\_()_/ Без ТЗ — результат ХЗ (нет)

К каждому из нас приходили клиенты, которые не могут четко сформулировать задачу.

— Мне нужен SMM, но я не знаю, что именно делать и какой бюджет закладывать…

— Хочу сайт, но не знаю, как он должен выглядеть, и референсов нет…

— Мне нужна продающая статья в стиле Forbes, но о чем писать, хз…

«Ну тупы-ы-е!» — причитают фрилансеры, пересылая скрины переписок в чаты с коллегами. А там все, обнявшись, дружно повторяют мантру: «Без ТЗ — результат ХЗ!»

А потом эти же самые фрилансеры жалуются на низкие гонорары, скучные проекты и клиентов, которые им не доверяют и постоянно указывают, что и как делать.

Нелогичненько.

* * * * *

Далеко не все клиенты разбираются в маркетинге, SEO, дизайне и прочих копирайтингах.

Они часто не могут составить адекватное техзадание, потому что не представляют, как решать их проблему. Они и проблему то не всегда способны увидеть, с их точки зрения все может быть хорошо.

Поэтому они и обращаются за помощью к специалисту. Они ждут, что мы возьмем инициативу в свои руки и скажем им, что надо делать, сколько это будет стоить и какой результат можно ожидать.

Они не тупые. Они просто не разбираются в нашей работе — точно так же, как мы не разбираемся в ремонте вертолетов или лечении больной спины. Мы идем к врачу или мастеру со своими проблемами, а предприниматели идут к нам со своими.

Более того, многие клиенты только думают, что что-то понимают, а на самом деле заблуждаются. Техзадания, которые они составляют, — вредное говнище, которому нельзя следовать ни в коем случае.

Они как ипохондрики, которые приходят к врачу и говорят: «У насморк и болит живот, поэтому срочно делайте мне МРТ, оперируйте желудок и пропишите что-нибудь от рака»

Поэтому даже если клиент пришел с готовым техзаданием, обычно все равно приходится разобраться в задаче и все перепроверить.

* * * * *

Поэтому на нормальных проектах техзадание часто составляет не клиент, а сам исполнитель.

Он разбирается в задаче, продумывает, что именно надо сделать, считает смету и сроки, составляет план работ, прогнозирует результат — и все это презентует клиенту.

Именно из таких проектов получаются лучшие кейсы. Именно за них компании готовы платить высокие гонорары. Именно на них мы получаем самый ценный опыт и быстро растем как специалисты.

А поговорка «Без ТЗ результат ХЗ» — вредная наивная фигня. Кто так говорит, того нейросети заменят первым.

Лига фрилансеров

1.9K поста16.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Не забывайте поддерживать авторов плюсами!


Нельзя:

- Добавлять нетематические посты, последнее решение за модератором

- Рекламировать какую-либо продукцию в виде постов


Можно:

- Делится любыми интересными историями, связанными с фрилансом :)