Авианосец ннннадо?3
Всем привет. Никогда не задумывались, о том почему у нас всё так плохо с авианосцами? Нет? И я тоже нет, но такой вопрос возник сам собой, когда увидел новость о череде неудач с нашим единственным авианесущим крейсером. Решил разобраться в этом вопросе чуть глубже и начал с предмета обсуждения. Что за зверь такой, авианосец, для обслуживания которого нужна отдельная войсковая часть (приличных размеров!)
"Минск" — тяжёлый авианесущий крейсер. Продан в 95-м на металл в Южную Корею, но перекуплен Китаем для музея. В августе 24-го сгорел. Есть ссылка на видео в конце статьи, если кому интересно
Когда-то на заре времён, когда на месте РФ была другая цивилизация, мы обладали гораздо более солидным флотом противолодочные крейсеров-вертолётоносцов и авианесущих крейсеров. Вот вам пару примеров.
Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев". В 2000 продан в Китай и в сентябре 2003 года стал частью китайского тематического парка "Бинхай". А в 2011 году был полностью переоборудован в роскошный отель на 148 номеров за 15 млн долларов
Ну тенденцию вы поняли, да? Из семи авианосцев заложенных на вервях СССР до наших дней дожил только "Кузнецов". А из трёх противолодочных все три канули в лету. Мысли по этому поводу можете писать в комментариях, очень интересует мнение умных людей. А теперь поплотнее обсудим авианесущий артефакт, доставшийся нам от предтеч.
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (ранее "Леонид Брежнев" и "Тбилиси") несет на себе 28 самолётов и 24 вертолёта. И состав авиагруппы может меняется в зависимости от задач: палубные истребители Су-33, МиГ-29К и МиГ-29КУБ до 24 единиц за раз. Или противолодочные вертолёты Ка-27, ударно-десантные вертолёты Ка-29 и ударные вертолёты Ка-52К. А ещё имеет на вооружении 12 пусковых установок 4К-80 тяжёлых ракет «Гранит».
6 декабря 2011 года «Адмирал Кузнецов» отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море к берегам Сирии. Дальний поход корабля был завершён в мае 2014 года.
С ноября 2016 года по 6 января 2017 года "Адмирал Кузнецов" выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Там и принял участие в реальных боевых действиях. И вот тут и начинается ряд неудач и происшествий.
14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К во время захода на посадку, лётчик катапультировался и выжил. А 5 декабря того же года потерпел крушение Су-33. При посадке выкатился за борт. Вернулся крейсер в Североморск 9 февраля 2017 года. И за этот поход корабль прошёл 18 тысяч миль.
«За два месяца участия в боевых действиях лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам террористов»
— сообщил командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов. Примерная стоимость действий крейсера в Сирии составила до 10 миллиардов рублей. А может и больше, ссылку на расчёты журналистов я внизу прикреплю.
МиГ-29К — палубный многоцелевой истребитель. Благодаря большим заказам из Индии, самолёт был модернизирован до уровня 4++. Почти 52 миллиона баксов стоит такой красавец.
В 2017 году крейсер «Адмирал Кузнецов» вернулся из похода в Сирию. С октября 2017 года на судоремонтном заводе определяли необходимые работы по восстановлению боеготовности. А после заключили контракт на сумму 86 миллиардов рублей с центром судоремонта «Звездочка». Там и случился, кстати первый пожар. Маааленький, как сказало начальство завода (В апреле 2020 года Объединенной судостроительной корпорации, которой принадлежит генподрядчик ремонта ЦС «Звёздочка», оценил ущерб от пожара в 500 миллионов рублей.). А потом в ночь на 30 октября 2018 года при выводе «Адмирала Кузнецова» из плавучего дока на его палубу упал один из кранов. Плавдок после инцидента затонул, а на палубе корабля возникла пробоина размером 4 х 5 м.
Из-за того, что "Роснефть", купившая до этого 82-й судоремонтный завод у Объединенной судостроительной корпорации, моторную команду дока сократила, а для дизель-генераторов горючее не закупала, ПД-50 не смог перейти на собственное электропитание, чтобы откачать воду из цистерн, и стал тонуть вместе c авианесущим крейсером. В итоге три человека получили ранения, один пропал без вести и на судоремонтном заводе, где все произошло, эвакуировали 70 работников. А один человек умер в больнице. Правда я не понял, этот тот который пропал или ещё один. В моём понимании "пропал" считай погиб...
В декабре 2019 года на корабле произошло еще одно ЧП — пожар, в результате которого два человека погибли и более десяти пострадали. Тогда возгорание началось на нижней палубе корабля, когда искра от сварки попала в трюм с разлитым топливом.
В 2022 году Алексей Рахманов, занимавший пост гендиректора ОСК, рассказал, что ремонт и модернизация «Адмирала Кузнецова» идут по плану... Но в начале зимы 24-го года "Адмирал Кузнецов" посетил министр обороны Белоусов для проверки этого смелого заявления и охуел. Корабль был не готов даже самостоятельно покинуть док, о боевом выходе не идет и речи. В итоге одернизацию продлили до конца 2025 года. Корабль в ремонте с 2018 года, а тем временем, из экипажа корабля сформирован батальон «Фрегат» который ведет боевые действия на Украине.
В июле 2025 года стало известно о приостановке работ по ремонту и модернизации авианосца. Глава ВТБ и председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» Костин заявил, что крейсер, в скором времени может быть продан или утилизирован. Вот такие дела.
А тем временем «Адмирал Кузнецов» предназначенный для базирования Ка-52К и имеющий на вооружении ракеты гранит (которые могут поражать цели на расстоянии до 600 км и обладать ядерной боеголовкой в 50 килотонн) очень не нравится региональным военным экспертам. Дескать дестабилизирующий фактор. Дело в том, что преимущество необычной конструкции авианесущего крейсера, соединяющего в себе вооружение ракетного крейсера и авианосца, заключается в том, что «Адмирал Кузнецов» является фактически единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море.
Конвенции Монтрё из-за ракет «Гранит» не считает "Адмирала Кузнецова" авианосцем, и именно поэтому он, как «Линкор», может пройти через проливы Босфор и Дарданеллы.
А ещё, по той же конвенции, даже если авианосец будет использован для ведения войны с прибрежным черноморским государством, то Турция без объявления войны Российской Федерации не имеет право препятствовать вхождению авианосца в Чёрное море. Прописанное исключение для случая с закрытием проливов для «помощи, оказываемой государству, явившемуся жертвой нападения» требует решения Лиги наций, которой больше не существует. Круто? Как минимум становится понятно, почему этот авианосец был долгое время так интересен.
Второй момент — это опыт. Опыт применения палубной авиации, наработки в строительстве и модернизации авианосцев. Повышение квалификации и компетенции науки и людей, ответственных за функционирование афианосца и сопутствующих систем.
Но нужно смотреть правде в глаза — большого военного значения «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Чёрном море не имеет из-за того, что акватория моря перекрывается береговой авиацией, за исключением способности корабля вести десантные операции специально сформированной группой из ударных вертолётов Ка-52К
Кроме того хватает проблем и помимо этого. Он просто устарел. И чтобы его модернизировать нужны конские бабки.
В 2018 году в рейтинге The National Interest "Адмирал Кузнецов" возглавил пятёрку худших авианосцев в истории. И второе место в рейтинге худших авианосцев издания Business Insider 2018 года.Силовая установка, вооружение, оборудование для посадки (так и был проёбан истребитель, кстати), отсутствие катапульт, что на эффективность боевых вылетов влияет и просто общий износ...
И даже если эти вагоны денег туда влить... где его проименять? Это именно тот момент, который отвечает на вопрос почему у нас нет развития авианесущего флота.
Почему же у нас нет флота самолётоносителей? Как обычно водится, одним словом не ответить, есть целый комплекс причин.
Например — это дорого. Реально цифры огромные. 10 - 15 миллиардов долларов стоил современный авианосец типа Gerald R. Ford. Пустой. Без вооружения, истребителей, и всего остального... А ещё база для него нужна особая, специально обученные мужчины, ну вы поняли.
"Джеральд Р. Форд" (англ. USS Gerald R. Ford (CVN-78)) справа😁 — американский авианосец. Чейчас готовят второй этого же типа. А всего в планах 10...
Второй момент это техническя база, есть наработки, как без этого — наследие более развитой цивилизации, помним. Но они устарели, пример был выше на половину поста). Что-то есть, конечно, да и разработать, скорее всего можно, но время, бабки, человеческий ресурс. Разрабатывая это направление, придёться ослабить какое-то другое. Нужно ли это?
Отсюда и третий момент вытекает — нужна линейка истребителей для палуб. В отличие от американских F/A-18 Hornet и F-35C Lightning II (или тех же E-2D Advanced Hawkeye) наши переделанные МиГ - 29 и Су - 33 на данный момент конкуренции не выдерживают.
И ещё один момент, который с лёгкостью перекрывает вышеперечисленные. РФ не самая бедная страна, что на деньги, что на мозги (если политиков не считать). Где примерять нам всё это добро? Нам авианосец географически не нужен. США — океанская держава. Им нужен авианосец, чтобы контролировать Индийский, Тихий и Атлантический океаны. И показывать какие они мужицкие мужики, я серьёзно сейчас. Авианосец он больше про присутствие и контроль и точечные малосильные удары. Межконтинентальной ракетой безусловно можно угрожать, но всегда выбор ты нажимаешь кнопку (и где-то испаряется солидный кусок территорииЮ на меньшее просто нет смысла тратиться) или нет, а вот авианосец... Когда под боком стоит 100 тысяч тонн металла — это немного угнетает. Вот и получается, что крейсер, в немалой степени про "повыёбываться". Я немного утрирую, конечно, это всё ещё отличный инструмент влияния, давления, контроля и уничтожения. Особенно против стран третьего мира.
А России просто негде использовать авианосец эффективно. На Балтике и Чёрном море слишком мелко и тесно (это к вопросу о минах) — такая махина здесь будет мишенью, а не силой — его уничтожат быстрее, чем он запустит первый самолёт. Кроме того Турция — член НАТО, может запретить проход через проливы (по Конвенции Монтрё). И не забываем про густую береговую сеть ПВО у противников. На Севере и Дальнем Востоке — льды и узкие проливы, которые тоже легко могут быть заблокированы. Да и нет таких целей, до которой мы не добросим боеголовку... Флот в целом — самая обделённая часть ВС РФ, исторически так сложилось в силу всех этих причин, зато у нас другие сильные стороны.
Авианосец — это инструмент проецирования силы за тысячи км. А у нас другие задачи: суверенность, защита границ, ядерный щит. Приоритет — немирный атом и ракеты, а не морское господство, что абсолютно не мешает строить нам ПЛАРБ. Даже в стратегии обороны всё вполне рационально: зачем строить авианосец, если можно ставить "Калибры" и "Цирконы" на всё подряд и развивать гиперзвуковое оружие и ПВО.
Авианосец — штука красивая, но не вписывается в оборонительную доктрину России, да и инструмент он скорее наступательный.
РФ континентальная держава, она уже большая, и в отличие от США многие интересы находятся рядом. Плыть никуда не нужно. Мы ж не США, которые в каждой бочке затычка.
источники:
Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов — Википедия
На единственном в России авианосце «Адмирал Кузнецов» произошло возгорание | Forbes.ru
На единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошло второе ЧП за время ремонта | Forbes.ru
Поход «Адмирала Кузнецова» обошелся бюджету более чем в 7,5 млрд руб. — РБК
Затонувший Су-33 бомбить не будут - он разрушится сам: Наука и техника: Lenta.ru
В Китае загорелся авианосец «Минск» - Новости Беларуси - Хартия'97
Индия купила у России 29 истребителей МиГ-29К: Наука и техника: Lenta.ru
Минобороны РФ подтвердило аварию истребителя авианосца "Адмирал Кузнецов"
СК назвал предварительную причину затопления плавдока в Мурманске - ТАСС
Фотогалерея: «дрифт» новейшего американского авианосца USS Gerald R. Ford
Причины аварии плавучего дока ПД-50
И как обычно, если нашли ошибку, неточность или опечатку напишите в комментариях, буду очень признателен.
Хорошего дня и берегите себя.