26 июля 1972 года. Крушение поезда на станции Ламенка

Жители СССР с трудом вспомнят о каких-то глобальных катаклизмах или крупных катастрофах тех времен. Но не потому, что таковых не было — просто советская цензура тщательно скрывала факты, создавая картинку спокойной и благополучной жизни. Одной из малоизвестных катастроф стало крушение пассажирского поезда «Новокузнецк — Москва» в ночь с 25 на 26 июля 1972 года возле поселка Ламенский Тюменской области.

В ту ночь на станции дежурила молодая неопытная девушка, не так давно начавшая работать на железной дороге. Не удостоверившись, свободен ли путь, она включила «зеленый» сигнал пассажирскому поезду. В то время путь был занят товарным составом. Пассажирский поезд на полной скорости врезался в хвост грузового состава, в результате чего возник сильный пожар. Больше всего пострадали первые вагоны, практически все люди в них погибли. Пассажирам других вагонов повезло больше: они смогли самостоятельно выбраться и своим ходом отправились к поселку.

На место аварии тут же подоспели пожарные, милиция, место крушения оцепили. Очевидцы, местные жители, наблюдали, как спасательные бригады извлекают из-под обломков обгоревшие людские тела. Один из жителей насчитал 116 погибших. Тела погибших увезли на специальных машинах. Железнодорожники быстро расчистили рельсы и пустили другие поезда по обходному пути. Люди в проезжавших мимо поездах видели аварию, а один человек даже пытался фотографировать. Но один из милиционеров, стоявших в оцеплении, заметил фотографа и сообщил об этом. На ближайшей станции пассажира с фотоаппаратом сняли с поезда и увезли в неизвестном направлении. О его дальнейшей судьбе не сообщается.

Двух стрелочников и дежурную по станции осудили на 10 лет. Позже девушка и один из стрелочников не выдержали угрызений совести и свели счеты с жизнью. Чтобы подобная трагедия не повторилась, на станции Ламенка внедрили автоматическую систему перевода стрелок.

Даже по прошествии 50 лет информация о железнодорожной аварии в Ламенке остается засекреченной. В МВД, ФСБ, областном суде отказались предоставить журналистам информацию, мотивировав тем, что в их архивах никаких сведений не сохранилось. Очевидцы рассказали, что на месте аварии работали сотрудники госбезопасности, поэтому вряд ли удастся раздобыть хоть какие-то официальные сведения. Проверялась версия о теракте, но в конечном итоге все списали на человеческий фактор: была гроза, и стрелочник не захотел выйти и проверить, свободен ли путь. Согласно официальным данным, погибли 58 человек, ранения разной степени получили 16. Но очевидцы утверждают, что пострадавших было более 200 человек.

26 июля 1972 года. Крушение поезда на станции Ламенка История, Негатив, Уголовное дело, СССР, Железная дорога, Катастрофа, 70-е, 1972, Видео, YouTube, Длиннопост

Табличку повесили не так давно, об этой катастрофе в советское время предпочитали не говорить

Материал проекта «50 лет назад», в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 50 лет назад.