Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Базар-планета. Оскал глобализма. Часть 1

Пояснение к статье

Данная статья является логическим продолжением статьи «Страна-бензоколонка. Россия – сырьевой придаток?», ознакомиться с которой вы можете по ссылкам ниже:


Страна-бензоколонка. Россия – сырьевой придаток? Часть 1.

Страна-бензоколонка. Россия – сырьевой придаток? Часть 2.


Здравствуйте, уважаемые читатели!


В комментариях к предыдущей статье мне справедливо напомнили, что, вообще-то, западные страны обладают важным преимуществом перед остальными – у них есть технологии. Высокие технологии, которые разрабатывались сильными коллективами, созданными благодаря научным школам с высокими традициями. И вот благодаря этим технологиям и произошел такой перекос в разделении труда – каждый делает, что умеет. Если есть у тебя навыки создания всяких крутых современных штуковин, то ты их создаёшь и можешь продавать по высоким ценам. А нет у тебя таких навыков – торгуй дешевыми ресурсами и радуйся вообще-то, что тебе дали доступ к мировому рынку, где ты можешь купить высокотехнологичную продукцию, пусть и дорого.


Геокапитализм


Бесспорно, пальма технологического первенства сейчас принадлежит Западу. Вот только в современном мире богатство экономических систем создаётся не за счет высоких технологий. Они, технологии, обеспечивают базу для создания богатств в будущем. Сегодня же богатство формируется за счет огромных объемов производства товаров широкого потребления. И технологии производства таких товаров сегодня чем-то уникальным не являются и, в целом, доступны всем. Самыми богатыми компаниями с наиболее узнаваемыми брендами являются производители продовольственных товаров, одежды, мебели и т.д. А компании, производящие, скажем, композитные материалы для обшивки космических кораблей известны только узкому кругу специалистов. Современная экономика – это экономика зубочисток, а не нанотрубок.


Зайдите в любой магазин и посмотрите, где производятся товары, которые стоят на полках. В большинстве своем страной производства будет Россия (особенно для продовольственных товаров и бытовой химии). А теперь посмотрите, кто производитель этих товаров, и кто его материнская компания. Боюсь, вы будете неприятно удивлены. Огромное количество известных всем нам локальных брендов принадлежат крупным транснациональным компаниям.


* В качестве примера приведу производителей соков:


Добрый – Coca Cola.

Любимый сад - Вимм-Билль-Данн.

Моя семья - Coca Cola.

Да! - Coca Cola.

J-7 – PepsiCo.

Rich - Coca Cola.


Только Сады Придонья, да Фруктовый сад остаются независимыми пока еще.


В сухом остатке выходит, что выращиваем фрукты и ягодки мы сами, на отечественных плантациях, перерабатываем их и превращаем в сок тоже сами, на заводах в России, покупаем и выпиваем этот сок опять же сами здесь, у себя, а прибыль от всех этих процессов забирает иностранная компания.


* Ну, это, если сделать допущение, что сок из фруктов делается, ха.


Я здесь хозяин


Чем же так полезна для наших сугубо внутренних процессов иностранная компания? Она, может быть, технологии какие-то суперсовременные по отжиму соков предоставляет? Может, какие-то разработки уникальные проводит? Да ни хрена – нет ничего уникального и высокотехнологичного в производстве сока. Получается, что материнская компания, не предоставляя каких-либо значимых и труднозаменяемых компетенций, просто забирает себе все дивиденды от процессов, её участие в которых, собственно, и не требуется. Почему такая схема продолжает существовать? Мы (да и не только мы) что, совсем тупые и не видим, как нас нахлобучивают?


Кодекс надо чтить


Всё дело в правилах. Существуют давно принятые и устоявшиеся нормы международной торговли и инвестиций. Когда научно-технический прогресс довёл страны до ручки до такой ситуации, при которой они не могли самостоятельно производить весь спектр товаров, потребность в которых диктовалась обществом, в этих странах появился запрос на разделение труда. На международное разделение труда. Типа, давайте, вы будете шить дофига кроссовок, а мы сколотим гору стульев. А потом излишками поменяемся.


И вот, чтобы процессы международного обмена не приводили к ценовому перекосу (импортные товары стоят просто пиздец сколько, а отечественные чуть больше, чем нихуя), страны договорились о неких общих для всех правилах игры. Правила эти обширны и разнообразны, включают в себя всякие торговые пошлины, налогообложение, вопросы субсидирования и кучу прочих, но основная их цель – отечественные компании на внутреннем рынке не должны в своей деятельности иметь существенных преимуществ перед иностранными.


На первый взгляд, это выстрел себе в жопу, но на самом деле тема оказалась полезной. Так как эти правила действовали повсеместно, потеря преимуществ для отечественных компаний на внутреннем рынке компенсировалась потерей преимуществ иностранных компаний уже на их внутренних рынках. В итоге, это поставило всех в примерно равные условия. И международная торговля расцвела.


Вот только догоняющим странам это не принесло процветания – внутренние барьеры рухнули, пустив иностранцев в свой огород, а на внешние рынки технологичные компании выйти не могли… потому что их просто не было. В такую неприятную ситуацию попала и Россия.


О том, кто виноват, и что делать, поговорим в следующей части.