Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я)

В частях 1 – 3 по авианосцам Японии было написано о кораблях, построенных в предвоенное время, с которыми Япония вступила в войну. А в этой части большой материал по авианосцам, которые Япония строила во время Второй мировой войны.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

«Тайхо».

«Тайхо» (сказочная птица Феникс) стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки, а также первым японским авианосцем с бронированной полетной палубой. Разработка проекта, получившего номер G-13, продолжалась весь 1939 год и была завершена в самом его конце. Он ощутимо отличался от предварительного проекта W-102 годовой давности. Главными различиями стали устройство носовой части и наклон на правый борт дымовой трубы, интегрированной в надстройку. Таким образом, W-102 стал переходным звеном между итоговым вариантом G-13 и более ранними авианосцами проекта G-11 (тип «Секаку»).

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Taiho. Верфь «Кавасаки», Кобе. Заложен 10.07.1941 г., спущен 7.04.1943 г., ввод в строй 7.03.1944 г., потоплен ПЛ USS «Albacore» 19.07.1944 г.


Водоизмещение стандартное 29300 т, полное 37270 т, на испытаниях 33600 т.

Длина 260,6 м (наибольшая), 253 (по в/л). Ширина 30 м (по палубе). Осадка 7,8 м.

Мощность и скорость: 160 000 л.с., 33,3 узла.

Дальность плавания и запас топлива 10 000 морских миль (18 узлов), 5700 т.

Бронирование: борт 55 мм, палуба 75 мм, локальное бронирование 25-165 мм.

Артиллерия: 6×2 100-мм Тип 98.

МЗА: 17×3 25-мм Тип 96, 6х2 13,2-мм Тип 93.

Авиагруппа 84 самолета (план.) (Факт. на 06.1944 г. 27 истребителей А6М5, 18 торпедоносцев B6N, 27 бомбардировщиков D4Y, 3 разведчика D4Y1C).

Экипаж 2150 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Проект содержал немало передовых инженерных решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос впервые стал полностью закрытым. «Остров» находился в большом спонсоне вместе с наклоненной кнаружи дымовой трубой (по типу «Дзуньё»). Двухуровневый ангар имел размеры каждого яруса 152х22,5х5 м и небронированные борта верхнего яруса. Нижний ангар имел 90-125-мм бронирование над котлами и машинами, с бортов его прикрывали 25-мм броневые плиты.

Броневая полетная палуба размерами 257,5х30 м и толщиной броневой стали 76 мм на 19-мм стальной подложке должна была выдерживать попадание 450-килограммовых бомб (1000-фунтов). Общий вес брони на авианосце составлял 8940 тонн.

Авиационное оборудование составляли 2 самолетоподъемника (в носу и корме), 10 аэрофинишеров и 5 аварийных барьеров.

Планировалось построить еще два корабля этого типа, а также пять модифицированных «Тайхо» (проект G-15). Но резкое ухудшение военной и экономической ситуации заставило японцев отказаться от этой программы. Ни один из этих авианосцев не был даже заложен.

После вступления в строй «Тайхо» перешел в Сингапур, где до мая осуществлял подготовку авиагруппы, а затем перебазировался на остров Тавитави. В сражении в Филиппинском море «Тайхо» был флагманом Объединенного флота, на нем держал свой флаг адмирал Одзава. В 8 утра 19 июня 1944 года, всего через несколько недель после вступления в строй, ПЛ USS «Albacore» атаковала корабль 6 торпедами. Одну из торпед увидел находившийся в воздухе летчик с «Тайхо», унтер-офицер Комацу Сакё, который, не раздумывая, направил свою пикировщик D4Y на торпеду и взорвался вместе с ней. Но в «Тайхо» попала еще одна торпеда, в район носового самолетоподъемника, взрыв вызвал повреждение бензопроводов. Командир дивизиона живучести включил принудительную вентиляцию поврежденных отсеков, что привело к распространению паров бензина, и спустя 6 часов после атаки произошел мощный взрыв, от которого авианосец затонул. Погибли 1650 человек экипажа.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Taiho, вид на июнь 1944 г.


«Синано».

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

Shinano. Верфь ВМФ, Йокосука. Заложен 4.05.1940 г., спущен 5.10.1944 г., ввод в строй 19.11.1944 г., потоплен ПЛ USS «Archerfish» 28.11.1944 г.


Водоизмещение стандартное 64 800 т, полное 71890 т.

Длина 266 м (наибольшая), 256 м (по в/л). Ширина 36,9 м (корпус), 53 м (наибольшая). Высота 14,6 м. Осадка 10,3 м.

Механизмы: 12 котлов, 4 турбины.

Мощность и скорость: 150 000 л.с., 27,3 узла.

Дальность плавания и запас топлива 10 000 миль (18 узлов), 8900 т.

Бронирование: борт 160 мм, палуба 75 мм, главная палуба 100-190 мм (скосы 230 мм), ПТП 230 мм, локальное бронирование 25-180 мм.

Артиллерия: 6х2 120-мм Тип 98 (проект.), 8х2 127-мм Тип 89 (факт.).

МЗА: 35х3 + 40х1 25-мм Тип 96, 22х13,2-мм Тип 93.

12х28-ствольных установок 120-мм неуправляемых зенитных ракет.

Авиагруппа (проект.) 36 самолетов (18 истребителей A7M2, 12 ударных самолетов B7A, 6 разведчиков C6N1). (План. на 11.1944 г. 21 истребитель А6М5, 21 бомбардировщик D4Y, 6 разведчиков D4Y1C).

Экипаж 2400 человек.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

«Синано» был заложен как 3-й из 4-х линкоров типа Ямато, Своё название корабль получил по названию префектуры в центре о. Хонсю, так же называется и самая длинная река в Японии.


В декабре 1941 года, после выполнения около 50% работ, строительство было заморожено, и только летом 1942 года было принято решение достраивать его уже как авианосец. Проект был разработан вице-адмиралом Фукуда (главный конструктор «Ямато») и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура.


Совместить практически готовый корпус линкора, высоко расположенную бронированную полетную палубу, специфичное авиационное оборудование и просторные ангары было очень сложно, конструкторам неизбежно пришлось улучшать одни элементы за счет других. Так, за повышение живучести и сохранение хорошей остойчивости пришлось заплатить одноуровневым ангаром, в результате по площади ангаров «Синано» уступал втрое меньшему по водоизмещению «Унрю».


Все эти особенности наложили отпечаток на планы использования нового авианосца. Было ясно, что обычного ударного корабля этого класса из него не получится. Первоначально его хотели достроить как некий плавучий аэродром для обслуживания авианосных оперативных соединений и береговых авиабаз авиации флота. «Синано» должен был взаимодействовать с несколькими авианосцами типа Унрю, предполагалось, что после взлета ударных самолетов обычные авианосцы должны были отойти за пределы радиуса действия авиации противника, а возвращавшиеся после удара по противнику самолеты садились бы на «Синано». После подготовки к новому вылету самолеты могли продолжать бой или вернуться на свои авианосцы. Таким образом, вероятность атаки на авианосцы типа Унрю, обладавшие относительно слабой защитой, была бы значительно снижена. «Синано» же был неплохо подготовлен, чтобы принять на себя контратаку врага. Броневая полетная палуба, выдерживавшая попадания 1000-фунтовых авиабомб, и достаточно мощная ПТЗ давали неплохой шанс уцелеть.


Но иметь такой огромный вспомогательный корабль без собственной авиагруппы и с незначительными эксплуатационными и ремонтными возможностями показалось командованию флота слишком расточительным. Поэтому в результате оживленной дискуссии, было принято компромиссное решение, согласно которому на «Синано» размещалась небольшая авиагруппа, а сам корабль еще в ходе работ было решено переклассифицировать в авианосец поддержки. В его задачи входило бы обеспечение авиагрупп авианосцев первой линии резервными самолетами, авиационным топливом и боезапасом, ремонт поврежденной авиатехники, а также ПВО и ПЛО силами собственной авиагруппы.


Многое изменить уже было невозможно, бронирование конструктивно входило в состав силовой структуры корпуса — его удалось только уменьшить вдвое. Первоначальный проект предусматривал размещение лишь 18 самолетов, но в окончательном удалось разместить 42 самолета (максимальная авиагруппа 47 самолетов, к примеру, в два раза меньший «Сёкаку» нес 84 самолёта).


Так же он оказался единственным крупным кораблем современности, который не имеет официальных фотографий — во время постройки делать их было запрещено из соображений секретности, а из первого же своего похода корабль не вернулся.


Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. На бронирование приходилось 17 694 т. (и 2400 т цемента в качестве наполнителя двойных переборок). 4 100 т приходилось на полетную палубу, которая была выполнена из 76-мм броневых плит на 19-мм стальной подложке (должна была выдерживать попадание 500 фунтовых бомб).


Толщина броневого пояса была уменьшена до 160 мм такой же броневой стали (NVNC), полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с ПТЗ, сохраненной в том же виде, как и на Ямато. Поэтому в месте стыка ПТП в 230 мм была толще бронепояса в 160 мм. По той же причине были сохранены скосы бронепалубы в 230 мм, хотя толщина самой бронепалубы была уменьшена вдвое – до 100 мм, лишь над погребами ее толщина была 190 мм. ПТЗ — идентична с головным кораблем, а количество водонепроницаемых отсеков было доведено до 1147.


Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256×40 м, максимальная ширина корабля по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 167×38,8х5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские. Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до «Синано» все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы. Полетная палуба была выполнена в виде надстройки (256х40 м), а островная надстройка скопирована с авианосца «Тайхо».


Непропорционально большим для собственной авиагруппы был запас авиационного вооружения. В объемистых бывших погребах главного калибра помещалось 36 авиаторпед, 54 800-кг и 500-кг, 216 250-кг и 216 60-кг авиабомб. Это превышало нормы, существовавшие для японских авианосцев, и объяснялось специфическим назначением «Синано» как плавучей базы для авианосных оперативных соединений. Он также мог взять на борт 411 т авиатоплива, 96 т авиационных масел и 200 т воды.


Энергетическая установка – та же, что и на «Ямато».


Зенитное вооружение по проекту должно было состоять из новых орудий «Тип 98» (как на «Тайхо»), но из-за их отсутствия поставили «Тип 89». Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 35х3 25-мм автоматов «Тип 96». Перед выходом в первый поход дополнительно в срочном порядке разместили ещё 40 одноствольных автоматов. Установок НУР было 12, каждая 28-ствольная. Система управления зенитным огнем — аналогична «Тайхо», но количество главных КДП доведено до 3.


Строительство велось ускоренными темпами, и к 5 октября 1944 года «Синано» был готов к спуску на воду. Однако во время спуска в сухом доке сорвало батопорт, хлынувшая в док вода подняла корабль с кильблоков и несколько раз ударила его о стенки дока. Были раненые и среди моряков, и среди гражданских лиц. Корабль пришлось ещё на три недели ставить в док для ремонта. 19 ноября на авианосце подняли военно-морской флаг. Ввиду усиливающихся бомбардировок Японии авиацией ВВС и ВМС США для завершения всех работ было решено перевести «Синано» во Внутреннее море, на военно-морскую базу Куре. На корабль были помещены 50 самолётов и 9 катеров для камикадзе, собственная авиагруппа должна была разместиться на «Синано» уже после перехода.


28 ноября 1944 г., через час после захода солнца, «Синано» вышел из Йокосуки. Командир авианосца Тосио Абэ повел его в порт Курэ, что находится во Внутреннем море. На борту находилось 2515 человек, из них 2175 офицеров и матросов, 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников. Собственную же палубную авиацию – 20 истребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов вместе с ее экипажами «Синано» должен был принять в Курэ.


