Автомобильные фары: как ухаживать за ними, минимизировать стоимость их ремонта и избежать покупки новых

Всех приветствую! Я занимаюсь ремонтом автомобильных фар уже несколько лет и за это время подкопил немало опыта в этой сфере. Большинство обращений ко мне однотипны, люди совершают одинаковые ошибки и, соответственно, характер повреждений фар плюс/минус одинаковый. Поэтому и появилась идея поделиться своими знаниями, чтобы люди, далёкие от этой темы, не попадали на дорогостоящий ремонт, а иногда и на покупку фар(ы)

Для начала расскажу, из каких деталей состоит фара:
- стекло (в современных фарах поликарбонат, о таких стёклах и будет в посте)
- корпус
- декоративная маска
- рефлектор или линза (в зависимости от типа оптики)
- источник света - лампа или LED модуль
- проводка и блоки розжига/управления
- вспомогательные органы управления (корректор фары, адаптивная система управления линзой)

Автомобильные фары: как ухаживать за ними, минимизировать стоимость их ремонта и избежать покупки новых Ремонт авто, Фары, Запчасти, Автосервис, Автосвет, Длиннопост, Мобильная фотография

Фото для наглядности

Из всего этого списка сложнее всего восстановить маску фары и рефлектор, потому что новых в продаже их не бывает, только б/у, и зачастую они далеко не в идеальном состоянии. Стёкла и корпуса делают наши "азиатские друзья" (но не все авто!), всё остальное несложно найти б/у, при условии, что авто достаточно популярное

"Забивание" на мелкие ДТП

Большинство повреждений (особенно скрытых) происходит в мелких ДТП. Трудно их разглядеть под бампером, проводкой, бачками, аккумулятором и прочими вещами, ограничивающие обзор не с лицевой стороны. Поэтому, даже при незначительном "тычке", не поленитесь снять бампер, а иногда и саму фару, на предмет повреждений - трещины стекла, корпуса, целостность крепежей. Крепёж иногда ломается в своём основании, заметить такое повреждение бывает достаточно трудно, а попадание влаги через такую трещину бывает чревато дорогими последствиями. На некоторых моделях бампер защёлкивается на крепления, расположенные непосредственно на стекле фары. Вот они страдают чаще других. Иногда стекло под ними начинает растрескиваться даже просто под весом бампера

Какие последствия от таких повреждений:
- деградация хромированных элементов декоративных масок и отражателей
- окисление проводки и систем управления линзой (механизмы поворота линзы, корректор фары), выход из строя блоков и светодиодов дневных ходовых огней (ДХО), блоков розжига (ксенон) и управления светодиодами (led оптика)
- снижение мощности фары вследствие отложения пыли на отражающих элементах и внутренней поверхности стекла

Деградация хрома отражателя

Первые признаки, что фара имеет повреждение - это запотевание после мойки или в дождь и появление грязи внутри. Чем выше находится повреждение, тем более сильно запотевает фара. Вплоть до нескольких миллилитров. Бывают достаточно большие трещины или дыры в фаре в самом её низу, тогда выявить проблему удаётся далеко не сразу. Редко такие фары потеют, так как вода в них не скапливается, а вытекает сразу

При выявлении повреждения необходимо заклеить фару, чтобы исключить попадания в неё пыли и воды. В идеале рекомендую не эксплуатировать авто в дождливую погоду и не посещать мойку до ремонта фары, чтобы не "добить" её внутренности

Ремонт крепежей фары при помощи клея, эпоксидки и прочих материалов

Многие думают, что приклеить на супер клей отломанный крепеж это неплохая идея, но это не так. В процессе эксплуатации на фару действуют нехилые нагрузки от встречного ветра и вибрации двигателя. С вероятностью в 95% такой крепеж снова сломается. Ремонтируют крепежи двумя способами:
- запаять родное (если оно сохранилось) или изготовить заново
- приобрести ремонтное крепление

Пайку необходимо производить таким же материалом, как и корпус фары. На каждом корпусе есть маркировка материала пластика. В основном это полипропилен (РР). Никаких сеточек и прочих посторонних материалов в пайке присутствовать НЕ ДОЛЖНО! Эту работу лучше доверить профессионалам, которые занимаются ремонтом пластиков
Ремонтные крепления предусмотрены не на всех фарах, но если такое имеется, то восстановить крепёж своими силами не составит труда

Пример ремонтного комплекта крепежей

На многих корейских авто крепёж фары съёмный. Его тоже не составит проблем заменить на аналогичный

Применение клея и прочих материалов осложняет дальнейший ремонт и повышает его стоимость. Бывали случаи, что повреждение было сквозное и в него очень щедро налили суперклея, настолько, что пары клея оседали на внутренней поверхности стекла и образовалась "катаракта", которую уже без разбора фары не устранить

Замена ламп

Очень часто мне попадаются фары, с неправильно закреплёнными лампами
Чем это чревато:
- непопадание в расчётный фокус фары, соответственно она будет светить, но не будет освещать дорогу (сместится зона освещения, появятся паразитные засветки)
- лампа может прожечь рефлектор, а в редких случаях и корпус фары
При замене лампы следите за её правильной ориентацией в держателе и фиксацией лампы пружиной в посадочном гнезде. Иногда есть необходимость в подгибании этой пружины для более лучшего прижима цоколя лампы. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАДЕВАТЬ ПЫЛЕЗАЩИТНЫЕ КРЫШКИ! Криво надетые или неплотно закрученные крышки часто слетают и внутрь фары начинает залетать пыль, грязь, вода и насекомые, удалить которые, без разбора фары, уже не получится в большинстве случаев

Промывка фары путём наливания в неё воды, моющих средств, спирта и прочих жидкостей

Такое мне встречалось только однажды. Клиент долго ездил без защитных крышек и решил таким методом почистить фару, вдохновившись роликами в ютубе)
Так вот, так делать КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя! Во-первых, влага никогда не уйдет из фары раньше, чем начнётся окисление внутри неё. В первую очередь на тот свет отправится электрический корректор и хром с различных элементов. Проводка тоже не обрадуется такой процедуре. Во-вторых, конечно это значительно уменьшит количество грязи внутри, но не забывайте о том, сколько там будет разводов и подтёков

Пожелтевшие/потускневшие ДХО

На многих современных автомобилях ДХО реализованы при помощи маленьких, но мощных светодиодов и трубки (световода), которая рассеивает свет от них. Светодиоды светят в торец световода и свет распространяется по всей его длине. Греются данные диоды очень прилично, даже расположены на алюминиевых радиаторах, а световоды расположены довольно близко к ним. Нередко бывает такое, что световоды перегреваются и начинают медленно оплавляться (сделаны они, как и стёкла фар, из поликарбоната). Заметить данный процесс можно по пожелтевшим/потускневшим ДХО. Чем раньше обратиться за ремонтом с данной проблемой, тем проще и дешевле будет ремонт фары

На первом фото исправная фара, на втором с подгоревшим световодом (L-образный)

Стёкла фар

Отдельное внимание хочу уделить стёклам. Чего только с ними не делают и как только не издеваются... Сначала дам рекомендации по новым стёклам, потом расскажу, как поддерживать в рабочем состоянии то, что досталось вам после эксплуатации предыдущими владельцами

Для начала немного информации по ним. Стёкла фар состоят из того же материала, что и компакт диски - поликарбоната. Помните, как быстро они царапались? Именно по этой причине, для защиты от царапин и ультрафиолетовых лучей каждое стекло на заводе покрыто тонким слоем защитного состава. Он очень жёсткий и износостойкий, но нет ничего вечного. Со временем, в процессе эксплуатации он протирается (реже - шелушится). Места протиров довольно быстро начинают тускнеть и желтеть. А под воздействием УФ лучей происходит разрушение поликарбоната и образуются микротрещины

Итак, если вы купили новые фары, а ещё лучше, стали обладателем нового автомобиля, то рекомендую сразу же заклеить их полиуретановой плёнкой. Да, это противоречит ПДД и даже за это предусмотрен штраф, но на моей практике ни у одного клиента или знакомого не возникло каких-либо вопросов по этому поводу. Плёнка никак не влияет на освещение дороги и уж тем более не создаёт никаких помех водителям встречных и впереди едущих авто. Единственное, на что она может повлиять, так это потеря яркости в пределах 1-5% в зависимости от производителя плёнки. Естественно, заметить эту разницу можно только по прибору

Всегда держите стёкла фар в чистоте. Особенно это актуально для линзованных фар. На грязной фаре свет от линзы фокусируется на поверхности стекла и прилично разогревает его, что со временем приводит к образованию микротрещин в нём. В очень редких случаях к оплавлению стекла. А ещё фара с загрязнённым стеклом прилично слепит на дороге! Самый лучший способ помыть фары это бесконтактная мойка. Если обстоятельства и средства не позволяют это сделать, то наберите в бутылку воды и поливая стёкла удалите грязь при помощи щётки для смахивания снега. На тот случай, если щётка у вас отсутствует, то протрите их РУКАМИ. Почему руками - потому что наши руки, в отличии от губок или тряпок не набирают песок и грязь, которые будут служить абразивом и царапать поверхность стекла

Конечно, царапины можно заполировать. Но делать это часто я не советую, так как истончается защитный слой, а он изначально очень тонкий и есть вероятность его протереть. Если такое случилось, то необходимо полностью его снять путём шлифовки фары. Затем есть 2 варианта ремонта - завершить шлифовку на абразиве Р1000 с последующим покрытием 2К лаком, либо полировка стекла и нанесением на неё защитной плёнки. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОБЕЗЖИРИВАЙТЕ СТЕКЛО РАСТВОРИТЕЛЯМИ ИЛИ АЦЕТОНОМ! Используйте только водно-спиртовые обезжириватели, либо обезжириватели на основе очищенного бензина (БР)

Самостоятельно заклеить трещину на стекле можно с помощью дихлорэтана. Но будьте аккуратны - при попадании на поликарбонат оставляет следы при длительном воздействии. Я клею трещины при помощи инсулинового шприца, так больше шансов нанести его туда, куда нужно и не нанести туда, куда не нужно). Лишнее тут же стирайте бумажной салфеткой

Регулировка фар

После замены фар не забывайте производить их регулировку на реглоскопе. Регулируя "на глазок" вы рискуете ухудшить освещение вашего автомобиля, а также высока вероятность ослепления других участников дорожного движения

Фары китайских производителей

Подавляющее большинство фар-аналогов очень плохого качества, так как изготовлены они не со 100% копированием, а "по мотивам". Настроить их иногда требует значительных усилий. Но даже, если это удаётся, то светоотдача у таких поделок значительно ниже, чем у оригинальных фар. Качество материалов в этих изделиях это тоже отдельный пункт

Беспричинное запотевание фар

Если фары на вашем автомобиле стали запотевать сами по себе, то не стоит откладывать это до момента, когда стоимость восстановления превысит рентабельность ремонта. Чем раньше вы примите меры, тем дешевле вам обойдётся ремонт. Запотевание фар можно разделить на 2 группы: лёгкое заволакивание/туман (первое фото) и наличие в ней крупных капель и подтёков (второе фото)

Небольшой туман в фаре может свидетельствовать о наличии микро трещины, забитых вентиляционных каналов, плохой герметизации крышек фары, либо о начале деградации герметика между стеклом и корпусом. В конструкции любой фары предусмотрены вентиляционные каналы для сообщения с атмосферой. Они необходимы для того, чтобы воздух внутри фары сообщался с окружающим воздухом, иначе из-за перепада температуры и изменения влажности на внутренней поверхности стекла будет регулярное образование влаги (точка росы). Эти каналы должны быть чистыми, хорошо продуваться. В некоторых фарах предусмотрены специальные губчатые фильтры воздуха. Они также должны быть чистыми

Когда внутри фары появились капли воды и подтёки, это свидетельствует о её разгерметизации. В данном случае необходимо разобрать фару, очистить от старого герметика, просушить/почистить внутренности фары и собрать, используя новый герметик

Для того, чтобы выявить причину появления воды в фаре перед разбором необходимо произвести опрессовку - заклеить все вентиляционные каналы, кроме одного, нанести на предполагаемые места, откуда может попадать влага, мыльную пену (я использую пену для ванн) и подать сжатый воздух в оставшееся отверстие давлением не превышающее 0,3 атм

Если у вас есть вопросы по данной теме, то с удовольствием отвечу на них в комментариях

Автомобильное сообщество

26.8K постов48.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.