Агрессивное поведение (часть 3/4)
Термин из 🔖 Словаря по конфликтологии 2.0 С.М. Храмова
Продолжение. Начало тут:
Агрессивное поведение (часть 1/4)Агрессивное поведение (часть 2/4)
Некоторые приемы реакции на агрессию
1) Нулевая реакция, отсутствие обратной связи. Применение приема может остановить эскалацию.
1-1) При вербальной агрессии частный прием — надеть солнцезашитные очки и продолжать молча стоять перед собеседником.
«В ситуации, когда количество провоцирующих сигналов будет минимальным, агрессивное поведение не будет иметь места».
Румянцева Т.Г. Модели влияния алкоголя на поведение // Вопросы психологии. С. 165 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/903/903161.htm. Дата доступа: 04.10.2022.
Если наблюдается обратный эффект — повышение уровня агрессии со стороны оппонента — необходимо перейти к другому приему.
2) Отвлечение от обсуждения темы, по поводу которой у оппонента произошла вспышка агрессии.
3) Отложение обсуждения вопроса или дачи ответа на другое время.
4) Ссылка на срочные, неотложные дела, чтобы покинуть «оперативную зону» (термин Г.С. Альтшуллера) распространения агрессии.
5) Тактильная реакция.
Пример тактильной реакции № 1. «Поглаживания, щекотания и пр. оказываются особенно эффективными в столкновениях между родителями и их маленькими детьми, а также между субъектами противоположного пола».
Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. С. 39 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1992/925/925035.htm. Дата доступа: 04.10.2022.
Пример тактильной реакции № 2. Изучение опыта по воспитанию доброжелательности показывает, что «большое место в формировании альтернативных агрессии образцов поведения представители племени отводят постоянному контакту детей со взрослыми, особенно на стадии доречевого общения. Щедрая доля физического контакта, общение через прикосновение, частые поглаживания — все это обеспечивает интимную связь ребенка с окружающими...».
Sorenson E. R. Cooperation and freedom among the fore of New Guinea / Montagu A. (ed.) Learning non-aggression. The experience of non-literate societies. N. Y., 1978. S.17.
6) Введение социальных запретов, правил поведения, этических принципов.
7) Регрессия — поведение, не соответствующее фактическому возрасту подвергшегося агрессии.
8) Метод «кавычек» по Милтону Эриксону.
«В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: «Знаешь к моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил? А пошли бы вы все . . .!».
9) Метод «парадоксальной интенции» (от лат. intentio — «намерение; стремление»).
Метод заключается в том, чтобы поступать противоположно ожидаемому со стороны агрессора поведению.
Пример. «Дело было в одном из сибирских городов. Прошла информация о том, что в городе прошла серия нападений на женщин и выдвинута версия о появлении маньяка. И вот как — то раз возвращаюсь очень поздно домой, вынуждена была задержаться на работе. А во дворе темно, фонарей нет, все соседи уже спят. Иду, боюсь. И вдруг из кустов выходят двое мужиков и хватают меня за руки. Я прямо обмерла. При этом умом понимаю, что надо что — то кричать. А вот, что кричат обычно в таких случаях — не помню. И я, вспомнив первое, что пришло на ум — как заору на весь двор „ура — а- а!“. Те кто меня держал буквально оторопели, потом резко бросают мои руки и обратно в кусты!».
Процедура «Реакция на агрессию в переговорах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azps.ru/training/2/trn168.html. Дата доступа:11.10.2022.
10) Физиологическая реакция: «Замри — беги — дерись — сдавайся» по Уолтеру Кеннону https://vikent.ru/author/469/
11) Избегнуть, уклониться.
«Млекопитающие по большей части «думают носом», и неудивительно, что у них важную роль играет маркировка своих владений запахом.
[...] Метки действуют как семафор на железной дороге, аналогичным образом предотвращающий столкновение поездов: кошка, обнаружившая на своей охотничьей тропе сигнал другой кошки, может очень точно определить время подачи этого сигнала; если он свежий, она останавливается в нерешительности или сворачивает в сторону, а если был оставлен несколько часов назад — спокойно продолжает путь.
Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии / Перевод выполнен А.И. Фетом (А.И. Федоров) по изданию: Lorenz Konrad, Das sogennante Böse, Borotha-Shoeeler, 1963. Редакция А.В. Гладкого [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.modernproblems.org.ru/philosofy/94-.html?showall.... Дата доступа: 04.10.2022.
12) Неотвратимость наказания
«Боязнь наказания способна предупредить агрессивное поведение при наличии ряда условий: 1) потенциальный агрессор провоцирует не сильно, 2) получаемая от агрессии выгода отсутствует или незначительна, 3) потенциальное наказание за агрессию будет суровым, 4) наказание весьма вероятно».
Смоленцева, В. Н. Агрессия в спорте: профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов: монография. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 38.
13) Угроза применения наказания
Антипример: в исследованиях Л. Эрона было установлено, что «наказание содействует снижению агрессии только у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии же такой идентификации оно, наоборот, стойко ассоциируется с агрессией».
Growing up to be violent: A longitudinal study of the development of aggression / Lefkowitz M. M. et al. N. Y., 1977. S.192.
14) Административный ресурс.
15) Дополнительные приемы:
— не спорить, признать право оппонента на выбор тактики поведения;
— скопировать позу оппонента, немного развернув корпус;
— молча выслушать претензии;
— если есть возможность, пройтись с собеседником, продолжая его выслушивать;
— задать подчеркнуто спокойным тоном уточняющие вопросы;
— замедление темпа речи, понижение голоса;
— переход на ровную безэмоциональную интонацию;
— обратиться за помощью к третьим лицам.
— если уместно — установить границы по поводу того, что больше терпеть нападки / повышенный тон и т.п. не намерены.
Необходимо учитывать, что примененный в неудачном контексте, при отсутствии необходимой аргументации и т.п. прием может привести к обратному результату);
16) Шутка, юмор, смех (тактика несовместимых ответов)
«Ч. Мюллер и Э. Доннерштейн провели ряд специальных лабораторных наблюдений, которые убедительно показали, что шутка, доброжелательный смех и т. п. могут составить наряду с эмпатией другую категорию ответов, несовместимых с гневом и агрессией. В экспериментах они демонстрировали одной группе испытуемых, которые были настроены агрессивным образом, развлекательные фильмы и комиксы, а другой — нейтральные изображения в виде пейзажей, мебели и т. п. В результате оказалось, что первые направляли затем более слабые электрические сигналы по сравнению с их сотоварищами из второй группы».
Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. С. 39 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1992/925/925035.htm. Дата доступа: 04.10.2022.
17) Частный прием предотвращения агрессии
Р. Барон для предотвращения сексуальных нападений советует «притвориться физически больным или даже первым обратиться за помощью к предполагаемому агрессору».
Baron R. Human aggression. N. Y., 1977. S. 187.
Окончание Агрессивное поведение (часть 4/4) выйдет 16 ноября 2022. Подписываетесь на наш канал, чтобы не пропустить.
Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
+ Воскресным вечером 13 ноября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT. RU пройдёт онлайн-лекция № 296:
Читатели VIKENT.RU
1.3K поста159 подписчиков