290

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию

Вы задумывались, насколько Репин большой художник? Умел писать все: исторические картины, всевозможные портреты, в конце жизни даже попробовал себя в импрессионизме. Что я пропустил? Правильно – остросоциальные и взрывные картины для того времени. А иногда и для нашего.


Забавно, что сам по себе художник не был революционером или даже критиком порядков. Да и вообще, царские заказы исполнял за очень большие деньги. Но как часто бывает, чистый талант перебивает запал, Репин переиграл многих в стремлении пробить актуальную социалочку.


Самый известный пример – «Не ждали», но есть не менее достойная картина – «Арест пропагандиста», которую Репин мучительно писал практически 10 лет – в 1880-1889, а еще добавлял мазки в 1892 году, после покупки полотна Третьяковым (поди снова бесил его правками).


Илья Репин – «Арест пропагандиста», 1880-1889, 1892

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Знает, шельмец, свое дело. Окружение картины серое и скучное, только два ярких пятна привлекают наше внимание – красная рубаха и синий чемодан с листовками. Сразу нам жирный намек, куда смотреть и про что картина.


Рыжего пропагандиста поймали на распространении запрещенных листовок. Этот образ долго преследовал Репина – впервые он увидел подобную сцену в 1878 и загорелся идеей написать такую картину. И просто уйму времени потратил на поиск подходящей модели.


Чемодан с двойным дном, мрачная решительность пропагандиста и карикатурные персонажи:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Поиски были не зря. Главный герой задает главное настроение картины – смелый и решительный революционер, который идет до конца. Рядом с ним немного гротескный полицай с красным носом и забавной стойкой. Да, он вещает проповедь вроде как уверенно, но вы знаете такой тип людей – напыщенно что-то рассказывает, а у вас в голове одна мысль «когда ты уже закончишь, надоел». Так и тут, главный герой даже его не слушает.


Фигуры заднего плана осторожно выглядывают из темноты и силятся понять, что тут происходит. Крестьянин-предатель совсем сумрачный. Написаны они все эскизно, в несколько мазков – они скорее элементы интерьера.


Крестьянам пропаганда не нужна, поэтому ребята обратились в подходящие органы. На сумрачного крестьянина и смотрит главный герой:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Справа герои прописаны четче остальных – жандарм, читающий листовку, и молодой следователь в характерной позе. Сзади еще один из полицаев радостно держит пачку бумаг – там явно запрещенные листы. Так Репин усиливает конфликт и создает максимально правдоподобную сцену.


Куча событий и эмоций на небольшом кусочке полотна: найдены бумаги, следователю-гончей все стало ясно, а подруга задержанного переживает:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Но этот вариант не был изначальным.

Итак, 1878 год. Репин под впечатлением большого судебного дела с пропагандистами, попавшими в переплет. Он пишет картину, где привязанный к столбу главный герой стоит в окружении крестьян как будто на суде. Результат по разным причинам его не устроил, и художник решил – а попробую-ка я писать новую картину 10 лет.


Илья Репин - «Арест пропагандиста», 1878. Первоначальный вариант:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Ну нет конечно, он искал идеальную сцену. Так медленно уходили с картины крестьяне по углам, добавлялись следаки и жандармы, из большого судилища картина превратилась в место задержания (здесь могла быть актуальная политическая шутка).


По сути, за время написания картины Репин создал свои основные социальные хиты, но еще и сместил акценты на другую идею. Изначально картина была про отношения революционеров с народом, где были представлены разные образы и типы, этакий Суриков. Но с годами на картине появились друзья в погонах и крестьяне-предатели (на одного из них грозным взглядом смотрит красная рубаха-парень), а главная идея картины – противостояние государства и революции.


Еще один народовольческий хит от Репина - «Отказ от исповеди» или как она называлась изначально «Перед исповедью»:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Из мирного и тихого пропагандиста-народника получился образ яркого революционера, решительного и упрямого. Кстати, в конечном варианте у него появилась подруга (она справа). Сделано это для того, чтобы органично вложить сцену обыска, не отрывая ее от основного конфликта.


Эскиз картины из 1879:

«Арест пропагандиста» Репина, или как художник от суда перешел к задержанию Живопись, Искусство, Картина, Художник, Илья Репин, Передвижники, Арест, Пропаганда, Картина маслом, Социальное, Российская империя, Революционеры, Разбор, История искусств, Длиннопост

Ну а вишенка на торте – в течение всего времени написания картины Репин улучшал свою технику, менялся как художник и учился уделять больше внимания деталям, а заодно сильно подтянул игру со светом.


Иногда излишний перфекционизм совсем не мешает. Если вы – Репин)


Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

Добра!