в 8-ю флотилию эсминцев «Нарвик» и активно участвовали в боевых действиях на Балтике, в Арктике, в Северном море, а также у побережья Франции и Норвегии. Несмотря на некоторые недостатки, они показали очень высокую эффективность. По весу залпа тип 1936А превосходил однотипные советские эскадренные миноносцы проекта 7У, британские типа J и K, а также французские «Ле Арди».

Кроме того, зенитное вооружение немецких эсминцев было одним из лучших в своем классе, что позволяло эффективно обороняться от налётов авиации. Это было продемонстрировано в июне 1941 года. Эсминцы Z-23 и Z-24 были атакованы британскими торпедоносцами неподалеку от Шербура и смогли сбить несколько самолётов, сами не получив ни одного повреждения.

Не последнюю роль сыграла и высокая живучесть. В январе 1944 года Z-25 наскочил на донную мину в бухте Данцига. Хотя взрыв был достаточно сильный, удачная конструкция с водонепроницаемыми переборками позволила сохранить плавучесть корабля, и он отделался лёгким ремонтом повреждённых отсеков.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Эсминец Z-25 и миноносцы в норвежских водах. Фото сделано с борта линкора Tirpitz в марте 1942 года

За годы своей службы эскадренные миноносцы проекта 1936А привлекались к охране тяжёлых крейсеров, ставили минные заграждения на Балтике и в Северном море, а также участвовали в атаках на арктические конвои, в частности, на печально известный конвой PQ-17.

Из 8 построенных единиц 5 были потеряны в боях. 29 марта 1943 года во время атаки на конвой PQ-13 огнём британского лёгкого крейсера «Тринидад» был потоплен эсминец Z-26. Британские артиллеристы накрыли его залпом 152-мм орудий главного калибра, и после попадания ниже ватерлинии немец быстро пошёл ко дну.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Эсминец Z-23 в походе. Самолёт на фото — предположительно Heinkel He 115

28 декабря 1943 года британские лёгкие крейсеры «Глазго» и «Энтерпрайз» перехватили в Бискайском заливе высланные навстречу прорывателю блокады «Альстеруфёр» эсминцы 8-ой флотилии и миноносцы. Несмотря на превосходство в количестве орудий, более мореходные и защищённые крейсера смогли потопить два немецких миноносца, а также Z-27. Еще один эсминец — Z-24 — получил повреждения энергетической установки ещё до боя.

Z-23 находился на ремонте в верфи Ла-Паллисе. В августе 1944 года порт подвергся налёту британской авиации, и стоящий в доке корабль получил несколько прямых попаданий авиабомб. В результате его дальнейший ремонт был признан нецелесообразным, поэтому эсминец был выведен из состава флота.

24 августа 1944 года в устье Жиронды попал под авиационный налёт и Z-24. Он был атакован британскими штурмовиками «Бристоль Бофайтер». Получив три попадания 350-кг авиабомб подряд, эсминец затонул на следующий день.

Последним погиб Z-28. В марте 1945 года его потопили британские бомбардировщики.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Немецкий эсминец Z-25 типа 1936А в норвежском фьорде

Оставшиеся эсминцы после окончания войны были переданы союзникам и вошли в состав их флотов. По условиям мирного договора Великобритания получила два эсминца. Z-25 в 1946 году передали Франции, где он вошел в строй под названием Hoche. А Z-30 использовался, как плавучая мишень, и был уничтожен во время одного из испытаний. Отошедший США Z-29 ввиду ненадобности был затоплен в Дании.

Боевой путь немецких эсминцев типа «Нарвик» Проект, Эсминец, Мины, Миноносец, Военная техника, Корабль, Вторая мировая война, Военная история, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей