4 декабря. Рождение легендарного автомобиля «Москвич-400-420»
4 декабря 1946 года, на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года - Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, АЗЛК), был собран первый малолитражный легковой автомобиль, предназначенный для частного использования, - «Москвич-400-420». Это событие запустило массовую автомобилизацию в СССР и открыло новую эру для советского автопрома.
Предыстория
Ещё в конце 1930-х годов в СССР существовали наработки по созданию малолитражного автомобиля для частных владельцев, но война прервала эти планы. После Победы государство столкнулось с колоссальными задачами по восстановлению народного хозяйства. Одним из стратегических решений стало освоение производства современного и доступного легкового автомобиля, который мог бы служить как в народном хозяйстве, так и для личного пользования граждан. За основу было решено взять немецкий автомобиль Opel Kadett K38, который выпускался на заводе в Рюссельсхайме до войны. Это решение было обусловлено прежде всего прагматичностью советского руководства, так как данную модель сочли невероятно удачной для массового производства. В 1945 году оборудование с завода Opel в Бранденбурге, а также техническая документация и часть комплектующих были вывезены в СССР в счёт репараций. Производство было организовано на базе бывшего Московского автосборочного завода имени КИМ, который до войны собирал из американских комплектующих автомобили Ford и ГАЗ-А.
Рождение легенды
Главным инженером проекта и первым директором завода был назначен Иван Алексеевич Лихачёв, легендарная фигура советского автопрома, однако непосредственным создателем «Москвича-400» по праву считается талантливый инженер Александр Фёдорович Андронов, который возглавил КБ завода. Про жизненный и профессиональный путь Александра Андронова я написал статью в своем ТГ-канале. Надеюсь она покажется вам интересной. Под его руководством группа советских инженеров, включая таких специалистов, как Юрий Долматовский, проделала колоссальную работу. Они не просто скопировали немецкий Opel, а существенно переработали и адаптировали его к тяжелым дорожным и климатическим условиям СССР. Были усилены рама, подвеска, изменена конструкция кузова, чтобы машина могла уверенно чувствовать себя на советских грунтовых дорогах. Процесс производства на изношенном и не до конца освоенном немецком оборудовании был крайне сложным. Многие детали, особенно кузовные панели, изначально приходилось делать практически вручную, используя вывезенные из Германии штампы, которые часто дорабатывались на месте. Сборка первых автомобилей была, по сути, штучной, и каждый экземпляр становился результатом огромного труда рабочих и инженеров.
С технической точки зрения «Москвич-400» был для своего времени современной и прогрессивной машиной. Это был компактный четырехдверной седан с несущим кузовом, что было передовой технологией по сравнению с рамными конструкциями многих автомобилей тех лет. В движение автомобиль приводил четырёхтактный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель объёмом 1074 кубических сантиметра, который развивал мощность 23 лошадиные силы. Этого было достаточно, чтобы разогнать легковую машину массой около 840 килограммов до максимальной скорости 90 км/ч. Коробка передач была трёхступенчатой механической, привод - задним. Автомобиль отличался простотой конструкции, ремонтопригодностью и экономичностью, потребляя около 9 литров бензина на 100 километров. Он был рассчитан на четырёх человек и обладал достаточно комфортабельным для своего класса салоном.
Так же стоит раскрыть тайну названия автомобиля. Полное производственное наименование автомобиля «Москвич-400-420». Поскольку первый автомобиль этой модели был собран на Московском заводе - было решено назвать его Москвичом. 400-420 это производственные индексы, где 400 - означало модель двигателя, а 420 - модификацию кузова
Последствия
«Москвич-400» был первым по-настоящему массовым легковым автомобилем в СССР, доступный не только государственным учреждениям, но и частным лицам, хотя поначалу цена для рядового гражданина оставалась очень высокой. Его стоимость в 1946 году составляла около 8000 рублей, при средней зарплате рабочего -700 рублей. «Москвич-400» заложил основу для всей последующей линейки автомобилей «Москвич», которые выпускались на заводе вплоть до 2000-х годов. Он стал символом послевоенного возрождения, предметом гордости и мечты для миллионов советских людей. На его базе были созданы модификации, включая кабриолет и даже небольшие партии фургонов. Производство этой модели продолжалось до 1954 года, и за это время было выпущено более 215 тысяч экземпляров. Успех «Москвича-400» доказал жизнеспособность советского легкового автомобилестроения, подготовил кадры и производственную базу для более сложных и современных моделей, таких как «Москвич-402» и последующие.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! С большим количеством обзоров и историй вы можете ознакомиться на дзене и в телеграм-канале. Спасибо!




Лига историков
19.4K постов55K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения