Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

А если пилоту станет плохо?

Вице-премьер – глава Минпромторга России заявил, что второго пилота самолёта можно заменить на виртуального. Министерство уже объявило конкурс на разработку такой технологии к концу 2024 года. По его прогнозам, перейти к модели с одним пилотом возможно только в следующем десятилетии. Объясняем, почему разработки по внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в гражданские полёты стали мировым трендом и чем это полезно всем нам.

— Зачем нужен второй пилот?

Сегодня для управления большинством пассажирских авиалайнеров и грузовых самолётов необходимо два человека. Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот (ВП) распределяют обязанности между собой.

Пока один управляет полётом, второй отвечает за технические манипуляции: например, убирает шасси при взлете и ведёт переговоры с диспетчером. Также вторые пилоты в процессе учатся и набираются опыта, чтобы впоследствии самим стать КВС.

Кроме того, люди проверяют действия друг друга: если один ошибся, второй может это быстро поправить. У пилотов такая практика называется cross check. Также ВП вступает в дело в экстренных ситуациях: например, если командир экипажа потерял сознание в полёте (такие случаи крайне редки, но всё же бывали в истории авиации).

— Что может виртуальный пилот?

Сегодня роль человека в управлении самолётом уже снижается: до 90% каждого полёта проходит в автоматическом режиме, и пассажиры не замечают этого. Авиация не стоит на месте, и разработки по использованию искусственного интеллекта в ней — это следующий шаг на пути прогресса.

Специальная электронная система на борту сможет серьёзно облегчить жизнь единственного пилота. Пока компьютер ведёт воздушное судно, человек может заниматься самой трудоёмкой задачей — планированием полёта и оценкой ситуации со своей стороны. Cross check здесь также присутствует: человек при необходимости сможет вмешаться и скорректировать действия системы.

Вполне возможно, что по мере развития технологий в будущем мы увидим беспилотную гражданскую и грузовую авиацию. Однако это вопрос уже следующих десятилетий.

Сегодня ИИ уже используют при управлении воздушными судами, правда, пока в военной авиации. Однако гражданская отрасль также активно обсуждает подобные варианты. Например, ведущие мировые производители пассажирских авиалайнеров Boeing и Airbus работают над расширением роли электронных систем в управлении самолётом.

Вторая из них уже несколько лет тестирует систему автономного руления, взлёта и посадки. И опытный авиалайнер справляется со всеми задачами благодаря бортовому «техническому зрению».

Кроме того, концепцию одноместной кабины пилотов рассматривают разработчики перспективного широкофюзеляжного пассажирского самолёта CR929. Над этим проектом работают совместно китайская корпорация COMAC и российская «Объединëнная авиастроительная корпорация» (ОАК).

Уходит эпоха?

А если пилоту станет плохо? Авиация, Гражданская авиация, Авиакатастрофа, Промышленность, Авиационная безопасность, Техники vs Пилоты, Пилот, Минпромторг, Новости

https://turbo.ria.ru/20220816/pilot-1810020651.html

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу