Александр Андреевич Иванов

Биография.

Александр Андреевич родился 28 июля 1806 г. в Петербурге в семье Андрея Ивановича Иванова и Екатерины Ивановны Диммерт. Мальчик рано проявил художественные способности. В 11 лет он в качестве «вольноприходящего» слушателя начинает посещать Императорскую академию художеств, где в качестве профессора служил его отец. За время обучения получил две серебряные и две золотые медали.

В 1830 г. художник уехал в Италию для дальнейшего обучения живописи. Поездку оплатило Общество поощрения художеств. Проехав Германию и Австрию, Иванов поселился в Риме. Там он изучает античное искусство и работы мастеров Возрождения. В Италии он проживет 28 лет.

В Риме Александр Иванов пишет картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» и «Явление Христа Марии Магдалине». За последнюю картину художник был удостоен звания академика художеств и продления оплаты поездки в Италию на три года.

Александр Андреевич Иванов Общество, Цивилизация, Картина, Искусство, Живопись, Иванов, Творчество, Длиннопост

В 1836 г. Иванов начинает писать полотно «Явление Христа народу». Работа над ним продлится целых 20 лет. За это время художником было создано множество эскизов и этюдов, которые давно уже приобрели самостоятельную ценность Кроме этого, Александр Иванов писал пейзажи, портреты, жанровые зарисовки.

После окончания срока оплаты его поездки, Иванов жил очень бедно, выпрашивая деньги у покровителей. Ему приходилось сидеть буквально на хлебе и воде, все свои доходы он тратил на воплощение своего грандиозного замысла - написание картины.

Художник вел замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь. У него было несколько неудачных любовных романов, но он так и не женился.

В 1845 г. Александр Иванов работает над эскизами запрестольного образа «Воскресение Христа» к строящемуся Храму Христа Спасителя. Однако им не суждено будет увидеть свет, так как заказ отдали Карлу Брюллову.

События итальянской революции 1848 г. сильно повлияли на художника. У него возник кризис веры, появились сомнения в божественной сути Христа.

В это непростое время у Александра Иванова возникает еще один грандиозный замысел. Он собирался написать всю жизнь и деяния Иисуса Христа, и сюжеты из Ветхого Завета, где есть упоминания о Спасителе. Эти работы художник планировал разместить в отдельном здании - «Храме человечества». Всего Иванов хотел написать 500 фресок и до конца жизни работал над эскизами к ним. После его смерти осталось 200 акварельных набросков, известных как «Библейские эскизы». Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.

Религиозные сомнения привели живописца к разочарованию в замысле его основной работы. К тому же у него начались проблемы со зрением. В конце-концов, картина «Явление Христа народу» так и осталась незавершенной.

В таком виде в 1858 г. Иванов отвез огромное полотно в Петербург. Его разместили в Академии художеств вместе с предварительными этюдами и эскизами. Выставка стала значимым событием в жизни Петербурга. Картина вызвала неоднозначные отзывы: как восторги, так и критику. Все эти переживания сказались на здоровье художника. Александр Иванов заболел холерой и 3 июля 1858 г. скоропостижно скончался. Через некоторое время после его смерти пришло известие о том, что император Александр II купил картину за 15 000 рублей и пожаловал автору орден Святого Владимира.

Творческий путь.

Явление христа народу (1837 - 1857 гг.)

Александр Андреевич Иванов Общество, Цивилизация, Картина, Искусство, Живопись, Иванов, Творчество, Длиннопост

«Всемирный сюжет» основан на первой главе Евангелия от Иоанна. В Италии, копируя «Сотворение человека» Микеланджело, художник увлекся «теорией». Читая Новый Завет, написал «Явление Христа Марии Магдалине», сделав первый шаг к масштабному полотну о приходе Мессии.

20-летний труд русского живописца был окутан завесой тайны. Мастерская закрыта для публики. «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», — писал Николай Гоголь. Именно благодаря его письмам в России узнали о создании картины.
Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Себя художник тоже изобразил — в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя.

Самое большое полотно Иванов так и не закончил: падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Переписав саму на одеяния, отраженные в воде, у художника уже не было сил. Они так и остались красными.

В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), совершающего крещение людей, собравшихся у каменистого берега реки Иордан. Увидев приближающегося Иисуса Христа, Иоанн указывает на него. Находясь в глубине полотна, Христос тем не менее занимает особое место в композиции — отделённый от других действующих лиц, он идёт по возвышенности, так что создаётся впечатление, что он поднят высоко над толпой. Хотя Христос служит центром всеобщего внимания, содержание полотна раскрывается не через его образ, а через реакцию других людей на его появление — художник стремился показать «нравственный переворот в душах людей, их порыв навстречу истине».

В толпе, выглядящей «общей массой» по отношению к Христу, выделяются отдельные группы и персонажи. Среди двенадцати фигур самого первого плана доминирующее положение занимает Иоанн Креститель. За его спиной находится группа апостолов — Иоанн Богослов, «прислушивающийся» или «глухой» апостол (иногда отождествляемый с Петром), Андрей Первозванный и Нафанаил (или «сомневающийся» апостол). В самой левой части полотна изображены «выходящие из воды» — мальчик и опирающийся на палку старик, а в самой правой части — группа «дрожащих», представленная мальчиком и его отцом. Левее «дрожащих» расположена фигура «смотрящего» — обнажённого юноши, повернувшегося спиной к зрителю. В центре первого плана, между Иоанном Крестителем и «смотрящим» юношей, находятся богатый старик и его раб, чьи «сидящие фигуры как бы выпадают из массы стоящих людей».

В правой части полотна, за «дрожащими», сверху вниз движется толпа, состоящая из фарисеев, римских всадников и других действующих лиц. Самого левого персонажа из толпы, одетого в хламиду тёмно-кирпичного цвета, называют «ближайшим к Христу»; некоторые исследователи связывают его с образом Николая Гоголя. Ещё несколько персонажей изображены в центральной части полотна, за группой богатого старика и его раба. Среди них выделяются юноша и поднимающийся старик, а также сидящий странник с посохом, в образе которого некоторые авторы видят «духовный автопортрет» художника. Под деревьями, находящимися в левой части холста, между головами апостолов можно увидеть «спрятанную» группу людей, среди которых есть и мужчины, и женщины. Как и все остальные, они тоже являются свидетелями происходящего действия.

Важную роль при работе над картиной играли пейзажные элементы, которые были необходимы для создания достоверного художественного образа описываемого события. На дальнем плане видны оливковые рощи, там же можно заметить белые здания Иерусалима. Горизонт замыкается цепью синеватых гор. С самого начала работы над полотном Иванов стремился посетить Святую Землю и предпринимал неоднократные попытки осуществить такую поездку, но это ему так и не удалось. В результате художнику пришлось использовать в качестве «прообраза библейской Палестины» Римскую Кампанью.

В письме к отцу, отправленном в сентябре 1836 года, Иванов писал: «Я ездил за несколько миль от Рима для написания этюдов для околичности, которую теперь почти привёл в порядок. Не легко сочинить приличный ландшафт, а ещё труднее сочинить его отделку. Портретным образом работать ландшафты гораздо легче, чем идеальным…». В Третьяковской галерее хранятся 86, а в Русском музее 15 живописных этюдов пейзажей для картины «Явление Христа народу». Пейзажные этюды, хранящиеся в Третьяковской галерее, подразделяются на «этюды деревьев» (21), «этюды гор и далей» (39) и «этюды почвы и камней».

«Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».

Александр Андреевич Иванов Общество, Цивилизация, Картина, Искусство, Живопись, Иванов, Творчество, Длиннопост

Сюжет для этого полотна художник подсмотрел в греческой поэме «Илиада», которая рассказывает о последнем троянском царе Приаме.

«Иосиф, толкующей сны заключенным с ним темнице виночерпию и хлебодару» (1826 г.)

Александр Андреевич Иванов Общество, Цивилизация, Картина, Искусство, Живопись, Иванов, Творчество, Длиннопост

Картина написана на библейскую тематику, где молодой еврей толкует значение слов царедворцам фараона. Одному из них юноша предсказал кончину, а другому - счастливую жизнь. Одного управителя это повергло в страх, другой сильно обрадовался. Эти люди, нарисованные Ивановым, настолько сильно показывают на лицах свои чувства, что их можно сравнить с надеждой и безнадежностью (на лице человека, который получил радостную весть о том, что он скоро выйдет из заключения, присутствует радостный взгляд. Он приподнялся и держит предсказателя за руку. Этому восторженному дуэту противостоит третий, который лежит в отчаянии на полу. Узнавший о своей скорой смерти, хлебодар фараона словно вжался в пол. Он не ищет поддержки у предсказателя, а просто в отчаянии погружается в свои грустные мысли).

"Явление Христа Марии Магдалине" (1835 г.)

Александр Андреевич Иванов Общество, Цивилизация, Картина, Искусство, Живопись, Иванов, Творчество, Длиннопост

На картине итальянские пейзажи, а в качестве фона живописные сады одной из самых знаменитых итальянских вилл 16 в., она славится своими ландшафтными террасами потрясающими фонтанами и водопадами с уникальными гротами.

Работая над этой картиной, мастер вдохновлялся творением датского скульптора и художника Торвальдсена. Именно с его работ Иванов сделал много набросков и зарисовок. В качестве главного героя Александр Андреевич использовал самого Аполлона.