Бендер, или Туда и обратно

«Двенадцать стульев» – один из страшнейших романов русской литературы. История постепенной и неуклонной деградации Бендера, Воробьянинова и отца Фёдора, вызванной истинно дьявольским искушением сокровищами мадам Петуховой. Обратите внимание: в романе нет ни одного мало-мальски положительного персонажа, способного вызвать если не симпатию, то хотя бы жалость. Не люди, а уродливые хари вроде гоголевских помещиков. Мотив соблазна сокровищем тоже, к слову, очень гоголевский: достаточно вспомнить «Вечер накануне Ивана Купалы». Но у Ильфа и Петрова всё тоньше: нет никакого зловещего искусителя-Басаврюка, да и троица кладоискателей – никак не доверчивый Петрусь. И, разумеется, сокровища, которыми манит дьявол, призрачны: Отец лжи никогда не выполняет своих обещаний. В итоге, все трое героев гибнут, каждый по-своему, а клад, в полном соответствии с христианским вероучением (пусть и большевистского извода) достаётся тому, кому он совершенно не нужен.


«Золотой телёнок» - книга совершенно другая. Заметьте, смерть и воскрешение, кажется, не наложили на Бендера никакого отпечатка: он всё тот же Великий Комбинатор, аферист и жулик. Меняется фон, на котором разворачивается действо. Героев «Золотого телёнка» искренне жаль. Жаль несчастного и нелепого старика Паниковского, жаль доброго Козлевича, жаль шарадиста Синицкого, не поспевающего за колеблющейся линией партии – всех, кроме, разве что, «геркулесовцев».


Однако главное отличие заключается в том, что в «Золотом телёнке» у Бендера появляется антагонист, персонификация абсолютного зла. Именно Корейко, а не опереточный булгаковский Воланд – настоящий сатана. Зло как таковое: скучное, серое и посредственное, лишённое всякой привлекательности. И заметьте: зло бесплодное и бессильное, поэтому-то Корейко и не может воспользоваться своими миллионами. Бендер говорит, что после знакомству с Корейко потерял веру в человечество – но нет, в действительности он потерял веру во зло. В Корейко Остап видит своё будущее – будущее настолько страшное, что это видение всерьёз меняет всё его мировоззрение. Именно после обретения заветного миллиона начинается внутреннее борение Бендера – и именно благодаря этому борению на пути Великого Комбинатора возникают люди, встреча с которыми ранее была просто немыслима. Вернее сказать, раньше он просто был не способен их замечать. В романе появляются сугубо положительные персонажи вроде комсомольцев в поезде или Зоси Синицкой со своим Фемиди. Однако проклятая «тарелочка» (получившая, наконец, материальное воплощение в виде массивного золотого блюда) продолжает тянуть Бендера на дно. И лишь после того, как румынские пограничники избавляют Остапа от этой обузы, он выбирается на советский берег Днестра (вполне аналог крестильной купели) со своим знаменитым «Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придётся переквалифицироваться в управдомы».


И это – хэппи-энд. Победа Остапа, знаменующая его возвращение в мир нормальных людей, потому что быть управдомом, конечно же, гораздо лучше, гораздо этичнее, чем быть Великим Комбинатором.