Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я)

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я)

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Тип «Унрю».

Unryu. Арсенал флота, Йокосука. Заложен 1.08.1942 г., спущен 25.09.1943 г., ввод в строй 6.08.1944 г., потоплен ПЛ USS «Redfish» 19.12.1944 г.

Amagi. «Мицубиси», Нагасаки. 1.10.1942 – 15.10.1943 – 10.08.1944 г. Поврежден американской авиацией в Курэ 24.07.1945 г. и 28.07 лег на грунт. Поднят и разделан на металл в 1946-47 гг.

Katsuragi. Арсенал флота, Курэ. 8.10.1942 – 19.01.1944 – 15.10.1944 г. После войны использовался в службе репатриации. Разделан на металл в 1946-47 гг.

Kasagi. «Мицубиси», Нагасаки. 14.04.1943 – 19.10.1944 г. Постройка прекращена в апреле 1945 г. при готовности 84%. Разделан на металл в 1946-47 гг.

Aso. Арсенал флота, Курэ. 8.06.1943 – 1.11.1944 г. Постройка остановлена в ноябре 1944 г. при готовности 60%. Потоплен в июле 1945 г. Поднят и разделан на металл в 1946-47 гг.

Ikoma. Верфь «Кавасаки», Кобе. 5.07.1943 – 17.11.1944 г. Постройка остановлена в ноябре 1944 г. при готовности 60%. Разделан на металл в 1946-47 гг.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Unryu, 1944 год


Водоизмещение 17150 т (стандартное)

20100 / 20889 / 20350 т (на испытаниях, «Унрю» / «Амаги» / «Икома»)

22400 / 22800 / 22005 т (полное, «Унрю» / «Амаги» / «Икома»)

Длина 223 м (по в/л), 227,35 м (наибольшая). Ширина 22 м. Осадка 7,7 м.

Механизмы: 8 котлов, 4 ТЗА Кампон.

Мощность и скорость: 152 000 л.с., 34 узла («Унрю», «Амаги», «Касаги» и «Икома»).

104000 л.с., 32 узла («Кацураги», «Асо»).

Дальность плавания и запас топлива 8000 миль (18 узлов), 3670 т.

Бронирование: борт 46 мм, палубы 25 и 55 мм, ПТП 50 мм, локальное бронирование (погреба) 46-165 мм.

Артиллерия: 6х2 127-мм/40 тип 89.

МЗА: 93-96 (22х3, 23-30х1) 25-мм/60 тип 96.

6х28 ПУ 120-мм НУРС.

Авиагруппа (план.) до 64 самолетов (20 истребителей А6М5, 20 торпедоносцев В7А1, 20 бомбардировщиков D4Y1, 4 разведчика C6N1).

Экипаж 1595 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Постройка третьего японского среднего авианосца («Унрю») была включена в Экстренную программу пополнения флота 1941 года. Ещё 13 кораблей (против 15 в проекте) было запланировано по Модифицированной пятой программе завершения военных приготовлений флота 1942 года. Они должны были стать самыми массовыми японскими авианосцами, компенсировав военные потери в единицах этого типа. Фактически же с августа 1942 года по июль 1943 года на стапелях верфей «большой четверки» (арсеналы флота в Курэ и Йокосуке, предприятия «Мицубиси» и «Кавасаки» в Нагасаки и Кобэ) было заложено только шесть кораблей. Из них к осени 1944-го в строй были введены только три, остальные так и остались недостроенными.


Конструкция типа «Унрю» была основана на модифицированном в сторону упрощения и технологичности проекте более раннего авианосца «Хирю». Основными его отличиями стали перенос надстройки на правый борт и сокращение числа самолетоподъемников до двух. Также некоторые изменения были сделаны по итогам сражения у атолла Мидуэй, в частности, размещение воздухозаборников котельных и машинных отделений с обеих бортов. В целях удешевления постройки «Кацураги» и «Асо» получили менее мощные ТЗА с эсминцев типа «Акидзуки», «Икома» строился по измененному проекту с модифицированными котлами и ТЗА, а также электроэнергетической системе переменного тока, а не постоянного.


Три корабля вступили в строй в самом конце Второй мировой войны, когда в Японии уже не осталось достаточного числа летчиков палубной авиации. Поэтому для этих авианосцев никогда не формировались авиагруппы и их использовали для перевозки самолетов и других грузов.

Ангар двухъярусный, верхний 175х21 м, нижний 130х21 м, полетная палуба размерами 216,9х27 м (на «Кацураги» и «Асо» 214,5х27 м), 2 самолетоподъемника (тогда как на «Хирю» и «Сорю» – по 3), авиаоборудование включало 11 аэрофинишеров и 3 аварийных барьера. Авианосцы рассчитывались на прием 64-65 самолетов (53 на «Икома»).


Для компенсации возросших габаритов острова, который, по сравнению с «Хирю», был перенесен на правый борт, корпус был ассиметричным – левый борт отклонялся от ДП более,чем правый.


Бронирование. По броневой защите тип «Унрю» был близок к «Хирю» и «Сорю». Она также рассчитывалась исходя из необходимости защиты энергетической установки и цистерн авиабензина от огня эсминцев, а погребов боезапаса – от попаданий 203-мм снарядов с тяжелых крейсеров противника. Тонкий главный броневой пояс из 46-мм плит CNC прикрывал район котельных и машинных отделений (между 99 и 167 шпангоутами). Погреба же были защищены сильнее и по той же схеме, что на крейсерах типа «Могами» – внутренним (с наклоном верхней кромкой наружу, под углом 20°) поясом из плит NVNC максимальной толщиной 140 мм, сужающимся к нижней кромке до 50 мм. Нижняя его часть также выполняла роль противоторпедной переборки. Сверху энергетическую установку прикрывала броневая нижняя палуба из 25-мм листов стали типа D. На большей части её площади она была плоской, однако над котельными отделениями правого борта имела наклон вверх, соединяясь в итоге с средней палубой из-за необходимости пропустить под ней дымоходы от котлов левого борта к трубам. Погреба же защищала броневая самая нижняя палуба из плит CNC толщиной 56 мм.


Цистерны авиабензина защищались теми же внутренним броневым поясом и броневой самой нижней палубой, что и погреба боезапаса, но с меньшей толщиной плит. Усиленную по сравнению с «Хирю» броневую защиту имели румпельные отделения и отделения рулевых машин (точная толщина плит неизвестна). Дымоходы котлов имели внутри тонкие броневые колосники там, где они проходили через броневую палубу. Наконец, под погребами боезапаса и цистернами авиабензина находилось бронированное двойное дно, замыкавшее защищавшие их броневые коробки из поясной и палубной брони.


На авианосцах «Кацураги» и «Асо» броневая защита существенно отличалась. Главный броневой пояс на них имел толщину 50 мм, внутренний клиновидный пояс в носовой части – до 100 мм, сужаясь до 70 мм в районе погребов и до 56 мм в районе цистерн авиабензина. Нижняя броневая палуба собиралась из 25-мм плит, кроме участка над отсеком носовых электростанций, где плиты были 56-мм, самая нижняя в носу – из 25-мм над цистернами авиабензина и из 56-мм над погребами боеприпасов. В корме броневая защита погребов и цистерн авиабензина из-за проходивших там туннелей гребных валов была устроена сложнее и разрезе имела грибовидную форму. Внутренний пояс (75-100 мм в районе погребов и 55-100 мм в районе цистерн) занимал по высоте только одно межпалубное пространство. Дальше над валами шла 25-мм платформа (низ «шляпки»), а вниз от неё 55-мм вертикальная переборка («ножка» гриба). В передней части кормовых погребов 25-мм нижняя и 42-мм самая нижняя палубы перекрывались. Над остальной часть погребов в корме толщина самой нижней палубы составляла 56 мм, а над цистернами авиабензина 25 мм. Румпельные отделения и отделения рулевых машин прикрывались 55-мм вертикальными и сверху – 56-мм горизонтальными плитами. Элеваторы авиационных боеприпасов имели стенки и верхний люк толщиной 56 мм (у кормового толщина стенок уменьшалась под броневой нижней палубой), патронные элеваторы – только 25-мм комингсы. Вся броня изготавливалась из броневых сталей марок CNC1 и CNC2, кроме защищавшего погреба вертикального пояса, собиравшегося из плит NVNC.


Конструктивная подводная защита (КПЗ) типа «Унрю» полностью повторяла КПЗ «Хирю». В районе машинных и котельных отделений она была сравнительно легкой и была представлена двойным бортом и обычной продольной переборкой. Пространство между ними было поделено платформами на отсеки, использовавшиеся в качестве топливных цистерн. На трюмной палубе коридоры кабельных трасс отделялись дополнительной переборкой. В целом такая конструкция явно не рассчитывалась на сопротивление взрыву торпеды, для защиты этой части корпуса конструкторы полагались на развитое деление на отсеки. В районе же погребов боезапаса и цистерн авиабензина роль КПЗ выполняли нижняя часть броневого пояса и бронированное двойное дно.


Энергетическая установка. На авианосцах типа «Унрю» устанавливалась четырехвальная паротурбинная установка. По исходному проекту она должна была иметь те же агрегаты мощностью 152000 л.с. и котлы, что и «Сорю» с «Хирю», унифицированные с КрТ типа «Судзуя». Максимальная проектная скорость – 34 узла. Но из-за нехватки производственных мощностей было решено оснастить авианосцы «Кацураги» и «Асо» «сдвоенными» комплектами механизмов от эсминцев типа «Акидзуки» мощностью общей 104000 л.с. Максимальная проектная скорость на них снизилась до 32 узлов. На всех подтипах носовые ТЗА вращали внутренние валы, а кормовые — внешние.


На подтипе «Унрю» устанавливались 4 турбозубчатых агрегата мощностью по 38000 л.с., размещавшихся в четырех машинных отделениях, разделенных продольной и поперечной переборками. Каждый из агрегатов включал в себя активные турбины высокого, среднего и низкого давления. Передняя пара ТЗА работала на внутренние валы, задняя пара – на внешние. В корпусах турбин низкого давления (ТНД) находились турбины заднего хода по 10000 л.с. каждая, вращая винты в направлении обратном к вращению винтов при переднем ходе. Для экономического хода имелись две крейсерские турбины мощностью по 2770 л.с. – по одной в составе передних ТЗА. Через отдельный редуктор каждая из них соединялась с турбиной среднего давления агрегата.


Паром турбозубчатые агрегаты питали восемь водотрубных котлов типа «Кампон Ро Го» с нефтяным отоплением, с пароперегревателями и предварительным подогревом воздуха. Котлы были установлены в восьми котельных отделениях, продукты сгорания от них выводились по дымоходам в две изогнутые наружу и вниз дымовые трубы, находившиеся по правому борту за надстройкой. Трубы оснащались стандартной японских авианосцев с их бортовым размещением системой охлаждения дыма душем из забортной воды. На «Касаги» для упрощения постройки трубы имели не эллиптическое, а шестиугольное сечение. Также были предусмотрены съемные крышки труб на случай сильного крена на правый борт при боевых или аварийных повреждениях, впервые появившиеся на «Рюдзё». В нормальном положении они были задраены, при крене же их следовало поднять для выпуска продуктов сгорания.


Нормальный запас мазута составлял 2500 тонн, полный 3750 тонн, проектная дальность при полном запасе топлива – 8000 морских миль 18-узловым ходом.


«Икома» по проекту должен был оснащаться четырьмя турбозубчатыми агрегатами, имевшими ту же конструкцию и мощность, что и ТЗА «Кампон» подтипа «Унрю».


На подтипе «Кацураги» устанавливались 4 турбозубчатых агрегата мощностью по 26000 л.с. с эсминцев типа «Акидзуки». Каждый из них включал турбины высокого, среднего и низкого давления, работающих на вал через редуктор. Турбина заднего хода была установлена в корпусе ТНД. Передние ТЗА имели по две крейсерские турбины (высокого и низкого давления), соединенные через редуктор с ТСД. Паром их снабжали восемь водотрубных котлов «Кампон Ро Го». На ходовых испытаниях «Кацураги» развил максимальную скорость в 32,709 узла.


В электроэнергетическую систему кораблей входили три турбогенератора по 400 КВт и два дизель-генератора по 200 КВт, вырабатывавших постоянный ток с напряжением 225 В. Также имелись вспомогательные генераторы для питания радиооборудования и других корабельных устройств. Роль резервных источников питания выполняли аккумуляторные батареи. На «Икома» планировалось использовать электроэнергетическую систему из трех турбогенераторов по 650 КВт и двух дизель-генераторов по 450 КВт, вырабатывавшую переменный ток с напряжением 450 В. Также на кораблях устанавливались три (пять на «Икоме») рефрижераторные машины и одна установка по изготовлению сухого льда.


Авианосцы имели по четыре трехлопастных гребных винта диаметром 3,8 м (3,9 м на «Икома»). За ними находились два параллельных балансирных руля площадью по 26,8 квадратных метра, практически идентичных по конструкции установленным на «Сорю», форма пера руля была незначительно изменена. Рулевое устройство позволяло произвести полную перекладку пера руля с борта на борт за 30 секунд. Диаметр циркуляции при полной перекладке руля на полном ходу составлял 4,3, а выдвиг — 3,66 длин корабля по ватерлинии, максимальный крен при этом 8°.


Вооружение. Авианосцы имели двенадцать 127-мм зенитных орудий Тип 89 в шести спаренных установках. Все установки были размещены в спонсонах на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. Для увеличения углов обстрела были сделаны небольшие вырезы в летной палубе над орудиями, для защиты надстроек от собственной стрельбы имелись ограничители в виде трубчатых рам, которые должны были удерживать орудийные стволы от поворота в опасную зону. Размещались установки точно также, как и на «Хирю», четыре из них находились в носовой части корабля и две – в кормовой, симметрично по бортам. По правому борту они имели нечетные номера (1, 3, 5), по левому – четные (2, 4, 6). По проекту предусматривалось, что кормовая установка правого борта должна быть оборудована дымозащитным щитом (как на «Хирю»), но фактически в целях упрощения строительства он не устанавливался. Нормальный боекомплект 127-мм унитарных выстрелов составлял 250 штук на орудие, максимальный — 262. Управление огнем 127-мм орудий осуществлялось с двух отдельных командных постов, каждый из которых был оснащен СУАЗО тип 94 с 4,5-метровым дальномером. Пост управления орудиями левого борта находился в командном пункте ПВО с правого борта островной надстройки, аналогичный пост правого борта – на башенке, установленной на палубе зенитных орудий и автоматов, и по сравнению с «Хирю» сильно смещенной к корме.


Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена по проекту двумя спаренными и девятью строенными автоматами тип 96 (всего 31 ствол), также находившихся в спонсонах, как и орудия. В ходе строительства их количество последовательно усиливалось первоначально до 24 одиночных и 13 строенных автоматов (всего 53 ствола), потом до 25х1 и 21х3 (88 стволов). «Унрю» вступил в строй с 21х3 автоматами, но практически сразу же после этого был добавлен 22-й. Одиночные автоматы, точное их число неизвестно, но больше, чем по проекту – 30 на «Унрю» на момент вступления в строй, 23 на «Кацураги» в конце войны, были расставлены по всему кораблю – на баке, мостиках, надстройке, площадках технического состава, юте. Для обоих типов автоматов нормальный боекомплект составлял 2600 патронов на ствол, максимальный – 2700. Управление огнем 25-мм зенитных автоматов осуществлялось с шести (пять по исходному проекту) постов управления, оснащенных визирными колонками тип 95.

Дополнительно к орудиями и автоматам авианосцы имели по шесть пусковых установок 12-см неуправляемых зенитных ракет, установленных в носовой части по обеим бортам летной палубы. На вошедших в строй «Унрю», «Амаги» и «Кацураги» ПУ были

двадцативосьмиствольными, на последующих кораблях планировалось использовать тридцатиствольные ПУ. Боекомплект составлял 140 ракет на установку – по 5 полных залпов.


Экипаж. По проекту экипаж на авианосцах типа «Унрю» включал 53 офицера, 29 младших офицеров, 43 мичмана и 976 старшин и матросов – всего 1101 человек, как и на «Хирю». В случае, если авианосец был флагманом соединения кораблей, к этой цифре добавлялось 19 офицеров штаба и 8 вольнонаемных. Фактически же к моменту вступления «Унрю», «Амаги» и «Кацураги» в строй в 1944 году их экипажи состояли уже из 1571 человек – 61 офицер, 37 младших офицеров, 56 мичманов, 375 старшин и 1042 матросов (есть данные об экипаже в 1595 человек). Такой его рост не был компенсирован увеличением размеров корабля и привел к ухудшению условий обитаемости. Офицеры в результате размещались в основном в двух- и четырехместных каютах, младшие офицеры – в восьмиместных.


«Унрю».

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Unryu, после завершения постройки, 16.07.1944 г.


«Дракон, летящий по небу верхом на облаке». Вступил в строй 6 августа 1944 г., вошел в состав 1-й дивизии авианосцев. На протяжении августа корабль проходил последние испытания и короткие однодневные выходы в море в районе Токийского залива. 26 сентября «Унрю» вышел из Йокосуки в Куре, куда прибыл на следующий день, и после непродолжительной стоянки приступил к курсу боевой подготовки, крейсируя во Внутреннем море между Хасирадзимой, Мацуямой, Ясиродзимой и Куре. 30 октября на «Унрю» поднял свой флаг командующий Мобильным флотом вице-адмирал Одзава, однако уже 7 ноября Одзава перенес свой флаг на «Рюхо», а 15 ноября в результате реорганизации Мобильный флот был расформирован. С 27 ноября по 10 декабря авианосец с малочисленной авиагруппой снова находился во Внутреннем море и занимался боевой подготовкой. 13 декабря в связи с обнаружением в море Сулу амфибийных сил противника «Унрю» получил приказ доставить на Филиппины срочный груз – 30 ракет «Ока», взрывающиеся катера и др. Приняв полный состав авиагруппы, авианосец в охранении трех эсминцев («Сигуре», «Хиноки» и «Моми») 17 декабря вышел из Куре и направился в Манилу. Кроме доставки грузов в задачу «Унрю» входило обеспечение воздушного прикрытия диверсионного соединения контр-адмирала Кимура, которое должно было оказывать поддержку армейским частям на Филиппинах. 19 декабря, находясь в Восточно-Китайском море, примерно в 200 милях юго-восточнее Шанхая, «Унрю» был атакован ПЛ USS «Redfish». Одна из четырех выпущенных торпед попала в правый борт авианосца под мостиком, корабль потерял ход и накренился на правый борт. Через 15 минут, когда уже удалось дать ход, а последствия попадания были локализованы, в правый борт «Унрю» в район носового подъемника попала еще одна торпеда, и это попадание стало роковым – от взрыва торпеды начали детонировать размещенные на нижней ангарной палубе ракеты «Ока», что вызвало нарастающие разрушения носовой части, и в течение 7 минут корабль затонул. При этом погибли его командир и 1238 офицеров и матросов, эсминец «Сигуре» спас только 146 человек.


«Амаги».

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Amagi, 1944 год


Назван в честь вулкана высотой 1406 м в префектуре Сидзуока. После вступления в строй 10 августа 1944 г. корабль вошел в состав 1-й дивизии авианосцев, перешел в Оита и стал флагманом командующего Мобильным флотом вице-адмирала Одзава. В период с сентября по декабрь «Амаги» не покидал пределов Внутреннего моря и занимался боевой подготовкой, курсируя между Гунтаном, Куре и Хасирадзимой. 15 февраля 1945 г. «Амаги» пришел в Куре и присоединился к уже находившемуся там «Кацураги». 19 марта во время налета на Куре американской палубной авиации попадание одной бомбы причинило незначительные повреждения (повреждены 127-мм АУ и кормовой подъемник). 20 апреля 1945 г. корабль по неизвестным причинам был выведен в резерв и подчинен 4-му военно-морскому району Куре, тогда как однотипный «Кацураги» остался в составе действующего флота. В тот же день капитан 1 ранга Миядзаки принял командование над «Кацураги», на него также была возложена ответственность и за «Амаги», на котором оставался сильно сокращенный экипаж.


24 июля во время налета американской палубной авиации на Куре корабль подвергся удару 30, а затем еще 20 самолетов и получил серьезные повреждения, но несмотря на затопления опасности гибели корабля не существовало. 28 июля во время нового воздушного рейда на Куре авианосец был атакован двумя группами по 30 палубных самолетов и 11 бомбардировщиками B-24. В результате корабль получил одно прямое попадание бомбы, а многочисленные близкие разрывы привели к новым разрушениям подводной части корпуса, новым затоплениям и росту крена на левый борт. 29 июля «Амаги» с креном 70° лег на грунт. Корабль был покинут, а все ценное оборудование по возможности снято. В 1947 г. его корпус подняли и продали на слом.


«Кацураги».

Назван в честь горы на границе префектур Осака и Нара. 8 октября 1944 г. достраивающийся в Куре корабль был зачислен в состав 1-й дивизии авианосцев. Работы продолжались до марта 1945 г., когда ввод в строй нового авианосца был признан нецелесообразным, а численность его экипажа сокращена. Во время налетов американской палубной авиации на Куре 19 марта и 24 июля 1945 г. корабль получил лишь незначительные повреждения. В ходе третьего налета 28 июля «Кацураги» атаковали 10-12 самолетов, но корабль полностью сохранил способность к движению, никаких подводных повреждений и крена и пожаров не было. Во время боя зенитная артиллерия авианосца сбила один самолет противника, потери экипажа составили 13 человек убитыми и 12 ранеными.


После капитуляции с авианосца было снято все вооружение, он был переоборудован и использовался для репатриации японских подданных из Китая.


«Касаги». Назван в честь священной горы в префектуре Киото.

«Асо». Назван в честь вулкана высотой 1592 м в префектуре Кумамото.

«Икома». Назван в честь горы на границы префектур Осака и Нара.


Уже в 1943 году от закладки новых крупных кораблей было решено отказаться, и последние 8 авианосцев типа «Унрю» (№ 5008-5015) так и остались на бумаге, названия им тоже официально не присваивались (по некоторым данным, № 5008 должен был получить имя «Курама»). Постройка «Асо» и «Икома» была остановлена 9 ноября 1944 г. на 60% готовности, последний был спущен на воду уже после этого для освобождения стапеля, в случае же «Касаги» она продолжалась до 1 апреля 1945 г. и замерла на 84% готовности.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

«Ибуки».

Ibuki. Верфь ВМФ, Курэ. Заложен 24.04.1942 г., спущен на воду 21.05.1943 г., ввод в строй (план.) весна 1945 г. Разобран в 1947 г.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Водоизмещение стандартное 12500 т, полное 16000 т.

Длина 205 м (наибольшая), 198,4 м (по в/л). Ширина 21,4 м. Осадка 6,3 м.

Механизмы: 4 котла, 2 ТЗА «Кампон».

Мощность и скорость: 72 000 л.с., 29 узлов.

Дальность плавания 8000 миль.

Бронирование: борт 100-140 мм, палуба 35-135 мм.

Артиллерия: 4х100 мм Тип 98.

МЗА: 16х3 25-мм/60 Тип 96.

6х28 128-мм НУРС

Авиагруппа (план.) 27-31 самолет (15 истребителей А6М5, 12-16 торпедоносцев и/или бомбардировщиков B6N и D4Y1).

Экипаж 1015 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Ibuki (схема)


Корабль был заложен в Курэ как головной в серии тяжелых крейсеров «улучшенный тип «Могами». Сначала крейсер собирались достроить как быстроходный эскадренный танкер, но летом 1943 г. спущенный на воду корпус начали переделывать в легкий авианосец уже на верфи в Сасебо.


По проекту он имел типично японскую архитектуру: небольшой «остров» по правому борту, одну изогнутую вниз-назад дымовую трубу. Половину котлов сняли, чтобы высвободить место для дополнительных цистерн топлива и авиационного бензина. Корпус оснастили булями для повышения остойчивости и усиления противоторпедной защиты. Предполагалось, что из-за этого, а также меньшего давления пара в турбинах, скорость по сравнению с крейсером уменьшится на 4 узла.


Ангар одноярусный, что ограничило состав авиагруппы всего 27 машинами, причем часть самолетов должна была штатно размещаться прямо на полетной палубе. Самолетоподъемника два, катапульт нет. Полетная палуба имела относительно большие размеры 205х23 м.

Планировалась установка двух радаров, типов 21 и 13.


Планировалось, что «Ибуки» будет введен в строй весной 1945 года. Однако в марте 1945 года авианосец был брошен в состоянии 80% готовности. Уже была готова полетная палуба, но из вооружения успели установить только несколько ракетных установок. В 1947 году недостроенный авианосец был разобран на металл.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Тип «Таё» («Тайо»).

Taiyo. Заложен 6.01.1940 г., спущен 19.09.1940 г., ввод в строй 15.09.1941 г., реконструкция завершена 31.08.1942 г., потоплен ПЛ USS «Rasher» 18.08.1944 г.

Unyo. 14.12.1938 – 31.10.1939 – 31.03.1940 – 31.05.1942 г. – потоплен ПЛ USS «Barb» 17.09.1944 г.

Chuyo. 9.05.1938 – 20.05.1939 – 31.07.1940 – 25.11.1942 г. – потоплен ПЛ USS «Sailfish» 4.12.1943 г.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Водоизмещение стандартное 17830 т, полное 20900 т.

Длина 173,5 м (по в/л). Ширина 23,5 м. Осадка 7,7-8 м.

Механизмы: 4 котла, 2 турбины.

Мощность и скорость: 25200 л.с., 21 узел.

Дальность плавания 8000 миль (18 узлов).

Вооружение: 4х2 127-мм/40 Тип 89 (6х1 120-мм на Taiyo)

МЗА: 4×2 (до 30) 25-мм/60 Тип 96, 10х13,2 мм пулеметов.

Авиагруппа 27 самолетов (11 истребителей А6М5, 16 торпедоносцев B5N).

Экипаж 757-850 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Авианосцы типа «Таё» – серия японских эскортных авианосцев. Бывшие пассажирские лайнеры «Kasuga Maru», «Yawata Maru» и «Nitta Maru», построенные на верфи «Мицубиси» в Нагасаки и реквизированные японским флотом. «Kasuga Maru» получен флотом в недостроенном виде, его переоборудование в авианосец велось на верфи в Сасебо. 1.8.1942 переименован в «Taiyo». Два последних вошли в строй в 1940 г., но в следующем году были реквизированы и поставлены на реконструкцию на верфи в г. Курэ. Одновременно «Yawata Maru» получил имя «Unyo». «Nitta Maru» вступил в строй после переоборудования как «Chuyo».


Первые эскортные авианосцы японского флота имели упрощенную конструкцию. Корпус до верхней палубы и ГЭУ почти не претерпели изменений. Вместо срезанных надстроек была установлена полетная палуба размерами 172×23,5 м, под которой оборудовали одноярусный ангар длиной 91,5 м. Имелось два самолетоподъемника. Катапульт не было. В ходе войны зенитное вооружение существенно усилили.

Несмотря на сравнительно высокие характеристики, авианосцы типа «Тайё» на протяжении войны использовались лишь как учебные, либо для перевозки самолетов.


«Таё» служил в качестве учебного авианосца, периодически использовался для перевозки самолетов на острова Тихого океана. 28.9.1942 г. поврежден торпедой с ПЛ USS «Trout». После ремонта с 11.1942 по 06.1943 гг. доставлял самолеты на Трук, Филиппины и в Сингапур. 24.09.1943 г. снова получил торпеду в корму от ПЛ USS «Cabrilla». Поврежденный авианосец на буксире доставили в Иокогаму. Ремонт и модернизация заняли 4 месяца. В августе 1944 г. «Таё» использовался как эскортный авианосец, обеспечивавший ПЛО конвоев между Сингапуром, Филиппинами и Японией. 18.08.1944 г. северо-западнее о. Лусон торпедирован и потоплен ПЛ USS «Rasher».


«Уньё» до конца 1943 г. доставлял самолеты на Филиппины, остров Трук и в Рабаул. 19.01.1944 г. юго-восточнее о. Гуам получил попадание в носовую часть двух торпед с ПЛ USS «Haddock». Корабль сохранил ход и плавучесть. Прошел ремонт и модернизацию в Йокосуке. В июле-августе 1944 г. «Уньё» эскортировал конвои на линии Сингапур-Япония. 16 сентября 1944 г. ПЛ USS «Barb» торпедировала его в Южно-Китайском море, авианосец затонул на следующий день.


«Тюё» 3.12.1943 г. получил попадание торпеды с ПЛ USS «Sailfish» в 260 милях к ю-в. От Йокосуки, утром 4.12.1943 г. затонул в результате двух последовательных атак этой же ПЛ (попало еще 2-4 топеды).

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

«Каё» («Кайо»).

Kaiyo. Верфь Mitsubishi, Нагасаки. Заложен 22.02.1938 г., ввод в эксплуатацию 9.12.1938 г., ввод в строй 23.11.1943 г., выведен из состава флота 28.07.1945 г. из-за невозможности восстановления, разобран в 1946 г.

Водоизмещение стандартное13600 т, полное 17300 т.

Длина 159,6 м (по в/л). Ширина 23,5 м. Осадка 8,3 м.

Механизмы: 4 котла, 2 турбины.

Мощность и скорость: 52 000 л.с., 23,8 узла.

Артиллерия: 4х2 127-мм/40 Тип 89.

МЗА: 8х3 25-мм/60 Тип 96.

Авиагруппа 24 самолета (18 истребителей А6М5, 6 бомбардировщиков D3A).

Экипаж 829 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Бывший пассажирский лайнер «Argentina Maru». Реквизирован в декабре 1941 г. и в течение года использовался как войсковой транспорт. В декабре 1942 г. поставлен на переоборудование в эскортный авианосец и переименован в «Каё». Проект перестройки в целом повторял «Таё», но предусматривал замену дизельной установки на паротурбинную, заимствованную у серийного эсминца. В остальном конструкция была стандартной: одноярусный ангар, два лифта, легкая полетная палуба с деревянным настилом. Катапульты отсутствовали. В июле 1944 г. число 25-мм автоматов увеличили до 44 и установили 2-4 (по разным данным) 28-ствольных ПУ 120-мм зенитных ракет.

Планировавшаяся аналогичная модернизация однотипного «Brazil Maru» не состоялась – он был потоплен американской ПЛ.

Использовался для перевозки самолетов на Филиппины и Марианские острова, эскортировал конвои из Японии на Тайвань, Филиппины. 19.03.1945 г. «Каё» поврежден американской палубной авиацией. 24.07.1945 г. подорвался на неконтактной мине (повреждена кормовая часть) и сел на мель в заливе Беппу. 28.07.1945 г. тяжело поврежден бомбами английской палубной авиации и исключен из состава флота, разобран в 1946 г.


«Синьё».

Shinyo. Desсhimag, Германия. Спущен на воду 22.04.1925 г., ввод в строй 15.12.1943 г., потоплен ПЛ USS «Spadefish» 17.11.1944 г.

Водоизмещение стандартное 17500 т, полное 20916 т.

Длина 185 м (по в/л). Ширина 25,6 м. Осадка 8,2 м.

Механизмы: 4 котла, 2 ТГ.

Мощность и скорость: 26000 л.с., 21 узел.

Дальность плавания 8000 миль (18 узлов).

Артиллерия: 4х2 127-мм/40 Тип 89.

МЗА: 10х3 25-мм/60 Тип 96.

Авиагруппа 30-33 самолета (штат. 9 истребителей А6М5, 18-21 торпедоносец B5N).

Экипаж 834-942 человека.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

«Синьё» (божественный ястреб) – бывший переоборудованный немецкий пассажирский лайнер «Scharnhorst». 7.12.1942 г. продан Японии, находился в порту Кобэ. Предполагалось использовать его как войсковой транспорт, но после Мидуэя было принято решение о переделке корабля в эскортный авианосец.

Компоновка была типичной для японских эскортных авианосцев – одноярусный ангар, легкая полетная палуба, отсутствие защиты, за исключением бетонных «коробок» погребов боезапаса и цистерн с авиабензином. Но в отличие от типа «Кайо» и «Тайо», корабль оснастили булями. Особенностью корабля была «оставшаяся» от лайнера турбоэлектрическая ЭУ.

Из-за замены котлов, фактически, вошел в состав флота только в июле 1944 г. Эскортировал конвои на Филиппины, в Сингапур, доставлял самолеты. Погиб 17 ноября 1944 г., потоплен в результате попадания четырех торпед выпущенных с американской подводной лодки ПЛ USS «Spadefish». Попадание 4 торпед в кормовую часть спровоцировало детонацию авиационного топлива и сильнейший пожар. Погибло 1130 моряков, спаслось лишь 70.


Продолжение: Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 3-я)