pikabu GAMES

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

Я меджай, защитник Египта!
Настали тяжёлые времена.
И теперь я должен стать орудием правосудия ради свободы.
(Байек из Сивы, один из последних меджаев Египта).

Пока игроделы из компании Ubisoft пытаются вернуться к истокам вместе с Assassin's Creed Mirage - моё желание приобщиться к новому творению команды из французского Бордо тает над горячем барханом. Я боюсь разочароваться. Изуродованное профессиональной деформацией, моё игровое эго заперто в клетке из пыльных фолиантов об ушедших временах.

Игра для меня - продолжение моей всепоглощающей страсти по поиску, изучению и сопоставлению фактов о давно (иногда очень давно, бывает очень-очень давно) умерших людях. История, древняя история - это моё проклятие игрока. Колоритные персонажи и захватывающий сценарий, добротные усилия сотен разработчиков рассыпаются в пыль на сцене моего персонального театра, если чудовище внутреннего критика подмечает «грубое обращение с историей».

О, да! Вот такое вот преступление!

Я могу сколько угодно окликать себя: «Эй, это просто игра! Чтобы было весело, ну, дай им шанс. Не все такие зануды, как ты». Но стоит мне продвинуться хоть немного по миру очередного внутриигрового околоисторического «диснейленда», как меня накрывает ПРОКЛЯТИЕ.

Я историк, защитник Истории! Настали тяжёлые времена.
И теперь я должен стать орудием обозрения ради читателей.

Но я не буду следить за судьбой Басима ибн Исхака на пыльных улицах Багдада. Тьма веков тянет меня назад, в куда более далёкое прошлое. Я покорюсь своему проклятию, и расскажу о чужом проклятии: о потерянных душах могучих царей Древнего Египта.

Я расскажу об Assassin's Creed - Origins: The Curse of the Pharaohs.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

Египетская улочка города Фивы из игры. При воссоздании этой древнеегипетской столицы использовались исторические материалы. Результат в целом удовлетворительный.

В 2018 году, целых 5 лет назад было выпущено дополнение к игре Assassin’s Creed Origin с названием The Curse of the Pharaohs (Проклятие фараонов). Тогда я приобщился и к оригиналу и к обозначенному DLC.

Оставив в стороне декларируемую создателями игры историческую точность если не сюжета, то места событий, я хочу показать как вкрапления научных исторических знаний влияют на самих разработчиков, как они используют историю своей собственной культуры и её связь с древностью для общения с игроками.

Почему автор лишь сейчас пишет об этом? Пять лет в масштабах игровой индустрии это целая вечность! А для истории великой египетской цивилизации - мгновение. Поэтому вперёд!

Внимание! Автор высказывает свою личную точку зрения на исторический аспект видеоигры. Автор не претендует на изменение Вашего текущего мнения относительно игры и не собирается влиять на тех, кто ещё не играл.

Итак, наш главный герой, Байек из Сивы, начинает свое приключение в совсем неслучайных древних Фивах, где находятся великие храмы Луксора и Карнака, Фиванский некрополь со знаменитой Долиной царей. Байека привлекают в Фивы слухи о том, что древние цари пробуждаются и таинственным образом убивают невинных жителей города. Чтобы остановить это потустороннее явление, наш герой должен отправиться в загробную жизнь каждого из воскресших фараонов, через их гробницы в Долине царей, чтобы спасти Фивы от этого «проклятия».

МАМА - Я МЕДЖАЙ!ㅤ

Персонажа мотивирует его причастность к меджаям - охранителям фараона и нации, символу истинной чести, отваги и долга. По крайней мере так трактует этот термин игра.

В период Древнего царства (что очень-очень давно относительно эллинистического периода событий игры) на юге страны в Нубии в земле Медж египтяне набирали на службу местных лучников. Затем так стали называть всех нубийских наёмников. В Среднем царстве чужеземцы-меджаи из Нубии и ливийской пустыни упоминаются как солдаты.

Первые фараоны Нового царства использовали меджаев в войнах с гиксосами, а затем, при XVIII династии, их наделяют полицейскими функциями. В это время множество египтян присоединяются к корпусу меджаев, в том числе как офицеры. После XX династии термин больше не встречается в египетских записях.

Тогда почему создатели игры сделали Байека меджаем? Они действовали в рамках своей культурной среды. Всё началось с голливудского фильма ужасов 1932 года американской студии Universal под названием «Мумия». Борис Карлофф в роли мумии древнеегипетского жреца Имхотепа ищет и находит свою потерянную любовь Анхесенамон в Египте 1930-х годов.

В этом довольно популярном предшественнике известной нам «Мумии» с Бренданом Фрейзером, меджаи впервые выступают в роли элитных полицейских и телохранителей фараона. Их образ был позаимствован у французских мушкетёров из популярных приключенческих романов Александра Дюма (Каналья, тысяча чертей!). Затем меджаи отметились в художественной литературе, чтобы к 1999 году превратиться в древний орден по охране сокровенных тайн Древнего Египта. Ну как сценаристы из Ubisoft Entertainment могли пройти мимо такого подарка?

Итак, совершенно чуждый эллинистической культуре Египта Птолемеев, устаревший более чем 1 тыс. лет, меджай должен остановить давно умерших царей Чёрной земли.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

Меджай Байек из Сивы (слева) показывает свой меджайский значок: всем оставаться на своих местах.

ПИРАМИДА И ЕЁ ЧЕЛОВЕК

Примерно 170 человек, сменяя друга, занимали трон царя Египта в древние времена в течении почти 3 тысяч лет. Удивительные цифры для жителей большинства современных государств. Нам осталось продержаться ещё столько же, сколько мы уже «прошли», чтобы сравняться с Египтом.

Среди фараонов (звать так их всех некорректно) были яркие талантливые личности и полные бездарности, но среди всех этих людей лишь горстка удостоилось сомнительного почёта стать частью современной массовой культуры, нашей культуры.

Открывает наш поп-топ царь с единственной функцией построения и возлежания в своей грандиозной гробнице. Свою задачу по созданию Чуда света и основанию важнейшего туристического аттракциона всех времён Хеопс (он же Хуфу) блестяще выполнил строительством Великой пирамиды в Гизе.

Строил, конечно не он, а для него, но грандиозное древнеегипетское «лего» из многотонных каменных блоков стало самым наглядным символом власти одного человека над другими. Хотя самые последние исследования утверждают, что этой самой власти там было не так много, как принято считать, а сама фигура владыки Черной земли (египетское самоназвание их страны) и его усыпальница - скорее, символ единства нации (и никакой тирании).

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

Наш герой карабкается по золотому пирамидиону Великой пирамиды Хеопса

ЗАБЫТЫЕ ВЛАДЫКИ ЕГИПТА

Следующие почти 400 лет истории Египта показались культуре большинства совершенно не примечательными. Какие-то скучные административные дела, величественные крепости, масштабные гидротехнические проекты, расцвет литературы и нескончаемые войны в Ливии, Синае и Нубии.

Историки именуют этот период Средним царством. Цари воровали стройматериалы старых пирамид для своих, а затем вообще ушли мумифицироваться в скальные гробницы к западу от Фив, в пустынное ущелье, которое нам известно как Долина Царей.

Закончилось это всё воцарением в Нижнем Египте иноземцев семитского происхождения - гиксосов («хека-шасу»). В любом случае, имена любого из владетельных Аменемхетов и Сенусертов не известны за пределами исторической братии.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

| ЦАРЬ СЕНУСЕРТ III | портретная статуя, Древний Египет, Среднее царство, Династия XII, правление Сенусерта III, ок. 1878-1840 гг. до н.э., кварцит, 45 × 34 × 43 см, Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити

Мы привыкли видеть могущественных фараонов в довольно постоянном, идеальном образе, но около 1870 г. до н.э. Сенусерт III совершенно иначе представлял себе образ, который он хотел передать в вечность.