Три современных, получивших боевой опыт, эсминца «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» были выделены эскортировать авианосец. Командиры этих кораблей считали, что нужно совершать переход в дневное время и держаться ближе к береговой черте. Но командир корабля Абэ приказал выйти ночью и в открытое море, увеличивая тем путь следования на 25 миль, чтобы прибыть к входу во Внутреннее море, как было намечено, в 10.00 29 ноября. Океанский переход протяженностью в 300 миль проходил в идеальной обстановке — ярко светила луна, волнение было легким. Скорость кораблей была около 20 узлов.


В 20.48 радар одиночной ПЛ USS «Archerfish» (командир — Джозеф Инрайт) обнаружил цель в 12 милях. В 22.45 сигнальщики «Синано» обнаружили неопознанный корабль справа по курсу авианосца. На перехват вышел эсминец «Исокадзе». Но приказом командира Абэ он был возвращен в строй, видимо, командир «Синано» не хотел распылять силы для охоты на сравнительно не опасную одиночную лодку.


Всю ночь «Арчерфиш» гналась за идущим 20-узловой скоростью противолодочным зигзагом ордером японских кораблей (уже идя на переходе, «Синано» имел исправными 8 из 12 котлов). При этом около 22.30 «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов из-за перегрева подшипника одного из гребных валов. Скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.


В 3.17 29 ноября 1944 года «Арчерфиш» произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Всего было выпущено шесть торпед, четыре из них попали в цель (когда в борт попала первая, пятая только покидала ТА), все – в центральную часть правого борта.


Сразу после торпедной атаки сопровождавшие «Синано» эсминцы атаковали лодку глубинными бомбами, сбросив всего 14 штук, но «Арчерфиш» благополучно ушла из-под удара.


Командир «Синано», посчитав повреждения неопасными, принял решение продолжать движение с прежней скоростью. Но недостроенный и не испытанный корабль оказался слишком уязвим для полученных повреждений. На «Синано» не было установлено все необходимое оборудование, в частности, насосы для откачки воды. Водонепроницаемые переборки не были проверены на герметичность, в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей.


Команда авианосца на время перехода была набрана из экипажей других кораблей и была недостаточно сработанной, что не могло не отразиться на эффективности борьбы за живучесть корабля. К 9.00 на «Синано» была полностью прекращена подача энергии. Крен составлял более 20 градусов. Эсминцы сделали безуспешную попытку отбуксировать тонущий корабль ближе к берегу. Около 10 часов началась операция по снятию команды, эсминцы подошли к гибнущему кораблю.


В 10.55 «Синано» начал быстро погружаться в воду и затонул через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход (через 7 часов после попадания торпед) в 65 милях от ближайшего побережья.


Эсминцы эскорта во время спасательной операции приняли на борт 1080 человек из экипажа «Синано», 1435 человек были объявлены пропавшими без вести. Капитан 1-го ранга Абэ и находящийся при нем вахтенный офицер младший лейтенант Ясуда отказались покинуть тонущий корабль.


«Синано» погиб, как и все корабли типа «Ямато», в результате потери остойчивости (переворачивания).


Когда «Синано» уже более трех часов покоился на дне океана и спасательные работы были прекращены, командир дивизиона эсминцев отправил радиограмму в Главный штаб флота Японии, на военно-морскую базу Йокосука, а также на базу в Курэ следующего содержания: «…из 2515 человек личного состава, находившегося на борту «Синано», 1435 человек погибло, спасено 1080 человек, в том числе, офицеров 55, матросов и старшин 993, гражданских лиц 32. Спасен портрет императора… Все секретные документы утонули вместе с кораблем в закрытом сейфе и лежат на глубине 4000 метров».


За потопление авианосца водоизмещением почти 72000 тонн, крупнейшей цели, уничтоженной подлодками США в годы Второй мировой войны, Джозеф Инрайт удостоился Креста ВМС США. Уничтожение «Синано» – самый успешный трофей за все 1682 боевых похода, осуществленных подводными лодками ВМС США во Вторую мировую войну.

Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 1-я) Корабль, Самолет, Длиннопост, Вторая мировая война, Морская авиация, Авианосец, История, Военная история

IJN Shinano (рисунок WoWS)


Продолжение: Авианосцы Японии. Часть шестая. Напрасные усилия (часть 2-я)