Балет отдыхает или следи за своим весом!

Ага, вес важен не только для инстадив и фитоняшек. Брутальные дальнобойщики как заправские приверженцы ЗОЖ следят за весом своим фур. Потому что ни-ни. Перегруз для перевозчика - это проклятье страшный сон и кошмар. Ведь штрафы могут достигать сотен тысяч рублей.


Автоматические рамки и привычные стационарные посты весового контроля напоминают хитроумные ловушки из фильмов ужасов. Причем кошмарят всех: от мелких ИП до федеральных ТК.


Давайте разбираться, что за штрафы грозят нарушителям веса, насколько часто возникают ошибки при определении виновности и есть ли способ это оспорить. Поехали!


Книга плача


В КоАПе РФ санкции за перегруз и нарушение габаритов выделены в отдельный раздел. При беглом изучении даже сумма штрафов внушает уважение - средний чек от 100 000 рублей и выше.


Перечень основных штрафов закреплен в статье 12.21.1 КоАП РФ:


Если превышен лимит допустимой массы, но менее чем на 2%, то штрафа не будет;


А вот превышение допустимой массы на 2-10% влечет за собой штраф для водителя в размере 1 000-1 500 рублей, а для должностного лица уже 10 000 - 15 000, юридическое лицо будет наказано на 100 000 -150 000 рублей. Нарушение зафиксировали рамки АПВГК? Штраф в размере 150 000 рублей владельцу ТС;


Нарушение допустимой массы на 10-20%: водитель будет оштрафован на 3 000 -4 000 рублей, а должностное лицо на 25 000 - 30 000 рублей, соответственно юридическое лицо на 250 000 - 300 000 рублей. “Письмо счастья” от АПВГК будет содержать штраф в размере 300 000 рублей владельцу ТС.


Допустимая масса превышена на 20-50%: водитель будет наказан на 5 000 -10 000 рублей, должностное лицо на 35 000 - 40 000 рублей, юридическое лицо “попадет” на 350 000 - 400 000 рублей. Привет от рамок АПВГК - 400 000 рублей владельцу ТС.


Такое ощущение, что это текст рекламы новогодней лотереи.


За что?


Для забывчивых или любопытных статья 12.21.1 КоАП РФ:


“Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства <...> с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении”

То есть штраф влечет как и общее превышение веса ТС, так и нарушение нагрузки по осям. Механизм взвешивания применяется к каждой оси, и если произошло небольшое смещение при плохом закреплении, то наказания не избежать.

Балет отдыхает или следи за своим весом! Закон, Штраф, Дальнобойщики, Фура, Авто, Дорога, Работа, Длиннопост

А как нормально?


Разрешенные нагрузки на ось зависят как типа дорожного полотна, так и от трассы. К примеру, на федеральных магистралях - 10 или 11,5 тонн. Вообще же таблицу с конкретными параметрами для осей можно посмотреть тут, на сайте Росавтодора. А уточненную таблицу для сближенных осей можно глянуть вот тут, в приложении к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.


На определенных дорогах нагрузка на ось должна быть в пределах 6 тонн. Обычно это муниципальные и районные дороги. Более точно можно узнать на ресурсах местных упрдоров.

Влияет на ограничения по весу и сезонность. Например, весной лучше следить за информацией о сроках и условиях при закрытии местных трасс.


Ответственность


Для этого заглянем в ч.12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта:


“...юрлица и ИП, осуществляющие погрузку груза в ТС, не вправе превышать допустимую массу груза и нагрузки по осям. За это им грозит такая же ответственность, как и владельцам грузовых автомобилей – в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ.”

Но грузоотправитель рискует лишь в том случае, когда у контролирующих органов есть о них сведения. То есть это больше про мобильные и стационарные пункты взвешивания. Более того, если копать дальше, то рано или поздно чиновники столкнуться с договорами на оказание логистических услуг, где черным по белому написано, что за все и про все отвечает пе-ре-воз-чик.


Очень часто грузоотправители могут пойти на встречу и взвесить фуру на своих весах. Но тут 2 варианта: либо грузовик в рейс не пойдет, либо пойдет, но без ТТН. Мол, риск - дело добровольное. Поэтому штрафы за обнаруженный перегруз очень редко, когда доходят до отправителя. А если и доходят, то очень поздно. Ведь основной борьбой с чиновниками занят перевозчик, а там уже и выходят сроки давности привлечения к административной ответственности.


Как быть?


Перевозчик имеет право на обжалование штрафа в ЦАФАП, это если срок обжалования еще не закончился. Есть даже шанс, что ответственность несет грузоотправитель.


Так, в 2020 году Верховный суд признал, что в ситуации, когда покупатель товара забирает его самовывозом, то за перегруз отвечает продавец. Доводы грузоотправителя о виновности перевозчика не будут учтены, так как только грузоотправитель контролирует вес отгружаемого товара.


Беспредел на взвешивании


Порой техника шалит. Виноваты в этом бывают “шаловливые” ручки техников на стационарном посту. А вот в случае автоматических рамок все гораздо сложнее. Оспорить такие штрафы труднее всего.


На результат фиксации могут влиять как неполадки ПО и самой техники, погодные условия.

Чем доказать свою невиновность? Косвенно найти документы по отгрузке, в которых зафиксировано, что вес был в пределах нормы. Если на месте погрузки были сертифицированные весы можно приложить результаты взвешивания после погрузки перед рейсом. Но это только в теории, 100% гарантии, что это сработает не даст никто.


Если речь идет о стационарных пунктах, то следует внимательно изучать правильность заполнения протоколов об административном нарушении и наличие сертификатов поверки оборудования. Косяк в любом из этих пунктов может привести к отмене наложения штрафа.

В случае, если виноват арендатор ТС, то на стороне владельца стоит п.2. ст. статьи 2.6.1 КоАП РФ:


“ … владельцы транспорта освобождаются от ответственности за нарушения, совершенные арендаторами.”

Тогда важно соблюсти сроки оспаривания штрафа.


Впрочем, пока ситуация со штрафами, которые выписывают рамки противоречивая. Если в Челябинской области власти не признают своих ошибок и заставляют водителей платить, то в Нижегородской области ситуация обратная. В 2018-19 гг. там автоматы намолотили штрафов на рекордный 1 млрд рублей. Однако на дыбы встала местная ТПП, потом местный Минтранс. В итоге, штрафы отменили.


Подытожим, к сожалению, штрафы, которые по идее должны нести воспитательный и профилактический характер все чаще становятся налогами или способом получить “на лапу”. Для их отмены, особенно в неправомерных случаях, водитель тратит чудовищное количество времени и сил. Ему приходится изучать законы и подзаконные акты, составлять жалобы в прокуратуру и иные контролирующие органы, требовать проверки оборудования и подавать в суд для защиты своих интересов.