Выражение лица царя было мрачным, как будто бремя забот о народе и царских обязанностей тяготило его: наморщенный лоб, тяжелые веки и опущенный рот придают Сенусерту III старый и усталый вид. Резьба настолько выразительна, что возникло предположение, что это один из тех редких случаев, когда мы можем задуматься о портретном сходстве.

Однако, скорее всего, новый стиль был идеологическим приемом - якобы царь несёт тяжкое бремя власти. В статуях наследников и царей начала следующей XIII династии прослеживаются эти элементы новаторского стиля. Однако со временем каменные владыки снова стали улыбаться, когда зодчие вернулись к более традиционному представлению подданным всегда молодого, уверенного в себе мужчины в расцвете сил.

ЕРЕТИК НА ТРОНЕ

Укоренившимся на юге в Верхнем Египте египетским царям пришлось приложить массу кровавых усилий, чтобы изгнать гиксосов, а их победа ознаменовала наступление нового, самого популярного периода древнеегипетской истории - Нового царства. С одной стороны цари (которых именно тогда начали называть фараонами) этого времени ближе всего к античным авторам и не успели раствориться в истории, а с другой - мир позднего бронзового века действительно служил интересной декорацией с яркими актёрами в лице хеттов или ассирийцев.

Новое царство пыталось построить мировую империю, решить свои внутренние проблемы за счёт окружающего мира: сокрушить конкурентов и «выкачивать» ресурсы из покорённых и зависимых земель. В зависимости от этого императива египтяне, а затем и историки, оценивали личностные качества и итоги правления царей XVIII и XIX династий.

Унаследовав владения в Нубии, Ливии, Синае и Палестине, царь Аменхотеп IV продолжил борьбу отца и деда с политическим и экономическим могуществом жрецов. Будучи, более радикальным, он не только отказался от многочисленных культов старых богов в угоде солнечному Атону, но и не стремился сохранить египетские завоевания. С новым именем Эхнатон, яркий неоднозначный образ фараона-еретик сумел пережить попытки его хулителей навсегда убрать его из памяти людей.

Эхнатон, мы помним тебя!

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

| МУМИЯ ЭХНАТОНА | игровой концепт-арт Константина Костадинова - | ЦАРЬ ЭХНАТОН | статуя, Новое царство, Династия XVIII Амарнский период, ок. 1353-1336 гг. до н.э., из храма Атона в Карнаке, Египетский музей

КРАСАВИЦА ПРИШЛА

Отодвинув в сторону, своим прекрасным бюстом (другим бюстом), прочих женщин из окружения Эхнатона, на пьедестал эталонной царицы Древнего Египта поднимается Нефер-Неферу-Атон Нефертити (для друзей просто Нефертити). «Красавица пришла» (значение имени Nfr.t-jty) в жизнь владыки египтян, поддерживала мужа в его революционных начинаниях, помогала править страной и родила шестерых дочек-принцесс. К 14-му году правления Эхнатона (1336 год до н. э.) все упоминания о царице исчезают.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

| БЮСТ НЕФЕРТИТИ | вот этим бюстом, Древний Египет, Новое царство, Династия XVIII Амарнский период, ок. 1351–1334 гг. до н.э., Новый государственный музей, Берлин - игровой концепт от Satasanov!

ЮНЫЙ ФАРАОН

Смерть Эхнатона породила чехарду мимолетных слабых фараонов, одним из которых был Тутанхатон, по воле жрецов возрожденных культов старых богов, переименовавшийся в Тутанхамона. Единственным примечательным событием 20-летней жизни, этого глубоко больного с рождения юноши, было то, что он умер от малярии.

Наспех сооружённая, заваленная своими и чужими вещами, гробница (KV62) юного правителя в Долине Царей остаётся непревзойденной сенсацией мировой археологии, как единственная нетронутая грабителями последняя обитель фараона. В 1922 году археологи Говарда Картера извлекли из неё невероятные сокровища и древний грибок, который поразил некоторых участников экспедиции.

Грибок может быть не виноват, но скорая смерть нескольких весьма пожилых американских и британских египтологов из команды Картера дала повод журналистам сфабриковать так называемое «проклятие фараонов» для тех кто потревожил его покой. Стараниями любителей мистики, «проклятие» стало частью новой мифологии массовой культуры, и, как мы видим, нашло своё место в названии компьютерной игры.

Сам же фараон и его восхитительная золотая погребальная маска фактически стали символами всего Древнего Египта.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

| Погребальная маска Тутанхамона | Древний Египет, Новое царство, Династия XVIII, Долина Царей, гробница KV62, ок. 1323 до н.э., Египет, Египетский музей, Каир и Тутанхамон в игре (слева).

ФАРАОН-ВОИТЕЛЬ

Удивительно, но Эхнатон, Нефертити и Тутанхамона - нетипичные фараоны Нового царства - так популярны. Основной заботой «стандартного» владыки всех египтян было поддержание мира внутри страны и имперской власти за её пределами. Вначале фараонам-завоевателям XVIII династии кое-как противостояли князья Северной Сирии и Ханаана, государство Митанни, а также Вавилония, но последний представитель династии, полководец Хоремхеб, был вынужден отдать северные завоевания новому могучему врагу - хеттам.

Цари следующей XIX династии боролись с Хеттским царством за гегемонию в Азии. Апофеоз этой борьбы пришёлся на фараона Рамсеса II Великого. Отец нации и более 100 детей, наш герой успешно правил целых 67 лет. Благодаря небывалой ранее пропагандистской кампании, надолго закрепил за собой образ фараона-воителя и символа древнеегипетского милитаризма. Фактически проиграв решающую битву при Кадеше хеттам, Рамсес спас остатки войска и увековечил эту «победу» своей грандиозной строительной программой храмов, статуй и обелисков. В конечном итоге, через 16 лет походов, битв и осад египтяне и хетты помирились и заключили взаимовыгодный союз.

Рамсес прожил невероятные 90 лет, но то поле битвы при Кадеше, где молодой амбициозный 19-летний правитель сражался за свою жизнь, навсегда стало частью легенды о величайшем, самом знаменитом и могущественном фараоне.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

| МУМИЯ ЦАРЯ РАМСЕСА II | Древний Египет, Новое царство, Династия XIX, годы правления ок. 1317–1251 до н.э., Египетский музей, Каир и игровой Рамсес

Странноватый основоположник монотеизма Эхнатон, блистательная Нефертити, невезучий Тутанхамон и воинственный Рамсес II были выбраны создателями игры, как главные антагонисты нашего героя - человека с нелепым статусом меджая - Байека из Сивы. Осознанно или нет, но в этом люди из Ubisoft опирались не столько на реальное историческое наследие Древнего Египта сколько на свой собственный культурный код.

В их мире, возможно, почти слепой солнцепоклонник Эхнатон интересен как личность противостоящая косной древней системе. Талант зодчего Тутмоса сделал бюст царицы Нефертити из Берлинского музей женским лицом всего Египта, всех египтянок. Удивительные и чудесные вещи из гробницы Тутанхамона обеспечили, явно незаслуженное, внимание к самому мальчишке на троне. Трагическая и величественная история войн великих империй позднего бронзового века возвысила Рамсеса II, чей образ поглотил фараонов-воителей Яхмоса I, Тутмоса III, Сети I и других.

Да, такой выбор не очень похож на заявленную историчность, но рассказывает нам не менее занимательную историю новых мифов поп-культуры. А может быть это не так плохо? Может быть игра должна быть настолько достоверной, насколько это не мешает игровому процессу? Может быть любителю истории стоит поискать другое место для получения новых знаний? Например мой журнал!

Тем временем, своё проклятие занудного историка я буду нести сам, а Вы играйте и получайте удовольствие.

Assassin's Creed - Origins: the Curse of the Pharaohs. Проклятие автора, попкультуры и фараонов Компьютерные игры, Assassins Creed, Игровые обзоры, Развлечения, Длиннопост

pikabu GAMES

2.9K постов7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров